XXIV-й Грушинский

Осенью 1968 года студенты КуАИ организовали п Каменной Чаше фестиваль туристской песни имени Валерия Грушина, куйбышевского туриста, погибшего за год до этого в Восточном Саяне. Причиной гибели оказался вовсе не сам поход: плотовая "двойка" не представляла сложности для его участников. Валера спасал детей, оказавшихся в ледяной воде после переворота моторки. Сам он выплыть уже не смог. Создатель трио "Поющие бобры", человек, влюбленный в туристскую песню, Грушин был любимцем института, душой любой компании и просто классным парнем.

Наверное самая своеобразная традиция "Грушинки" - это дождь в ночь концерта на Гитаре, еще ни разу себя не отменивший. По поверью, дождь идет, когда вспоминают хорошего человека. Получилось, что слет памяти, задумывавшийся, скорее всего, как разовый, не только стал традиционным, но вырос во всесоюзный песенный фестиваль. На второй год местом его проведения стали Мастрюковские озера, появилась сцена- плот. На третий - круглый плот превратился в плавучую Гитару, а на поляне распустился шатер Чайханы.

К семидесятым годам движение авторской песни постепенно "набрало обороты", к берегу Волги в начале июля съезжалась со всей страны блистательная плеяда бардов. Практически у каждого из них есть песня- посвящение Грушинскому. На трое суток жизнь невольно переводится словно в иное измерение: пространство делится только на Гору, Поляну и Гитару, а время - на пение и слушание, которые становятся главными формами восприятия действительности и реакции на неё. Реальный васильевский город со странными, а на самом деле, просто свободными людьми. Песенная культура, карнавальная, как в средние века, стала здесь воплощением свободы.

Почти семилетнее молчание Грушинского фестиваля ( с 79 по 86 гг.) протекало в лучших традициях советской бюрократии. Из них же и проистекало. Когда оргкомитет впервые обратился за помощью к руководству области, власти, видимо, решили избавиться от проблем с не самым удобным для них "массовым мероприятием", а заодно и от него как такового. Наложение запрета на тринадцатый Грушинскии было до гротеска идиотским: фестиваль, мол, создает помехи Брежневской Олимпиаде. Затем ежегодно с завидной методичностью публику ставили в известность о том, что фестиваль состоится "в будущем году". В 1986 году Грушинский, "присобаченный" к четырехсотлетию города Куйбышева, все-таки вернул себе право на существование. За прошедшее с той поры десятилетие никто из власть самарскую имеющих уже ничего не запрещал, зато провал фестивалю прочили каждый год. И все же вдохновенные прорицатели оказались обычными шарлатанами. Авторская песня не умерла. И вообще, дело "Грушинки" живет и побеждает. Что и доказывает нынешний, двадцать четвертый фестиваль. Дай Бог, не последний.

Без подписи
"Самый плохой", г. Самара, 3 июля 1997 г.

Бард Топ TopList

Реклама: