Заключение
Исследование приводит нас к выводу, что авторская песня - это синкретический поэтический жанр, имеющий лирическую и эпико-драматическую составляющие.
Зародившись в толще массового студенческого песенного творчества, авторская песня к началу 1960-х гг. в лучших своих образцах стала оформляться как внутрипоэтическое направление, обновляющее лирическую и эпическую традицию за счёт широкого освоения городского фольклора. Синтезом лирического стихотворения и элегического русского романса стали песни Булата Окуджавы. На стыке поэзии, прозы, драмы и стилизованных романсовых форм XX века (таких, как лагерная, уличная, "блатная" песня, мещанский романс) рождались бытовые баллады Александра Галича и Владимира Высоцкого.
Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра и его деление на два направления:
1) лирико-романтическое, представленное, наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю. Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого;
2) эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого, принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.
Лирико-романтическая авторская песня, как правило, опирается на лирическое начало. Лирический герой выступает в качестве поэтического символа. Лирический сюжет подразумевает предельную обобщённость, повествуя не о каком-либо конкретном происшествии, а о главном Событии, о сущности поэтического мира. Реальность в поэтическом отображении получает идеальное, романтизированное воплощение.
Лирические песни Окуджавы с "одомашниванием" высокого и воспеванием быта, поднятого до уровня бытия, вниманием к частной жизни "маленького человека", как бы дополняли остропублицистическую, "декламационную" и декларативную поэзию шестидесятых. Окуджава воссоздаёт в своём поэтическом пространстве маленькую, тихую Москву, напоённую любовью и грустью, населённую добрыми согражданами, всегда готовыми прийти друг к другу на помощь. В творческом акте Окуджава устремляется в опоэтизированное прошлое - в былое, в любимый им XIX век с его благородными идеалами. В центре его поэтики - образ Надежды, понимаемой как субстанция идеальная, богопочитаемая, символ спасения и, одновременно, как сугубо земная женщина, современница поэта; образ Музыки, широко трактуемой как волшебство, как искусство вообще (в том числе и поэзия), средство преображения мира, реального Арбата в поэтический, "горний" Арбат. Мировосприятие Окуджавы, основанное на доброте, мудрости, гармонии, напоминает пушкинское  отношение  к  жизни.  Верность пушкинско-моцартианскому началу он постоянно декларирует в своём творчестве.
Эпическое, событийное начало в авторской песне тесно связано с началом комическим, смеховым. Можно утверждать, что смех (комическое событие, случай, анекдот) служит базисом в бытовых балладах Галича и Высоцкого. Смех овеществляет, "обытовляет" всё высокое, условное, переводит его в план материальный, бытовой. Подобно тому, как в балладе-трагедии  существует катарсис трагический, в балладе-комедии существует смеховой, комический катарсис (преодоление смерти и "скуки жизни" через осмеяние).
Бытовые баллады Галича и Высоцкого вобрали в себя опыт фольклора, народно-смеховых, карнавальных форм. В своём творчестве Галич и Высоцкий осуществляли попытку индивидуального карнавала на фоне заметной "карнавализации" жизни советского общества 1960-х гг. Подобно карнавалу средневековья и Ренессанса, бытовые баллады создавали в смехе вторую реальность, оппозиционную по отношению к официальной жизни. Высоцкий, больше опиравшийся на фольклор, выступил в балладе носителем преимущественно народно-смехового начала - целостного гротеска и смеховой сатиры, а Галич, более связанный с литературной, прозаической и драматической традицией (Салтыков-Щедрин, Зощенко, Эрдман), явился носителем преимущественно субъективированных, инвективных литературных форм - романтического гротеска и серьёзной, обличительной сатиры.
В бытовых балладах получили своеобразное воплощение традиционные карнавальные мотивы маски, марионетки, безумия, шутовства, материально-телесной стихии (в частности, мотив пьянства).
В исследовании проводится сравнение особенностей художественного метода Галича и Высоцкого, обсуждается проблема их взаимовлияния и творческого диалога. 
Будучи изначально ориентированной на литературную традицию, но одновременно являясь жанром молодым, авторская песня как бы заново повторила двухвековой путь русской поэзии. В этой связи заслуживает внимания концепция развития советской песни, предложенная Е. Эткиндом. Он называет массовые песни тридцатых-сороковых годов, "начисто лишённые жизненной конкретности", нередко "сказки, баллады", - песнями советского классицизма. Их, по Эткинду, сменили романсы Окуджавы, отличительной чертой которых стал "пронзительный лиризм". "Окуджава - это период романтизма в истории нашей песни", считает Е. Эткинд; песни же А. Галича, по Эткинду - искусство реалистическое, "высокая зрелость не только нашей песни, но и вообще нашей поэзии шестидесятых-семидесятых годов" . К сожалению, в классификации Эткинда пустует место В. Высоцкого; как бы дополняя её, Н. Рудник называет метод Высоцкого "романтической эклектикой в позитивном смысле". "Эклектикой в позитивном смысле" можно назвать и метод авторской песни в целом, сочетающий в себе и романтизм, и символизм, и реализм, и академизм, и гротесковые формы и т. д. - вплоть до сюрреализма и постмодернизма.
Вместе с тем в творчестве бардов постоянно ощущается перекличка с поэтами-классиками: так, Окуджава часто апеллирует к Пушкину, Галич посвящает стихи Ахматовой, Пастернаку, Хармсу, Зощенко; М.Анчаров и Н. Матвеева обращаются к опыту А.Грина. Как пишет А. Мирзаян, "авторская песня живёт энергией осмысления" , то есть в ней важен историко-литературный,  "познавательный"  аспект. Барды-композиторы, уловившие и подхватившие интонацию и стиль авторской песни, выступили пропагандистами классической русской поэзии. Е. Клячкин и А. Мирзаян, по существу, "открыли" широкому кругу "закрытую" поэзию И. Бродского; А. Суханов и А. Дулов - поэтов "серебряного века"; С.Никитин - Ю. Левитанского, А. Кушнера, Ю. Мориц, Б. Пастернака. Осваивает русскую и зарубежную классику В. Берковский.
По формулировке А. Мирзаяна, "авторская песня - наш национальный фольклор. В ней сегодня, кроме собственных поэтических наработок, присутствует вся русская поэзия, от Пушкина до Бродского" . Традицию авторской песни как "осмысленного пения" в своём творчестве успешно развивали такие композиторы, как А. Петров, М. Таривердиев, Ген. Гладков.
С другой  стороны, к авторской песне имеют непосредственное отношение и литераторы, не занимавшиеся ею профессионально - например, поэт Глеб Горбовский, написавший знаменитую песню "Когда качаются фонарики ночные...", и прозаик Юз Алешковский ("Окурочек", "Товарищ Сталин, вы большой учёный...").
Сегодня жанр, претерпевая постепенные изменения, существует и как направление поэтической лирики, и, в то же время, как явление театрально-эстрадное - иначе говоря, обременён серьёзными внутренними противоречиями. Зачастую успехом пользуются песни с заурядными с точки зрения поэтической текстами - своеобразные АП-шлягеры; и, напротив, песни-стихи высокого профессионального уровня остаются в тени. Соответственно с разновидностями жанра есть барды-артисты и барды-поэты .
Нам, конечно же, интересны перспективы развития именно АП-поэзии.
На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в бардовском стане возникло ощущение, что жанр "умер". Первым это заявил сам Булат Окуджава в 1988 г., далее этот мрачный диагноз подхватили и другие "поющие поэты". По мнению Окуджавы, жанр "оставил по себе добрую память, оставил имена и творчество нескольких истинных поэтов". Окуджаву не устраивал уровень стихов тех, кто называет себя бардами; он считал, что эти стихи - "в большинстве своём плохие" . Подобная точка зрения имеет свой резон - во втором поколении бардов нет столь ярких имён, как Окуджава, Галич и Высоцкий. Однако определённое развитие традиция авторской песни и здесь получила.
К сожалению, сейчас можно определённо утверждать, что балладная линия Галича-Высоцкого дальнейшего развития и продолжения не нашла. Раздаются голоса, что не оставил наследников и Окуджава. Однако, движение жанра пошло как раз по лирической составляющей. Определяющие черты второго поколения  бардов,  чей  расцвет  пришёлся на семидесятые-восьмидесятые годы, - это уход  в самоанализ,  в "тихую" лирику, в элегичность (напомним, что таково общее свойство отечественной поэзии семидесятых годов), а также ещё больший уход от пафоса и "громкого" смеха - в мягкую иронию. В этом смысле авторская песня пошла именно по окуджавскому пути.
Абсолютно элегический поэт - Владимир Бережков. Вл. Новиков полагает, что в поэзии Бережкова "осуществился органичный переход от  “громких” 60-х к спокойной вдумчивости последовавших десятилетий" . По мнению В.Микушевича, Бережков - "певец обнажённой, беззащитной, уязвимой мечты. В каждой новой песне В. Бережков до сих пор оплакивает погибшую мечту и баюкает новорожденную, не решаясь признаться себе, но и не сомневаясь в её неизбежной гибели, как будто гибель мечты - условие её бессмертия и мечта - Феникс, гнездящийся в собственном неостывающем пепле" . Лирический герой Бережкова - "человек с обочины, неприкаянный, обнесённый чашей на пиру жизни" . С элегическим аскетизмом выписаны окружающие его неяркие пейзажи:
Трава колючая и ломкая,
Прозрачно солнце и белесо,
И за холмами, воздух комкая,
Дым поднимается над лесом.
Здесь небо с облаками осени,
Здесь мы друг друга упускаем...
Дорога повисает в озими,
И птица в небе, птица поздняя
Летит, летит, не умолкая.
                            (“Вера”)
Можно сказать, что Бережкову повезло с поэтическим окружением: выпускник филфака МГУ, он был постоянным участником литобъединения СМОГ, дружил с его "президентом" Леонидом Губановым, на чьи стихи написал немало песен. Имена друзей-ровесников составили цепочку бережковских посвящений - В. Коркия, А. Анпилову; ушедшим Л. Губанову, В. Делоне, Ю. Аделунгу, В. Матвеевой. 
При всём отличии от Галича и Окуджавы, Бережкова роднит и связывает с ними острое чувство сопереживания людям, близким и далёким. В песне "Соломинка" Бережков, перекликаясь с "Полночным троллейбусом" Окуджавы, продолжает и утверждает традицию осознания искусства, основанного на "крике боли".
Особое место в новом "песенном" поэтическом поколении занимает Вера Матвеева, привнесшая в жанр неповторимую трагическую интонацию. В 31 год, после тяжёлой болезни, Вера Матвеева ушла из жизни. Зная о скорой смерти, она пришла от отчаяния к принятию своей судьбы. По словам Н.Кирилловой, трагедия в её поэзии "присутствует всегда, но она ненавязчива", пронизана "чистым светом" .
Нельзя не отметить устремлённость В.Матвеевой к формальным поискам. Она "шла к предельной интонационной индивидуализации стиха, двигалась от канонических метров в сторону стиха нерифмованного, а то и верлибра" .
Лирическая героиня Вероники Долиной - современная женщина; её портрет дан в интерьере домашних забот. Долина умеет "без затей, натуги и ложной красивости вести речь о бытие как о быте, и о быте как о бытие" .
В. Долина относится к поэтам "раннего созревания". Уже в 21 год она была широко известна в кругах любителей авторской песни. Даже в раннем творчестве её заявлена поэтическая тема, виден сложившийся стиль:
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила, -
Всех видов и мастей.
Её поэзия не чурается чисто бытовых обязанностей, "женских" хлопот по дому - варки, мытья посуды и полов, стирки ("Лохань стихов, лохань белья, // Лихая линия моя"), чем напоминает Е. Винокурова, воспевшего любимую женщину в бытовом интерьере ("Моя любимая стирала"). "Простая" жизнь выписана В. Долиной с любовью, но и с иронией. Вместе с тем поэтический мир В. Долиной стенами квартиры не ограничивается. Своеобразное развитие получает здесь историко-литературная тема: Долина, например, посвящает песни "канувшим в дыму обэриутам" ("Памяти Д. Хармса"). Очень важен в её песенном творчестве диалог с поэтами-современниками: рок-поэтами А. Макаревичем и Б. Гребенщиковым ("Послание року"), поэтом А. Кушнером. Она "предугадывает" скорую смерть Высоцкого ("Не пускайте поэта в Париж"); пишет песню-напоминание о первой жене Высоцкого, матери его сыновей; обращается к Галичу, используя форму известного стихотворения Окуджавы:
Былое нельзя воротить, а грядущее катится.
Два бога над нами.
Два бога: покой и комфорт.
И всё-таки жаль, что нельзя Александра Аркадьича
Нечаянно встретить в метро "Аэропорт".
Традиционная для  романтики  тема  полёта над повседневностью своеобразно преломляется в поэтике В.Долиной в полёт "вместе с бытом", вместе с домом:
Никто не знает, что мой дом летает.
В нём орущие дети и плачущий пёс.
Никто не знает, что мой дом летает.
О, только бы ветер далеко не унёс!
Свою нишу в авторской песне заняли барды "второй волны" Вадим Егоров, Владимир Туриянский, Евгений Бачурин, Александр Дольский, Олег Митяев, Юрий Лорес, Владимир Ланцберг. В конце 1980-х гг. получило известность творчество Андрея Анпилова, Михаила Кочеткова, Вадима и Валерия Мищуков, Михаила Щербакова, Георгия Васильева и Алексея Иващенко.
Особняком в песенной поэзии стоит рок-поэзия. Собственно "литературным фактом" она, за редким исключением, не стала - может быть, оттого что была изначально более ориентирована на музыкальность и на эпатаж, теряя в качестве текста. Рок-тексты зачастую страдают излишней публицистичностью; лобовые призывы чередуются в них с крайним индивидуализмом,  полны  конъюнктурных,  рассчитанных  на успех у молодёжи штампов и красивостей. Даже у лучших из рок-бардов тексты редко выходят за рамки предсказуемой банальности, так что даже идеолог рок-движения А.Троицкий резонно сетует на "ущербность" музы рок-поэзии .
Из потока авторов с электрическими гитарами можно выделить имена Виктора Цоя, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева, Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова. Самое же яркое явление среди них - наименее "роковый" из всех Александр Башлачёв, покончивший жизнь самоубийством в "лермонтовском возрасте". В его поэтике, по наблюдениям П. Вайля и А. Гениса, преобладает "русскость" - прежде всего в языке,- позволяющая критикам назвать песни Башлачёва "русскими народными песнями конца XX века" . Он широко использует скоморошеский стиль, его языку свойственна частушечность, раёшность, образность "есенинского толка, с заметным привкусом есенинского же имажинизма" . Немалую роль в его поэтике играет смеховое начало, которое можно было бы назвать трагично-гротесковым. Лирический герой Башлачёва осознаёт собственную судьбу как трагедию, выхода заведомо не ищет; его мрачная ирония не спасает, а лишь "приукрашивает" близкий печальный конец.
На другом полюсе рок-поэзии - "эстетическом" - творчество Бориса Гребенщикова. Здесь "странность" возведена в абсолют, о чём красноречиво говорят даже названия ("Песни вычерпывающих людей", "Небо становится ближе", "Сны о чём-то большем"). В этом эклектическом сплаве перемешаны Вертинский и обэриуты, православие и буддизм, романтическая "загадочность" и свойственное постмодернизму насмешливое жонглирование мировой культурой. Декларируется верность "чистому искусству" и - в порядке эксперимента - обретает мелодику "верлибр". В своих песнях Б. Гребенщиков осуществляет попытку "скрестить" русское поэтическое слово (несомненно, опирающееся на литературную традицию) с современным западным мелосом, причудливо приукрашенным восточными полутонами.
В настоящее время аудитория авторской песни значительно сузилась; концерты переместились из больших концертных залов в маленькие салоны. В Москве функционируют три "очага", где регулярно проводятся концерты бардов: Центр авторской песни, Театр песни "Перекрёсток" под руководством В. Луферова и бар'д-кафе "Гнездо глухаря"; в Центральном доме литераторов собирается экспериментальное "Рок-кабаре", где также выступают барды. А.Анпилов определяет сегодняшний ареал авторской песни как "промежуточный", где-то между театром и литературным музеем".
Вместе с тем в последние год-полтора наблюдается некоторое усиление опосредованного влияния авторской песни на культурную жизнь России. Без бардов практически не обходится ни один литературный вечер. Ежегодно проводятся фестивали солдатской песни. Бардов активно приглашают к участию в своих культурных программах различные политические партии. Не утихает и процесс самодеятельного песнетворчества: песни сочиняют телеведущий И. Кононов (Авторское телевидение), экс-советник Президента РФ Г. Сатаров, глава налоговой службы Г. Боос, депутат Госдумы С. Бабурин, Президент Украины Л. Кучма. Выступают с акустическими концертами рок-музыканты. 
Видимо, в ближайшее время развитие авторской песни будет определяться двумя тенденциями: с одной стороны, усилится музыкальное начало и исполнительский профессионализм, так как ниша "умной" песни на эстраде отнюдь не заполнена; с другой стороны, авторская песня укрепится как некий противовес массовой культуре, и тогда здесь возможно образование новых синтетических, экспериментальных направлений.
Перспективы развития авторской песни оцениваются исследователями жанра по-разному. Существует точка зрения, согласно которой авторской песней следует считать только то, что написано до начала 1990-х годов (А. Е. Крылов). С другой стороны, внушает оптимизм прогноз известного литературоведа Л.Долгополова, пророчащего авторской песне расцвет именно на рубеже веков . Оправдаются ли эти надежды, достигнет ли авторская песня новых высот в новой культурной ситуации, зависит от того, как сложится творческий путь каждого из молодых бардов, находящихся сейчас на "стилистическом распутье". У нового поколения существует возможность использовать и синтезировать творческий опыт классиков жанра - романтиков-шестидесятников (романсового театра Окуджавы), балладного театра Галича и Высоцкого, "тихих лириков" второй волны и болезненно-эпатажных рок-поэтов. На творчестве нового поколения не может не сказаться и опыт прочтения совершенно доступной сейчас новейшей русской поэзии, отечественной и эмигрантской. К развитию авторской песни как жанра пограничного, междуродового побуждает и технический прогресс, обуславливающий постепенное усиление "звучащего" слова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Книги поэтов

1. Анчаров М. Звук шагов: Сб. / Сост. В. Юровского, вступит. статья В. Отрошенко. - М., 1992.
2. Бережков В. Мы встретились в Раю / Послесловие А. Анпилова. - М., 1997.
3. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1973. - Т. 2. 
4. Вертинский А. Дорогой длинною... / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского; Послесловие К. Рудницкого. - М., 1991.
5. Вертинский А. За кулисами: Сб. / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского. - М., 1991.
6. В нашу гавань заходили корабли. Песни: Сб. / Сост. Э. Успенского и Э. Филиной. - М., 1996.
7. Высоцкий В. С. Нерв: Стихи / Составление и предисловие Р. Рождественского. - М., 1981.
8. Высоцкий В. С. Клич: Стихи / Сост. В. В. Чагин; Предисловие А. Вознесенского. - Красноярск, 1988.
9. Высоцкий В. С. Избранное / Составление и послесловие Н.А. Крымовой; Предисловие Б. Окуджавы. - М., 1988.
10.  Высоцкий В. С. Четыре четверти пути: Сб. / Сост. А. Е. Крылов. - М., 1989.
11.  Высоцкий В. С. Избранные песни и стихи: В 5 т. / Сост. Л. Корякина. - М., 1991.
12.  Высоцкий В. С. Поэзия и проза / Сост. А. Крылов и Вл. Новиков. - М., 1989. (Произведения Высоцкого цит. по вышеуказанному изданию).
13.  Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. Текста и коммент. А. Крылова. - М., 1991.
14.  Высоцкий В. С. Сочинения: В 4 т. / Подгот. текста и коммент. В. И. Чака, В. Ф. Попова. - СПб., 1993.
15.  Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 кн., 10 т. /Сост., подгот. текста и коммент. Н. Л. Никифорова. - Омск, 1996-1997.
16.  Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. Ю. Тырин. - СПб., 1998.
17.  Галич А. А. Песни. - Франкфурт-на-Майне, 1969.
18.  Галич А. А. Поколение обречённых. - Франкфурт-на-Майне, 1974.
19.  Галич А. А. Когда я вернусь. - Франкфурт-на-Майне, 1977.
20.  Галич А. А. Возвращение / Вступит. статья и послесловие Ст. Рассадина. - Л-д, 1989.
21.  Галич А. А. Петербургский романс: Стихи / Сост. А. Н. Шаталов.  - Л., 1989. (Произведения Галича цит. по вышеуказанному изданию).
22.  Галич А. А. Избранные стихотворения. - М., 1989.
23.  Галич А. А. Возвращение: Сб. / Сост. Г. Соловьёва. - Л-д, 1990.
24.  Галич А. А. Генеральная репетиция / Сост. А. Н. Шаталов. - М., 1991.
25.  Галич А. А. Я выбираю свободу: Сб. - М., 1991. (Глагол. № 3).
26.  Долина В. Воздухоплаватель: Стихи. - М., 1989.
27.  Матвеева Н. Н. Лирика. - М., 1961.
28.  Матвеева Н. Н. Кораблик. - М., 1963.
29.  Матвеева Н. Н. Ласточкина школа. - М., 1973.
30.  Матвеева Н. Н. Река. - М., 1978.
31.  Матвеева Н. Н. Избранное. - М., 1986.
32.  Нет хода нам назад: 33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. - М., 1991.
33.  Окуджава Б. Ш. Лирика. - Калуга, 1956.
34.  Окуджава Б. Ш. Острова. - М., 1959.
35.  Окуджава Б. Ш. Весёлый барабанщик. - М., 1964.
36.  Окуджава Б. Ш. По дороге в Тинатин. - Тбилиси, 1964.
37.  Окуджава Б. Ш. Март великодушный. - М., 1967.
38.  Окуджава Б. Ш. Арбат, мой Арбат. - М., 1976.
39.  Окуджава Б. Ш. Стихотворения. - М., 1984.
40.  Окуджава Б. Ш. Посвящается Вам. - М., 1988.
41.  Окуджава Б. Ш. Избранное. - М., 1989.
42.  Окуджава Б. Ш. Капли датского короля / Сост. В. И. Босенко. - М., 1991.
43.  Окуджава Б. Ш. Милости судьбы. - М., 1993.
44.  Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате. - М., 1996.
45.  Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет / Сост. Ольга Окуджава. - М., 1997. (Произведения Окуджавы цит. по вышеуказанному изданию).
46.  Песни Булата Окуджавы / Сост. Л. А. Шилов. - М., 1989.

2. Книги, диссертации, сборники статей о поэзии

1. Абрамова Л., Перевозчиков В. Факты его биографии: Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. - М., 1991.
2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
3. Андреев Ю., Вайнонен Н. Наша самодеятельная песня. - М., 1983.
4. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. - М., 1965.
5. Авторская песня: Кн. для ученика и учителя / Сост. Вл. Новикова. - М., 1997.
6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972.
8. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5.
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
10.  Белая Г. Путешествие в поисках истины: Статьи о советских писателях. - Тбилиси, 1987.
11.  Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т.  - М., 1994. - Т. 2.
12.  Бирюкова С. С.  Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Дисс. <...> канд. искусствоведения. - М.: ВНИИ искусствознания, 1990.
13.  Блинов Ю. Н. Приёмы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого: Дисс. <...> канд. филол. наук. - М.: РУДН, 1994.
14.  Бочаров А. Г. Советская массовая песня. - М., 1956.
15.  Вайль П., Генис А. 60-Е. Мир советского человека. - М., 1996.
16.  Вакуленко А. Г. "Страшная" баллада от В. А. Жуковского до Н. С. Гумилёва: Автореф. дисс. <...> канд. филол. наук.  - М., 1996.
17.  Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. - М.-Л., 1956.
18.  Веселовский А. Историческая поэтика. - М., 1989.
19.  Вицаи П. Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии: Дисс. <...> канд. пед. наук. - М.: ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1997.
20.  Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990.
21.  Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр / Сост. Ю. А. Андреев и И. Н. Богуславский; Вступит. статья Ю. А. Андреева; Вместо послесловия - В. И. Толстых. - М., 1989.
22.  Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. ст. - Орёл, 1994.
23.  Владимир Семёнович Высоцкий: Что? Где? Когда? Библиографический указ.-справ. (1960-1990) / Авт.-сост. А. С. Эпштейн. - Харьков, 1992.
24.  Выходцев П. С. Новаторство. Традиции. Мастерство. - Л-д, 1973.
25.  Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1971. - Т. 3.
26.  Гинзбург Л. О лирике.  - Л., 1974.
27.  Гинзбург Л. О литературном герое.  - Л., 1979.
28.  Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв): Дисс. <...> канд. пед. наук. - Самара: СГПУ, 1997.
29.  Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. - М., 1990.
30.  Гринберг И. Три грани лирики: современная баллада, ода и элегия. - М., 1975.
31.  Гудошников Я. И. Основные закономерности русской любовной песенной лирики и её соотношение с фольклором XVIII - XIX вв.: Дисс. <...> доктора искусствоведения. - М., 1982.
32.  Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. - Л., 1927.
33.  Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы 60-х гг. - М., 1974.
34.  Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Т. 1. - М., 1994.
35.  Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Дисс. <...> канд. филол. наук. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1975.
36.  Евтюгина А. А. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого (к проблеме идиостиля): Дисс. <...> канд. филол. наук. - Екатеринбург: УрГУ им. А. М. Горького, 1995.
37.  Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 60е - 80е гг.: Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
38.  Живая жизнь: Штрихи к биогр. Владимира Высоцкого / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. - М., 1988.
39.  Жигачёва М. В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60 - 80-х годов XX века: Дисс. <...> канд. филол. наук. - М., 1994.
40.  Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. - Пб., 1922.
41.  Зайцев В. А. Русская советская поэзия 1960-1970 гг. (жанровостилевые искания и тенденции): Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1983.
42.  Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991.
43.  Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - СПб., 1901.
44.  Казак В. Лексикон русской литературы XX века. - М., 1996.
45.  Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): Дисс. <...> канд. искусствоведения. - М.: ВНИИ искусствознания, 1989.
46.  Кассис В., Колосов Л. Безысходность. Пьеса в двух действиях. - М., 1978.
47.  Квятковский А. П. Поэтический словарь. - М., 1966.
48.  Коварский Н. Н. С. Тихонов: критический очерк. - Л., 1935.
49.  Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Гл. ред. А. Сурков. - М., 1962.
50.  Кузьмичёв И. Литературные перекрёстки: типология жанров, их историческая судьба. - Горький, 1983.
51.  Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция. - М., 1997.
52.  Лавлинский Л. Сердца взрывающая сила (о лирической поэзии 60-х гг.). - М., 1972.
53.  ЛГ-Досье. - 1992. - № 11 / Спец. выпуск "Барды".
54.  Литературное обозрение. - 1998. - № 3 / Спец. выпуск, посв. памяти Б. Окуджавы.
55.  Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. Кожевникова В. М. и Николаева П. М. - М., 1987.
56.  Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
57.  Лихачёв Д. С., Панченко А. - М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси.  - Л., 1984.
58.  Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
59.  Мазепа Н. Р. В поэтическом поиске. Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. - Киев, 1977.
60.  Манн Ю. О гротеске в литературе. - М., 1966.
61.  Маршак С. Я. Воспитание словом. - М., 1961.
62.  Минералов Ю. И. Так говорила держава: XX век и русская песня. - М., 1995.
63.  Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. - М.,1997.
64.  Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М.,1998.
65.  Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял...: Писатель Владимир Высоцкий. - М., 1991.
66.  Новиков Вл. Высоцкий есть Высоцкий: Сб. ст. Вагант: Прил. - М., 1995.
67.  Новиков Вл. Диалог. - М., 1986.
68.  Огнев В. Поэзия и современность: Сб. ст. - М., 1961.
69.  Окуджава Б. "Я никому ничего не навязывал..." - М., 1997.
70.  Олеша Ю. Ни дня без строчки. - М., 1965.
71.  Проблемы стиля и жанра в современной литературе. Сб. 8. - Свердловск, 1976.
72.  Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов: Дисс. <...> канд. филос. наук. - М.: МПГУ, 1997.
73.  Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого: Дисс. <...> канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
74.  Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого. - Курск, 1995.
75.  Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946 - 1975. - Л., 1978.
76.  Самойленко А. Катарсис как эстетическая проблема: Дисс. <...> канд. филос. наук. - М., 1987.
77.  Саркисян Е. Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии (идиллия, элегия, романс, ода): Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. - Н. Новгород, 1995.
78.  Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. - Воронеж, 1991.
79.  Словарь иностранных слов. - М., 1989.
80.  Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители А. Тимофеев и С. Тураев. - М., 1974.
81.  Сохор А. Н. Русская советская песня. - М., 1959.
82.  Страницы будущей книги (Живая жизнь, кн. 2.) - М., 1992.
83.  Страшнов С. Л. "Молодеет и лад баллад": Литературно-критические статьи. - М., 1990.
84.  Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
85.  Фризман Л. С чем рифмуется слово "истина"... - М., 1992.
86.  Шемякин М. Вспоминай всегда про Вовку... - М., 1991.
87.  Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л-д, 1963.

2. Статьи, рецензии, обзоры

1. Аграновская Г. "Всё будет хорошо..." // Галич А. Генеральная репетиция: Сб. - М., 1991. - С. 539-548.
2. Адов И. Время славы // Вечерняя Москва. - 1962. - 20 апр.
3. Адолис А. Что есть поэма? // Литературная газета. - 1965. - 15 июля.
4. Аксёнов В. Каждый пишет, как он дышит... // Булат Окуджава. Специальный выпуск. - С. 8.
5. о. Александр (А. В. Мень). Блаженный значит счастливый // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991.
6. Александр Галич: "Помни о мельнике": Неизвестные страницы Новосибирского фестиваля песни 1968 / Публикация К. Андреева // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 437-444.
7. Алёшин Ю. Вопреки интересам разрядки: радиодиверсанты империализма // Правда, 1976. - 13 янв.
8. Андреев Ю. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы ли тературы. - 1987. - № 4. - С. 43-74.
9. Андреев Ю. Проблемы молодёжной песни // Октябрь. - 1967. - № 1. - С. 213-223.
10.  Андреев Ю. Что поют? - о современных "ашугах" // Октябрь. - 1965. - № 1. - С. 182-192.
11.  Аннинский Л. Предтеча? // АП Арт. - 1997. - № 5. - С. 24.
12.  Анпилов А. Вино и хлеб // АП Арт. - 1996. - № 3. - С. 67.
13.  Анпилов А. Куда ж нам плыть? // АП Арт. - 1996. - № 1. - С. 5.
14.  Анпилов А. Так было надо... // АП Арт. - 1996. - № 2. - С. 78.
15.  Антокольский П. Отцы и дети // Лит. газета. - 1962. - 11 дек.
16.  Антокольский П. Поэзия и физика // Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе: Сб. - М., 1961.
17.  Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Д. А. Шаховской). Предисловие к сборнику "Поэма России" // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 445-447. 
18.  Асатиани Г. О грузинском // Литературная Грузия. - 1982. - № 8. - С. 147-175.
19.  Асафьев Б. Русский романс XIX века // Русская музыка XIX и нач. XX века.  - Л., 1979.
20.  Байдаков Б. Человек с двойным дном // Советская Россия. - 1969. -18 ноя.
21.  Баранова Т. "Я пою от имени всех..." // Вопросы литературы. - № 4. - С. 75-102.
22.  Бахтин М. М. К вопросам теории смеха // Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5. - С. 49.
23.  Бахтин М. М. Проблема серьёзности // Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5. - С. 10.
24.  Бахтин М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - С. 526-536.
25.   Бахтин М. М. Сатира // Бахтин М. М. Соб. соч.: В 7 т.- М., 1996. - Т. 5. - С. 11-35.
26.  Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (введение) // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 291-351.
27.  Безруков Г. С чужого голоса // Тюменская правда. - 1968. - 7 июля.
28.  Белая Г. Ценность простых истин // Аврора. - 1985. - № 12. - С. 109-113.
29.  Бершин Е. Бриллиант, утопленный в киселе // ЛГ-Досье. - 1992. - № 11. - С. 29.
30.  Бойко С. - С. О прагматическом характере употребления слова "атеист" в анкетных высказываниях Булата Окуджавы // Функциональная лингвистика: Прагматика текста. Материалы конф. Ялта, 6-10 окт. - Симферополь, 1997. - С. 21-22.
31.  Бойко С. - С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 472-484.
32.  Бойко С. - С. Этот остров музыкальный... Тема музыки и об раз музыканта в творчестве О. Мандельштама и Б. Окуджавы // Вагант (Москва). - 1997. - № 44-46. - С. 21-27.
33.  Борин Д. Пасквилянты с псевдонимами: на мутной волне радиостанции "Свобода" // Известия. - 1976. - 5 мая.
34.  Бочаров А. Две оттепели: вера и смятение // Октябрь. - 1991. - С. 187-189.
35.  Булат Окуджава: "Не стараясь угодить" (Беседа А. Гербер с Б. Окуджавой) // Вечерний Таллин. - 1983. - 19 апр.
36.  Вайль П., Генис А. Семь кругов ЛАДа // ЛГ-Досье. - 1992. - № 11. - С. 16-17.
37.  Вайнонен Н. Товарищ гитара // Клуб и художественная самодеятельность. - 1974. - № 8. - С. 33-36.
38.  Ваншенкин К. Преимущественно о рифме // Литературная газета. - 1960. - 12 июля.
39.  Венцов Л. Поэзия Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991.
40.  Верченко Ю. Где же обещанные Корчагины? // Смена. - 1963. - № 8. - С. 10-11.
41.  Владимиров С. Да, с чужого голоса! // Тюменская правда. - 1968. - 30 авг.
42.  Внимание песня // Молодой коммунист. - 1965. - № 2. - С. 30-37.
43.  Вознесенский А. / Наша анкета. Молодые о себе // Вопросы литературы. - 1962. - № 9. - С. 122-123.
44.  Войнович В. Вот счастливый человек, это видно по всему... // Булат Окуджава. Специальный выпуск (ЛГ-Досье). - Июнь 1997. - С. 4.
45.  Воронова М. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В. - С. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 117-128. 
46.  Востоков Е. Искусство, зовущее на подвиг // Советский воин. - 1963. - № 9. - С. 14-15.
47.  Вулис А. Искры карнавального костра // ЛГ-Досье. - 1992. - № 11. - С. 15.
48.  Галич А. "Верю в торжество слова" (Неопубликованное интервью Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. - М., 1997. - С. 372-375.
49.  Свящ. Георгий Чистяков. Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа // Булат Окуджава. Спец. выпуск. - С. 8.
50.  Гитара, магнитофон и мы // Московский комсомолец. - 1966. - 15 дек.
51.  Горелик М. Голубой шарик отирает слезу // Независимая газета. - 1997. - 24 июля.
52.  Григорьев С., Шубин Ф. Это случилось на "Свободе" // Не деля. - 1978. - № 16.
53.  Гринберг И. Поэзия 1965 года // Вопросы литературы. - 1966. - № 3. - С. 57-68.
54.  Гуль Р. Рецензия на сборник Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр". Франкфурт-на-Майне, 1964. Цит. по: Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С.489-492.
55.  Гусев В. Форма и суть // Литературная газета. - 1965. - 19 авг.
56.  Гущина Л. Вероника Долина // Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб. - М., 1991. - С. 63-67.
57.  Дадамян Г. Образы, устремлённые в будущее // Декоративное искусство. - 1984. - № 12. - С. 24.
58.  Долгополов Л. Стих - песня - судьба // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 6-24.
59.  Друскин М. Студенческая песня в России 1840-60-х гг. // История и современность.  - Л., 1960.
60.  Дыханова Б., Шпилевая Г. "На фоне Пушкина..." (к проблеме классических традиций в поэзии В. - С. Высоцкого) // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 71-73.
61.  Дыховичный И. // Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. - М., 1988. - С. 217.
62.  Елигулашвили Э. Булат Окуджава без аккомпанемента // Литературная Грузия. - 1965. - № 11. - С. 71-80.
63.  Елигулашвили Э. Возвращение к Тинатин // Литературная Грузия. - 1984. - № 5. - С. 149-163.
64.  Жирмунский В. Английская народная баллада // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака. - М., 1973. - С. 87-103.
65.  Карабчиевский Ю. И вохровцы, и зэки // Нева. - 1991. - № 1. - С. 170-176.
66.  Карабчиевский Ю. Товарищ Надежда // Искусство кино. - 1990. - № 1. - С. 35-45.
67.  Каретников Н. Готовность к бытию // Континент. - 1992. - № 1 (71). - С. 52.
68.  Карякин Ю. О песнях Владимира Высоцкого // Литературное обозрение. - 1981. - № 7. - С. 94-99.
69.  Карякин Ю. Стоит ли наступать на грабли? // Знамя. - 1987. - № 9. - С. 200-224.
70.  Квятковский А. П. Баллада // Квятковский А. П. Поэтический словарь. - М., 1966. - С. 56.
71.  Кириллова Н. Вера Матвеева // Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб. - М., 1991. - С. 109-111.
72.  Кнабе Г. - С. Конец мифа // Лит. обозрение. - 1998. - № 3. - С. 24-27.
73.  Ковалов О. Виноватые станут судьями // Советский экран. - 1988. - № 13. - С. 16-17.
74.  Козачков В. Ф. / Беседовал Л. Черняк. - 1997. - Фонд ГКЦМ. КП № 4149/6. Цит. по: Мир Высоцкого. Вып. 2. - С. 435.
75.  Копелев Л. Чем поэт жив // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 173-185.
76.  Копылова Н. Фольклорная ассоциация в поэзии В. - С. Высоцкого // Вл. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 74-95.
77.  Кормилов С. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. - 1983. - № 3. - С. 41-48.
78.  Кофман А. Ф. Аргентинское танго и русский мещанский романс // Литература в контексте культуры. - М., 1986. - С.220-234.
79.  Краснопёров А., Семыкин Г. В. Высоцкий: "Сердце бьётся раненой птицей" // Радуга (Таллин). - 1988. - № 7. - С. 63-68.
80.  Красухин Г. "То грустен он, то весел он..." // Вопросы литературы. - 1968. - № 9. - С. 40-53.
81. "Круглый стол" Дня Поэзии // День Поэзии. - М., 1967. - С. 33-50.
82.  Крылов А. Е. О жанровых песнях и их языке (По материалам творческого наследия Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1997. - С. 365-371.
83.  Крымова Н. Мы вместе с ним посмеёмся // Дружба народов.  1985. - № 8. - С. 242-254.
84.  Крымова Н. "Наша профессия пламень страшный" // Аврора. - 1984. - № 9. - С. 125-139.
85.  Крымова Н. О Высоцком // Аврора. - 1981. - № 8. - С. 98-115.
86.  Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988. - С. 492-496.
87.  Крымова Н. О поэте // Аврора. - 1986. - № 9. - С. 103-111.
88.  Крымова Н. "Я путешествую и возвращаюсь..." // Советская эстрада и цирк. - 1968. - № 1. - С. 68.
89.  Крячко Л. Герой не хочет взрослеть... // Литературная газета. - 1963. - 19 марта.
90.  Кудимова М. Ученик отступника // Континент. - 1992. - № 2 (72). - С. 323-341.
91.  Кулагин А. В. Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964-1969) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 52-61.
92.  Куллэ В. Год без Окуджавы // Литературное обозрение. - 1998. - № 3. - С. 5.
93.  Куняев С. Инерция аккомпанемента // Вопросы литературы.  1968. - № 9. - С. 31-39.
94.  Курилов Д. Н. Христианские мотивы в авторской песне // Мир Высоцкого. Вып. 2. - М., 1998. - С. 398-416.
95.  Кухарский В. В интересах миллионов // Советская музыка.  1968. - № 10. - С. 8.
96.  Кушнер А. Рискуя вызвать негодование // ЛГ-Досье. - 1992. - № 11. - С. 3.
97.  Лазарев Л. Нас время учило // Знамя. - 1989. - № 6. - С. 210-215.
98.  Левицкий Л. Душа действительности // Новый мир. - 1967.  № 6. - С. 254.
99.  Лисочкин И. О цене "шумного" успеха // Комсомольская правда. - 1961. - 5 дек.
100. Лотман Ю. М. Поэзия 1790-1810-х годов // Поэты 1790-1810-х годов.  - Л., 1971. - С. 37-38.
101. Лучше гор могут быть только горы. Интервью Н. Черепановой с В. Высоцким // Спортивная жизнь России. - 1968. - № 5. - С. 22-23.
102. Лынев Р. Что за песней? // Комсомольская правда. - 1968. - 16 июля.
103. Львова М. Азарт молодости // Советская культура. - 1967. - 17 июня.
104. Львовский М. Нужны особые слова // Турист. - 1986. - № 5. - С. 18.
105. Македонов А. В. Владимир Высоцкий и его кони привередливые // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. - М., 1998. - С. 286-304.
106. Межевич Д. Нас сблизили концерты / Беседу ведёт В. Громов // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1995. - Вып. 20.
107. Мейсак Н. Песня это оружие // Вечерний Новосибирск. - 1968. - 18 апр.
108. Меньшутин А., Синявский А. За поэтическую активность (заметки о поэзии молодых) // Новый мир. - 1961. - № 1. - С. 224-241.
109. Микешин А. М. О жанровой структуре русской романтической баллады // Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. - Кемерово, 1973. - С. 156.
110. Микушевич В. Леонид Семаков // Нет хода нам назад. 33московских барда: Сб. - М., 1991. - С. 141-143.
111. Мильштейн И. Калужский инцидент // Огонёк. - 1989. - № 4. - С. 22-25.
112. Мирзаян А. В начале была песня // АП Арт. - 1996. - № 1. - С. 24.
113. Мирзаян А. // Вечерний клуб. - 1996. - 22 июля.
114. о. Михаил Ходанов. "Я не люблю, когда наполовину" // Литературная Россия. - 1998. - № 5 (30 января). - С. 13.
115. Молодость, песня, гитара // Литературная газета. - 1965. - апрель-июнь.
116. Мощанская О. Н. К вопросу об определении жанра английской баллады // Литературные связи и традиции. Учёные за писки Горьковского гос. университета им. Н. Лобачевского. - 1966. - Вып. 74. - С. 77-78.
117. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 448-461.
118. Мушта Г., Бондарюк А. О чём поёт Высоцкий? // Советская Россия. - 1968.-  9 июня.
119. Нагибин Ю. О Галиче что помнится // Галич А. Генеральная репетиция. - М., 1991. - С. 488-538.
120. Наровчатов С. Любовь к слову (о звукописи и рифме) // Литература и жизнь. - 1961. - 28 июля.
121. "Не только всходы, но и почва". Беседа с Давидом Самой ловым // Литературное обозрение. - 1983. - № 8. - С. 42.
122. Николаев Д. Границы гротеска // Вопросы литературы. - 1968. - № 4. - С. 76-97.
123. Новиков Вл. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий // Знамя. - 1993. - № 7. - С. 200-204.
124. Новиков Вл. Живой: К 50-летию со дня рождения Владимира Высоцкого // Октябрь. - 1988. - № 1. - С. 188-196.
125. Новиков Вл. По гамбургскому счёту (Поющие поэты в контексте большой литературы) // Авторская песня. - М., 1997. - С. 371-408.
126. Новиков Вл. Смысл плюс смысл: (Владимир Высоцкий) // Новиков Вл. Диалог. - М., 1986. - С. - 196-209.
127. Озеров Л. Вперёд к "Медному всаднику" // Литературная газета. - 1965. - 12 авг.
128. Окуджава Б. XX век: вехи истории вехи судьбы: Анкета // Дружба народов. - 1997. - № 4. - С. 189.
129. Осетров Е. Синтез современности // Вопросы литературы.  1965. - № 2. - С. 21-29.
130. Панкратов Ю., Харабаров И. О чувстве нового // Литературная газета. - 1959. - 24 окт.
131. Паперный З. За столом семи морей // Вопросы литературы. - 1983. - № 6. - С. 32-52.
132. Педенко С. "Эрика" берёт четыре копии // Вопросы литературы. - 1989. - № 4. - С. 80-112.
133. Переяслов Н. Слушать ли на ночь Высоцкого? // Загадки литературы: Сб. литературовед. ст. - Самара, 1996. - С. 46-52.
134. Песня это очень серьёзно... (Беседу вёл М. Дейч) // Литературная Россия. - 1974. - 27 дек.
135. Положение о премии имени Булата Окуджавы // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. - М., 1998. - С. 464.
136. По следам одной полемики // Мир Высоцкого. Вып. 2. - М., 1998. - С. 423-436.
137. Потапенко В., Чернов А. "Если друг оказался вдруг..."// Советская Россия. - 1968. - 31 мая.
138. Рабинович В. "Красивое страданье": Заметки о русском романсе // Русский романс: Сб. - М., 1987. - С. 730.
139. Рассадин Ст. Возвращение // Галич А. Возвращение.  - Л., 1989. - С. 540.
140. Рассадин Ст. Испытание гласностью // Галич А. Возвращение.  - Л., 1989. - С. 283-314.
141. Рассадин Ст. "Свободы чёрная работа" // Апрель. - 1989. - Вып. 1. - С. 239-248.
142. Рассадин Ст. "Я выбираю свободу" // Московский комсомолец. - 1989. - 16 апр.
143. Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого //Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 122-135.
144. Рубанова И. Владимир Высоцкий // Актёры советского кино. Вып. 11. - М., 1975. - С. 90-105.
145. Рубинштейн Н. Выключите магнитофон - поговорим о поэте // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991. - С. 202-215.
146. Рудницкий К. Мастерство Вертинского // Вертинский А. Дорогой длинною... - М., 1991. - С. 554-569.
147. Рунин Б. Далёкое и близкое: О сб. Н. Матвеевой "Кораблик" (М., 1963) // Новый мир. - 1964. - № 5. - С. 240.
148. Рунин Б. "Законы" и "кризисы" жанра // Лит. газета. - 1965. - 26 авг.
149. Рыленков Н. Живые цветы поэзии // Литературная газета. - 1961. - 21 ноя.
150. Сельвинский И. Возрождение поэмы // Лит. газета. - 1965. - 22 июля.
151. Сергеев Е. Многоборец // Вопросы литературы. - 1987. - № 4. - С. 103-131.
152. Симаков А. "Словно Бог без штанов" // По страницам самиздата: Сб. - М., 1990. - С. 216-218.
153. Скобелев А., Шаулов С. Концепция человека и мира (Этика и эстетика Владимира Высоцкого) // Вл. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 24-52.
154. Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия. - 1986. - № 4. - С. 154-169.
155. Соколова И. А. Вначале был Анчаров... О поэтическом творчестве Михаила Анчарова и его вкладе в развитие жанра авторской песни // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. - С. 354-375.
156. Сорокин В. Свои и чужие // Наш современник. - 1989. - № 8. - С. 168-179.
157. Суть поиска. Критический диалог. Спорят Лев Аннинский и Лариса Крячко // Октябрь. - 1962. - № 8.
158. Твардовский А. Проповедь серости и посредственности // Лит. газета. - 1959. - 10 сент.
159. Токарев Г. Н. Стилистические особенности поэзии Высоцкого: К вопросу о природе явления // Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм: Темат. сб. науч. трудов. – Алма-Ата, 1986. - С. 57-65.
160. Толстых В. В зеркале творчества: В. Высоцкий как явление культуры // Вопросы философии. - 1986. - № 7. - С.112-124.
161. Тростников В. А у нас был Высоцкий... // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. - М., 1997. - С. 131-148.
162. Тынянов Ю. О пародии // Тынянов Ю. Поэтика. История ли тературы. Кино. - М., 1977. - С. 290.
163. Указ Президента Российской Федерации "Об увековечении памяти Окуджавы Б. Ш." от 19 июня 1997 г. (№ 627) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. - М., 1998. - С. 462.
164. Урбан А. Жизненные основания поэзии // Вопросы литературы. - 1971. - № 4. - С. 335.
165. Федина Н. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. - С. Высоцкого // Вл. Высоцкий: исслед. и мат. - Воронеж, 1990. - С. 105-117.
166. Фрид В. "С любовью и нежностью" // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1992. - С. 283-288.
167. Фризман Л. Как оступившийся минёр // Русская речь. - 1991. - № 3. - С. 23-28.
168. Фрумкин В. Не только слово: вслушиваясь в Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1992. - С. 216-239.
169. Хазагеров Г. Г. Две черты поэтики Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1998. - С.82-106.
170. Хлоплянкина Т. Владимир Высоцкий новые роли // Экран 1973-1974. - М., 1975. - С. 66-68.
171. Цыбин В. Не могу согласиться! // Лит. газета. - 1965. - 29 июля.
172. Чайковский Р. Души моей забота // Русская речь. - 1985. - № 3. - С. 66-70.
173. Чесноков С. Двадцать лет спустя // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 415-422.
174. Чиковани С. Волшебное зеркало // Лит. газета. - 1965. - 4 ноя.
175. Чудакова М. О. "Лишь я, таинственный певец..." // Литературное обозрение. - 1998. - № 3. - С. 10-12.
176. Чупринин С. Вакансия поэта // Знамя. - 1988. - № 7. - С. 220-225.
177. Шафер Н. О так называемых "блатных песнях" Вл. Высоцкого // Музыкальная жизнь. - 1989. - № 20. - С. 11-14; № 21. - С. 25-27.
178. Шилина О. Ю. Поэзия В. Высоцкого в свете традиций христианского гуманизма // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1997. - С. 101-117.
179. Шлифер М. Частным порядком // Советская культура. - 1973. - 30 мар.
180. Штромас А. В мире образов и идей Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 329-357.
181. Эльсберг Я. За изучение, против фразы // Литературная газета. - 1960. - 10 сент.
182. Эткинд Е. Отщепенец // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 189-201.
183. Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 71-89.
 

Бард Топ TopList