ГОРДОСТЬ И СТЫД ГРУШИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

В начале июля на Мастрюковских озерах под Самарой состоялся 26 туристский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. На него собралось более 100 тысяч гостей и около полусотни известных всей стране бардов. Фестиваль проходил под маркой общественно-политического движения «Голос России», возглавляемого губернатором Самарской области Константином Титовым. Но речь в этой статье пойдет о политике иного рода.
Не так давно известный поющий поэт из Перми Григорий Данской подрался с одним своим московским коллегой. Подрался он не из-за женщины или денег, а из-за Поэзии. Понятно, искусство требует жертв. Но жертвами какого наваждения стали члены главного жюри Грушинского фестиваля, когда провозгласили его первым лауреатом интернациональный ансамбль «Мост любви» из Перми? Ансамбль, такой же далекий от авторской песни, как Дания или Америка от России. Классик жанра Владимир Ланцберг высказался по этому случаю так: «В социопсихологии есть такой термин: «сервильность». В переводе на русский язык он означает «услужливость». Главное жюри пошло на поводу у публики, наградив лауреатством тех, кто быстрее и сильнее других завел аудиторию». Диагноз социопсихолога Ланцберга идеально подошел и оргкомитету фестиваля, которым руководил вице-губернатор Самарской области. На итоговой пресс-конференции Сергей Никитин возмутился поведением местных властей, протолкнувших на большой концерт на плавающей Гитаре ресторанного певца Самарского и Никиту Джигурду. Здесь публика проявила бдительность, встретив самозванцев всеми видами художественного свиста. Поскольку истина всегда лежит где-то посередине, то особой благосклонностью как устроителей, так и слушателей пользовался второй в списке лауреатов дуэт Веры и Нины Вотинцевых из Екатеринбурга. Их песня «Не Иерусалим ли это?» еще задолго до триумфа пополнила репертуар многих авторов-исполнителей. Достойно вели себя на Груше члены клуба авторской песни города Перми. Лауреаты фестиваля прошлого года и фавориты альтернативного «Второго канала» этого года, трио Евгения Матвеева, выступили практически на всех крупных площадках поляны. А Эдуард Поносов и дуэт «Метро» сумели подняться до престижного третьего тура. Похоже, что в будущем году они имеют все шансы стать лауреатами.

Владислав Басов
 

--------------------------------------------------------------------------------
 
 

ПОДСЕСТЬ НА ГРУШУ

В этом году я в третий раз побывал на фестивале авторской песни им. В. Грушина или, как его попросту называют, - «на Груше». Поехал туда вопреки всем сложившимся обстоятельствам, а теперь вот размышляю: зачем? В конкурсе я нынче не участвовал, видеть - и раньше все видел. Быть бы этим размышлениям не более чем фактом моей частной жизни, который читателей совершенно не заинтересует, если бы один я такие сомнения испытывал!

Итак, зачем люди ездят на фестиваль? Первое, что напрашивается: попеть и послушать. Прекрасно. На прошлый, юбилейный, фестиваль приехало более 200 тысяч человек (нынешний куда скромнее - 120 тысяч). Предположим, из этого числа осчастливить народ своим творчеством стремится хотя бы каждый сотый. Исходя из этого, задача жюри сводится к тому, чтобы отсеять как можно больше конкурсантов. Где уж там вдуматься, кто, как и что поет... Тут лишь бы физически выжить! Поэтому сразу предупреждаю местных талантов, желающих засветиться, например, на следующей «Груше»: не берите с собой гитару! Лишний груз,лишние хлопоты. Либо наработайте стаж, как у ансамбля Матвеева, а уж тогда...

Теперь насчет «послушать». Разумеется, концерты звезд, «Гора», «Гитара» и т. д. Да, звезды приезжают, да, все они замечательны, но любая мифоритуальная структура не допускает перемен. Митяев прекрасный автор, но представьте: двадцать (или сколько там) лет поет: «Изгиб гитары желтой...», и все прутся! Когда «Гора» начинает в восторге реветь, становится страшно (впрочем, в этом году ревели довольно вяло, а вот прошлый, юбилейный - куда там поклонникам «Алисы», которой в эпоху перестройки пугали детей!) Представляете? Из года в год: Митяев, Сергеев, Туриянский, Берковский, Ми-щуки, «Иваси» (нынче их не было). Заранее известно, кто что споет и скажет. А вы что хотите - ТРАДИЦИЯ!

«Второй канал» В. Ланцберга возник как альтернатива всему происходящему, но -в той же форме и почти с тем же самым содержанием. Допускаю, что мастерские Ланцберга могут что-то дать молодым авторам (мне самому он в прошлом году сказал пару ласковых слов). И мне лично гораздо больше нравится атмосфера финального концерта «Второго канала», чем такого же концерта «главного потока». Вот ложка меда.

Фестиваль живет и здравствует, хотя в этом году даже само словосочетание «авторская песня» куда-то испарилось из его названия (на плакатах значилось: «туристский фестиваль имени Грушина»). И это понятно: фестиваль - грандиозная рекламная акция, шоу, огромный рынок (в буквальном смысле), и чем больше людей хороших и разных (в том числе и не имеющих к песне никакого отношения) на него удастся завлечь, тем лучше. Вот только песня потихоньку уходит. А мы почему-то все равно ездим туда, и нам даже нравится. Черт возьми, похоже, нас «подсадили» на новый наркотик...»

Александр Иванов

Эти материалы были опубликованы на полосе,
посвященной авторской песне в еженедельнике
«Губернские вести» № 30 (194) 23-29 июля 1999 года

Бард Топ TopList

Реклама: