Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

 

Подумаем о наших фестивалях

прочитано в FIDO
автор:. Виктор Байрак Viktor.Bayrak@p50.f871.n5020.z2.fidonet.org
Высказать своё мнение можно в конференции bards.de

По обе стороны морали
Добра и зла жрецы и жрицы
Так безобразно много срали,
Что стерли начисто границы.
И. Губерман

   Я пишу эту статью для тех, кто в КСП не один год и для кого авторская песня стала частичкой жизни. Если вы не считаете себя таковым, не стоит тратить своего времени. Собственно, давно уже просились на бумагу мысли о нынешних фестивалях и слетах, но сейчас, после очередной поездки, охватившей сразу четыре совершенно разных по концепции мероприятия, стало просто невозможным не высказаться. Дело в том, что эти действа на основе авторской песни стали так сильно отличаться друг от друга и давать настолько разный результат, что сам собой поднимается вопрос: "А одно ли мы дело делаем, господа, товарищи, ребята?" В бытность Советской власти мы имели совершенно очевидную баррикаду и точно знали, кто с какой стороны. Теперь ее нет, разобрали на сувениры воспоминаний. И что же мы имеем? А имеем совершенно иную экологическую среду, где надо по иному и плавать и дышать.    Но давайте вместе со мной побываем на этих четырех фестивалях и подумаем вместе. Итак, поехали.

   Днепропетровск. Юбилей клуба, ему двадцать лет. Скромный - по финансам - фестиваль, тем не менее, оставил хорошее впечатление. Небольшой пансионат на берегу Днепра. Несколько даже условный конкурсный концерт с хорошей долей  мпровизации. Так, например, было решено не разбивать выступление участников конкурса и гостей с жюри на отдельные концерты, а совместить их, чтобы подчеркнуть равенство на сцене. А когда во время концерта подъехала машина с тяжело больной Наташей Баевой, организатором многих Днепропетровских фестивалей, по предложению Коли Адаменко переместили "сцену" прямо к  машине.  Получилось хорошо.    Жили все вместе, "Чайхану" провели сами для себя. Она вышла смешной и не вульгарной. Были и открытия. Так, появление на фестивале замечательного донецкого поэта-ироника Владимира Авцена было просто очаровательным сюрпризом. Финальный концерт - полное взаимопонимание с небольшим, но уютным залом ТЮЗа. Разъехались, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения. Из всего абзаца прошу обратить внимание на слово "небольшой". Оно тут появляется  дважды. 

   Через неделю мы в Черкассах. Лесной слет, четвертый по счету. "Пристрелянный" пансионат с разного объема домиками,  оформленная и озвученная сцена, более пятисот участников, неплохая поддержка спонсоров и местных властей, ларьки вокруг  цены, охрана, регистрация каждого прибывшего и т.д. Атмосфера отличается от днепропетровской. Чувствуется некоторое напряжение организаторов, вызванное ответственностью за мероприятие. Творческие мастерские идут с долей непонимания между участниками и жюри (синдром молодых, оторванных от большого движения клубов). Дело не гиблое, но ситуация требует внимания и сосредоточенности, особенно к вечернему концерту, когда над поляной повеяло, да простят меня украинские  националисты, "русским духом". Но жюри и организаторы уже не первый год вместе и с ситуацией знакомы.  Более того. И команда Тани Гайдар (надо же, какая фамилия) и жюри: Король, Барановский, Ворожейкин, Келов, Байрак работают как две руки одного организма.    Концерт начался выступлением жюри. Схожу со сцены и ... узнаю о смерти Наташи Баевой в  Днепропетровске. Минута молчания. Hе очень КСПешная публика видит наше неподдельное единство. Конкурс обретает
серьезность. Тем не менее, невидимое противостояние "стариков" и "новичков" имеет место. В фаворе местные любимцы попсового направления. Обязательно находится некто Леха, которому орут: "Леха, давай!!!" Ситуация зависает.    После концерта поднимается вопрос о целесообразности проведения "Чайханы". Принимаем решение - проводить. Более того - "на всю катушку".
И вот тут-то произошел перелом. Сначала черкасский клуб, по совместительству работающий как команда КВH, разрядился цельным юмористическим спектаклем, затем тут же написанная и хором исполненная пародия жюри на "музыку" вышеуказанного Лехи с рефреном "Леха, давай!" делает зал своим. Hу а дальше каждый из нас выдал лучшее, что мог и опыт сделал свое. Приятно было видеть, как сам Леха упросил жюри подарить ему оригинал пародии с нашими автографами. Победа, но, извините за термин, нокаутом.

   Еще неделя - и Курск. "Соловьиная трель". Массовость, размах, спонсоры, власти... Банкет во славу дружбы между бардами и вышеуказанными, транспорт, гонорары, на каждых пятьдесят человек по милиционеру, радиосвязь, бесконечные ларьки, профессиональные ведущие с нескончаемыми "Слава! Слава!", более десяти тысяч народу.    Два года назад за интервью независимому телевидению я попал в немилость курских властей (генерал Руцкой в представлении не нуждается) за простые слова о том, что происходит на поляне. В этом году ситуация усугубилась. Дело дошло до зверского убийства. Из вторых рук я узнал о двух изнасилованиях и двух утонувших (повторяю, из вторых рук). Жюри и гости фестиваля традиционно жили на огороженной
охраняемой территории, что позволило создать микромир КСП среди совсем иного мероприятия с совсем иной ментальностью. В минуты соприкосновения этих двух миров происходило все что угодно, только не праздник авторской песни. Мы "отрабатывали" свою повинность и быстренько удалялись из той агрессивной среды в свое "гетто", ибо силы были не равны по определению.
Hельзя назвать и жюри единым организмом. Как-то сам по себе Альфред Тальковский. Слегка отдельно ото всех держатся Васильев, Козловский, Байрак с Колесниченко, и Шаов с неизменным менеджером Розановым. Ближе к кострам "Свояси", "тусуется" со всегдашней готовностью всех расцеловать Каплан. Hеизменно первые в очереди попеть спонсорам Забашта
и Захарченко (московская школа), а над всем над этим полноправным хозяином положения председатель жюри Юрий Гарин.
   Только ради Бога не надо думать, что все то, что происходило на поляне,  было целью организаторов. Сашу Шестерякова точно так же воротило от большинства "слушателей". Да и городской концерт был абсолютно другим. Достаточно сказать, что на мою фразу: "Ну, вот, другое дело, нормальные человеческие лица..." городской зал отреагировал аплодисментами согласия. Но ведь была же и поляна, на которой было очевидно, кто "заказывает музыку". Был еще один нокаут, но уже нам. Может быть я преувеличенно чувствителен, но было ощущение соучастия в убийстве. Ведь если бы мы не приехали и не пели - ничего бы
не произошло.

   Следующая неделя - Великие Луки. Фестиваль вписан в праздник воздухоплавания и наградой лучшим предполагался полет на воздушном шаре, который не состоялся из-за плохой погоды. Ситуация в городе непростая. Губернатор Псковской области содействует, городской отдел культуры сует палки в колеса. Достаточно того, что из перечисленных на отдел культуры для фестиваля денег тамошняя "глава" запросила за перечисление половину суммы (бандиты в этих случаях вымогают 10-15%). Пришлось ребятам в последний день ночью ехать через всю область. Володя Быстров - крепкий орешек. О такого и зубы обломать недолго.    Более чем условный конкурсный концерт с такими же призами. Минимум зрителей. Каждого очень интересно слушать. После концерта "разбор полетов", то есть творческая мастерская.    Тут бы я обратил внимание организаторов фестивалей на одну деталь: весьма целесообразно проводить мастерские после общего прослушивания, а не персонально после каждого участника. Дело в том, что если ведущим творческих мастерских делать записи, а затем, обобщив результат, делать разбор каждого, исходя из общей картины, получается и динамичней и убедительней. У отдельных конкурсантов не возникает обидной иллюзии персональной неприязни. Действенней подчеркнуть достоинства и недостатки конкурсанта в сравнении, а не персонально. Присутствуют на этом разборе только те, кого этот разбор действительно интересует. И уж совсем очевидными становятся  критерии отбора, что интересует всех. Так и конкурсантам полезней и жюри не подхалтурить.    Тут я опять возвращаюсь к теме команды. Великолукский фестиваль лично для меня пример идеальной коллективной работы. Удивительно ровный по психологической совместимости состав: Козловский (Вологда), Васильев (Харьков), Макаренков (Смоленск), Шмидт, Пышненко, Перелыгин (все из Витебска), Фахртдинов (Электросталь), Hикитина, Коробкин (оба из Великих Лук) и, конечно же, Цывкины (Сергиев Посад), Байрак (Одесса). А ведь особенностью этого фестиваля была почти недельное концертная деятельность в небольших городах Псковской области, для
которых такие концерты были первым очным знакомством с жанром авторской песни. Вместе жили, питались, разъезжали, выступали. И не было ни первых, ни последних. Все друг друга поддерживали, все друг другу доверяли, все с удовольствием пели каждый сам по себе и вместе. Очень подружились и разъехались с огромным желанием вновь собраться через год "на том же
месте в тот же час".

   Вот и самое время сделать выводы. Мне видится вот какая штука. Баррикада, о которой я упомянул выше, осталась. Только названия сторон поменялись. Достаточно дать точные определения и все становится ясным. Дело в том, что ничего нового не происходит. С одной стороны - духовность, развитие, созидание, истинное творчество, откровение, эксперимент, одним словом, культура. С другой стороны - политика, деньги, честолюбие, борьба за место под солнцем, все эти небезобидные взрослые игры из разряда "человек человека". Испокон веков между этим мирами проходила граница, которую люди двигали и двигают туда-сюда, опираясь на собственные моральные устои. А она, эта граница, под этим вековым слоем незыблема. И как ее ни демаркируй, стоит, как вкопанная. И дело тут совсем не в авторской песне. Точно такие процессы происходят и в других сферах. Пришла пора прояснения ситуации, а с ней и пора выбора. Пришла пора понять, что не все, что делается под знаменем КСП, свято, и что мы подвластны всем человеческим порокам. Пора понять, что прошло время перестать делить людей на любителей АП и прочих.
А вместе с этим понять, что "сам собою камень не бывает ни добром, ни злом" и что, делая фестиваль дорогой нам авторской песни, надо понимать, в чью игру ты играешь и по каким правилам. А еще, как мне кажется, пришла пора научиться отказываться от всего лишнего и вспомнить о достоинстве и чести, которыми мы всегда так гордились. 

   Я не ставил перед собой цели публично выразить претензии или похвальбы указанным в статье людям, я просто не хотел смягчать углы. И еще. Мое мнение - это только мое мнение, а не истина в последней инстанции. Очень надеюсь на дискуссию.

    Следующая статья - после Грушинского.   В. Байрак
 

Бард Топ TopList

Реклама: