Хулиганистые лирики

Вряд ли кто из любителей авторской песни станет спорить, что на вершине популярности в этом жанре несколько лет назад уверенно воцарились Алексей ИВАЩЕНКО и Георгий ВАСИЛЬЕВ. Уселись, попивают пивко ("Пора по пиву, пора! Пора по пиву, пора!..") - и слезать оттуда явно не собираются.
Секрет обаяния неизвестен

Ни разу не встречали мы человека, который бы плохо относился к Ивасям (так давно уже окрестили неразлучную парочку чумовые поклонники). Как удалось им завоевать такие вселенские симпатии - черт его знает. Может, за то их любят, что Иващенко такой бородатый, высокий, красивый и вообще весь из себя артист, а Васильев такой умный и ироничный и поет таким сладким голосом - как кот, убаюкивающий мышь. А сам при этом думает: сейчас-то я тебя и съем!

А может, любят за кусочек сыра, с которым они заходят во все дома страны, и именно поэтому в наших домах есть сыр. Просто Иващенко с Васильевым сочинили одну песенку - и в момент решили продовольственную проблему:

Приходи ко мне, Глафира,
Я намаялся один,
Приноси кусочек сыра -
Мы вдвоем его съедим...
С этими незамысловатыми, но такими необъяснимо притягательными строками ворвались они когда-то в наши души и знай хозяйничают в них, наводя порядок умелой рукой.

А куда податься бедному крестьянину, коли хочется послушать что-то очень душевное, негромкое, успокаивающее и уютно помещающееся в карман, словно теплый полосатенький бурундук. Рок уж очень громок и слишком бьет по перепонкам. Эстрада совершенно потонула в словесных штампах и шаблонах и поэтому беспросветно пошла. Осенний джаз хорош только вживую, когда видишь, как скатывается капелька пота по виску барабанщика... Куда деться? И вот тут приходят на выручку Иваси. Их умные стихи, их неожиданные образы, идущие от особого, иронично-философского взгляда на мир, их добрый юмор - это как раз то, что нужно. Можно слушать их в лесу у костра, на концерте, дома крутить кассету или недавно вышедший компакт-диск - довольно мурлыкать в унисон будешь в любом случае.

Ну что, казалось бы, можно сегодня изобрести в лирике, когда все урожаи тут давно уже сняты нехилой компанией во главе с Пушкиным, Пастернаком и другими. Профессиональные поэты выбиваются из последних силенок и рождают нечто нетленное вроде "Позови меня в ночи - приду, а прогонишь - я тебе даду! Даду-даду, даду-даду!" Грустно, господа, право, грустно. Иваси пошли другим путем. Среди самых трогательных строк у них прячется юмор, улыбка, фенечка, и потому стихи всегда свежи и нетривиальны. Весна в них начинается со взмывшего в небеса дворника Степанова, а судьба является в образе... бортинженера летающей тарелки.

О, как легка и необыкновенна
Та женщина, что скромный свой уют
Несет в химчистку в сумке здоровенной,
Немножечко похожей на твою.
А из-за облаков сквозь дождик мелкий
Глядит на двор в подзорную трубу
Бортинженер летающей тарелки,
Немножечко похожий на судьбу...
А еще, в отличие от любующихся собой эстрадных мэтров, они умеют быть самоироничными и тихонько посмеиваться над собственным "я", изящно намекая, что любому добропорядочному гражданину, в общем-то, не грех этим заняться:

Какой же ты моряк,
Когда ты с печки бряк,
Какой же ты герой,
Когда штаны с дырою,
Но не сдается никому
Дырявый наш "Варяг ",
Хотя ему на дно пора порою.
Хотя ему пора
Быть сданным на дрова,
В утиль, металлолом
И прочие отходы,
Но мы бодры и веселы,
И мы кричим "Ура!",
Чтоб знали все,
Как тонут пароходы...
Следуя за великим Чарли

Похулиганить – это они завсегда, это - пожалуйста! Правда, в разное время совершенно по-разному. Раньше, например, обожали резвиться на ниве политической сатиры. Так, в разгар перестройки они "отправили" письмо съезду народных депутатов от мафии с эдакой вот угрозой:

А долго ль нам умеючи
Жену Михал Сергеича
Припрятать - мы ж известное зверье!
Лишим его покоя,
Ведь горе-то какое -
И что он будет делать без нее?!
Теперь подобных вещей они не пишут, не поют. Почему - объясняет Георгий Васильев:

- Раньше люди смеялись над властью и радовались, когда мы пели: "А давайте-ка соберемся все вместе и наломаем тем, кто мешает нам хорошо жить". Сегодня другое время, и все это уже не смешно. Людей волнуют другие, может быть, более мелкие, но общечеловеческие темы: как заработать денег, как сохранить семью, на что опереться в это тяжелое время... Каждый пытается выжить самостоятельно, и наша задача - помочь человеку справиться с трудностями, которые его окружают.

Алексей Иващенко добавляет:

- В Америке во время великой депрессии тем же самым занимался Чарли Чаплин. Мы не сравниваем себя с великим артистом, мы просто пытаемся идти его путем.

Вариации на тему Сташевского

Хулиганят они теперь несколько иначе. В области рекламы, например. Попросила Алексея Игоревича солидная фирма прорекламировать свой товар - машины марки "Форд". Ну и выдал он следующее:

В Москве открылася шикарная контора.
Коль вы солидный бизнесмен, но без мотора,
Мы продадим для вас машины марки "Форда"...
Чтоб подовольнее у вас была бы морда!
Натурально, заказчик обалдел и от рекламы отказался, но песенку (а в ней еще три куплета-варианта) переписать попросил.

Ивасям вообще неинтересно сочинять без подвоха, без эдакой бомбочки в финальной строке. Усыпят нас, расслабят, а потом, что есть силы, гаркнут прямо в ухо, спародировав попутно целый пласт попсовой культуры. Помните, с каким придыханием поется: "Лишь бы только ты была моей!.." У Иващенко и Васильева своя интерпретация этой вечной темы:

На нашем корабле без капитана,
Без паруса, без днища и бортов.
В любые неизведанные страны
Я хоть сейчас отправиться готов.
Лишь только б ты меня не покидала,
Лишь только б не кончалось волшебство,
Лишь только б ты стояла у штурвала,
...НЕ ТРОГАЯ РУКАМИ НИЧЕГО!!!
Они дразнят эстраду, поддразнивают свою аудиторию и постоянно подкалывают друг друга. Мы попросили их закончить фразу: "Мне нравится работать с Васильевым (Иващенко), потому что..." Вот что вышло.

Иващенко: Мне нравится работать с Васильевым, потому что с другими работать еще хуже. Васильев (обиженно): Мне нравится работать с Иващенко, потому что он такой остроумный.

Вот ведь все у них несерьезно, наперекосяк, поперек и через левое ухо. Грустное до смешного. Веселое сквозь слезы. Почти как у замечательного писателя О. Генри. Только с музыкой.

Зоя ЯЩЕНКО, Игорь ПОПОВ
«Аргументы и факты» № 25’1996 г.
http://www.az.ru/lentchik/bards_pressa.htm

Бард Топ TopList

Реклама: