Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Вечер памяти Булата Окуджавы

Виктор Топаллер, "РИ"

Недавно по телевизору показывали вечер памяти Булата Окуджавы. По российскому, естественно, телевидению, если вы сразу не догадались. Юлий Ким, Никитины... Как все-таки здорово, что нет-нет, да мелькнет на экране между похабщиной рекламных шоу, "перпендикулярного кино" и волейболисток, восхищенных прокладками с крылышками, что-то настоящее. Очень редко, но бывает. То очередной великолепный цикл Эдварда Радзинского, то отличная программа "Хамелеон" Юрия Мамина с неподражаемым "Санчо с Ранчо"... И вот вечер, посвященный Окуджаве.

Я не хочу обсуждать достоинства передачи или ее недостатки. Это так же глупо, как пытаться рассуждать на тему, что хорошо и что плохо в картинах импрессионистов на фоне мазни Шилова или Налбандяна. На сцене и в зале были СВОИ. Весь вечер меня не оставляло чувство, что я присутствую на сборе сектантов. Уходящей, растворяющейся во времени и пространстве прекрасной секты "дворян с арбатского двора, своим двором введенных во дворянство". Людей, понимающих друг друга с полуслова, полужеста, гитарного аккорда, строки из песни... Я всматривался в людей в зале и видел ЛИЦА. Не рожи, не физиономии, не хари, не рыла, а именно лица, которых, сколько ни ищи, не обнаружишь в передачах Фоменко или собачьих шоу... Люди с лицами еще есть в России, но эта замечательная секта, как мне кажется, переживает самые страшные времена. Потому что она прощается с миром. Уходит. Вымирает.

И дело здесь, конечно же, не только в осиротевшем жанре авторской песни, городском романсе. Не в том, что ушли Галич и Высоцкий, Визбор и Окуджава, а на смену им никто не пришел. Никто и не мог прийти. Просто имеет смысл говорить об этих поющих поэтах применительно к данной секте: они были ее бардами, проповедниками, носителями идей.

В 60-е годы родилась эта секта и просуществовала без малого тридцать лет - полутайное сообщество истинной российской интеллигенции, не имеющее никакого отношения к советской "образованщине". В них, в этих людях, таилась надежда на то, что, когда советский рейх рухнет, все будет просто замечательно! Это они в семидесятые: "есть, стоит картина на подрамнике, есть, отстукано четыре копии, есть магнитофон системы "Яуза". И этого достаточно".

Большинство из них не отправлялись в ссылку, как Сахаров, не сидели в тюрьме, как Слепак, не высылались за границу, как Бродский... Но это они бубнили на знаменитых кухнях, слушали "вражеские" голоса, передавали друг другу книжки и кассеты. Это они защищали Белый дом в августе девяносто первого и ликовали, чувствуя свою причастность к уничтожению коммунистического сброда, гордились, что Россия спихнула с постамента убийцу на площади его же имени в центре Москвы. Они были так счастливы, что забыли одну из заповедей своей секты: у гроба всегда "встают мародеры", чтобы нести почетный караул... Секту постигло самое страшное - разочарование. Тогда, в 70-80-е, можно было надеяться на будущее. Теперь - будущее наступило, и в нем им нет места.

Наверное, у кого-то хватит смелости и совести рассуждать о том, что сектанты (простите мне это слово - очень не хочется пользоваться обрыдшим термином "шестидесятники". Мне кажется, он вообще неточен) были не очень отважны в застойные годы, очень наивны, "желали странного", как писали Стругацкие, и создали свои заповеди, которые практически невыполнимы в нашем сумасшедшем мире. Но, по-моему, любые трезвые рассуждения меркнут перед удивительной общностью людей, последовавших призыву Окуджавы: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке".

Новая, прагматичная Россия вышибла "взявшихся за руки" на обочину жизни. Многие из них, со всеми своими заповедями, представлениями о порядочности и смысле бытия, выпали из привычного среднего класса в класс малоимущий, а некоторые порвали с сектой навсегда: "Уходят, уходят, уходят друзья. Одни в никуда, а другие в князья..." Уже никто и никогда не будет ломиться на запрещенное выступление автора этих стихов, никто и никогда не будет всю ночь напролет читать в плохой ксерокопии "Гадких лебедей" (утром ее надо обязательно отдать!). Зачем? Кассету Галича можно купить в магазине, впрочем как и полное собрание сочинений Стругацких. Только мне почему-то кажется, что сегодняшний спрос и на то и на другое несравним с тем, что было раньше.

Прошло время? Неактуально? Устарело? Мне представляется, что ни в малейшей степени. Наоборот, во многом приобрело еще большую злободневность. А вот что касается востребованности, тут конечно... Меня еще не приняли в ряды юных ленинцев, а я уже сидел у магнитофона "Яуза-5" и, уставившись на зеленый глазок, слушал непонятные мне песни. С каждым годом я открывал в них что-то новое для себя. Можно без преувеличения сказать, что опальная в то время поэзия и литература являлись важной частью нашей жизни.

Наверное, во многом здесь была прелесть запретного плода, но в результате давало возможность учиться оценивать по достоинству "разрешенное и рекомендованное". Я вовсе не хочу сказать, что то, что из меня выросло, подтверждает величие сектантов. Скорее наоборот. Кроме того, не думаю, что заслужил чести считать себя полноправным представителем сообщества. В лучшем случае "кандидатом". Галича уже не было в СССР, а мы с друзьями слушали и знали наизусть практически все его песни. Как и песни Кима, Высоцкого, Визбора. Зачитывались Искандером, Аксеновым, Войновичем... Во многом поэтому мне не нравится слово "шестидесятники" - мы, поколение их детей, рожденных в середине, конце пятидесятых, тоже вступили или попытались вступить в секту.

А потом мы уехали. И прилетели в Тель-Авив. "Словно из всех песочных часов на свете кто-то сюда веками свозил песок". Для наших детей все по-другому. Да, мой сын слушает и любит Высоцкого, перечитывает "Трудно быть богом" и хохочет над "Чонкиным". Но все это уже не то. Он находит там другое. Упаси Боже, я не хочу сказать, что наши дети хоть в чем-то хуже нас. Лучше. Но другие. Им не посчастливилось расти (вариант: повезло не расти) в эпоху тотального вранья, когда "гремит напетое вполголоса, гудит прочитанное шепотом".

Им никогда не понять историю знатного мастера, выпускающего колючую проволоку ("Мы ж работаем на весь наш соцлагерь - мы ж продукцию даем на отлично!"), не насладиться до конца "Созвездием Козлотура" (газета "Красные субтропики"), не прочувствовать всю запредельную глубину строчки: "Ну если я чего решил - я выпью обязательно!" Еще раз подчеркну: я не берусь судить, хорошо это или плохо. Скорее все-таки хорошо. Потому что, как ни крути, уникальная, уходящая секта абсолютно чужеродна этому миру и вообще родилась исключительно благодаря гниющей империи, ни на что не похожему кафкианскому Совку...

Мы с вами хорошо хлебнули всего того, что должен хлебнуть человек, принявший решение переехать в другую страну, и многое сумели понять - "мы научились штопать паруса и затыкать пробоины телами". Но что ни говори, даже те из нас, которые могли бы по праву считаться членами секты, уже ими не являются. "Отшумели песни нашего полка, отзвенели звонкие копыта". Я не знаю, были ли они у нас звонкими раньше, но то, что мы их потихоньку откидываем, - это несомненно.

Мы еще не стали настолько израильтянами, чтобы смотреть умопомрачительные в своем убожестве передачи Дуду Топаза, но уже приближаемся к новым россиянам, не испытывая чувства омерзения к какому-нибудь "L-клубу"... Я, по правде говоря, думаю, что мы на своих незвонких копытах рысью скачем к духовной деградации, идя "ноздря в ноздрю" с великой "доисторической" родиной. Процесс пошел. Жалко. Обидно. Потому что поэты-сектанты в наших новых реалиях звучат весьма современно. Не верите? Тогда попробуйте найти, например, более точные слова о "русской" партии, чем те, которые сказал Галич более двадцати лет назад и, понятное дело, совершенно о других людях: "И теперь, когда стали мы первыми, нас заела речей маета, но под всеми словесными перлами проступает пятном немота. Пусть другие кричат от отчаянья, от обиды, от боли, от голода! Мы-то знаем - доходней молчание, потому что молчание - золото!"... Погорячился - у нас никто не голодает.

А Окуджава не для нас и не про нас написал: "Дураки обожают собираться в стаю, впереди их главный - во всей красе..."? Или вот строчка последнего из могикан (дай Бог ему здоровья!) Юлия Кима вам ничего не говорит? "Куда ты скачешь, мальчик? Скажи ты мне - куда?! Вокруг одно и то же - бардак и суета. Да что за беда, да что за беда, да что за беда, ей-Богу, - поеду понемногу, куда-нибудь туда..."

Еще желаете? Пожалуйста! Сколько угодно! "Ни гневом, ни порицаньем давно уж мы не бряцаем: здороваемся с подлецами, раскланиваемся с полицаем". Или вот: "Время сеет ветры, мечет молнии, создает советы и комиссии, что ни день - фанфарное безмолвие славит многодумное безмыслие". Это, пардон, про Сохнут сказано, пропади он пропадом, или все-таки про наше правительство, всех ему благ?

Мы не уберегли уникальную секту. Она не существует в Израиле, она доживает свой недолгий век в России. Мы с вами, неудавшиеся во всех отношениях сектанты, вступили в другие сообщества, пришли в иные конфессии... Наверное, сделать здесь ничего нельзя: какой бы ни была любимой хрустальная ваза, как бы ни хотелось не расставаться с ней никогда, бессмысленно рыдать над черепками, а тем более пытаться их склеить... Единственное, на что мне хотелось бы надеяться, так это на то, что хоть что-то в нас сохранится от того сектантства и перейдет к нашим детям. У Высоцкого есть такие строчки: "Разглядеть, что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд. Осторожно с прошлым, осторожно, не разбейте глиняный сосуд. Одни его лениво ворошат, другие неохотно вспоминают, а третьи даже помнить не хотят, и прошлое лежит, как старый клад, который никогда не раскопают".

Бард Топ TopList

Реклама: