Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"


"Прошу у вас прощения…" В бардах, наконец, разглядели литераторов.


 Геннадий Васильев

Распоряжением от 4 сентября 1997 года президент России Борис Ельцин утвердил положение о премии имени Булата Окуджавы.

Размер премии равен 200 минимальным размерам оплаты труда. Присуждаться она будет за создание выдающихся произведений в области авторской песни и поэзии. Многие мои друзья, приятели и просто хорошие знакомые по цеху - цеху авторской песни, - наверняка почувствовали ком в горле. Должны были почувствовать. Ибо свершилось: бардов не просто легализовали - за ними признали право на создание произведений, вносящих заметный вклад в российскую культуру. Их признали творцами, уравняли с поэтами.

А еще многие мои друзья должны были саркастически усмехнуться: неужто разглядели наконец?

Культурные люди и без официальных органов давно знали: нельзя говорить о российской культуре, вынося за рамки этого понятия авторскую песню. Даже о поэзии российской нельзя говорить, не называя имен того же Булата Окуджавы, Александра Галича, Михаила Анчарова, Юлия Кима и многих еще, очень многих. Да и не очень культурные люди, те самые органы, тоже об этом если не знали, так догадывались. Иначе не стали бы загонять песню в андеграунд.

У моего друга, московского барда Юрия Лореса, в советские времена был куратор в КГБ. Периодически он приглашал Лореса на задушевные беседы. Юра называл его ласково: "Мой Бенкендорф". Положение полуподпольности придавало дополнительную значимость тому, что сочинялось и пелось. Даже в безобидных ковбойско-пиратских песнях (был такой расхожий набор стилизаций в творчестве бардов: пиратские, ковбойские - здесь большие мастера Юлий Ким и Владимир Туриянский, - колыбельные, цыганочки) мыслилось двойное дно, искался подтекст. И находился, даже когда его там не было. Клубы самодеятельной песни (КСП) сознательно или интуитивно поддерживали имидж закрытости, таинственности. "Тонкий намек на толстые обстоятельства" содержался, как правило, даже в названиях клубов. Например, наш КСП в Шарыпове располагался в подвале жилого дома и назывался, естественно, "Дети подземелья". Жизнь под гнетом по определению не могла быть веселой, поэтому томский КСП носил грустное имя "Пьеро". Много забавных и, опять же, "с намеком" названий было в среде московских каэспешников: "Феня" (ласкательное от "Феникс"), "Ковчег", "Разгуляй", "Не шали!" Собственно, к жанру это имело слабое отношение, но создавало среду для его распространения. Среда была самодостаточной. Потереться локтем друг о друга, распознать своего, убедиться в своем неодиночестве - это было главным смыслом многочисленных (полулегальных или под эгидой комсомола) каэспешных тусовок: слетов, фестивалей, семинаров и прочего. Песни там тоже пели, но главным все же было побыть среди своих.

Процесс легализации жанра начался, пожалуй, одновременно с горбачевской перестройкой. Именно в 1985 году состоялся концерт в Лужниках, который телевидение транслировало на всю страну. Большие публичные концерты случались и прежде, но чтобы их показывали по телевизору!.. Вот тогда-то хотелось плакать от счастья.

Легализовавшись, песня оказалась на первом плане. Специфическая среда ее "обитания" начала разрушаться, в ней теперь не было (и нет) такой острой необходимости. В клубах стало неинтересно. Интересно - в залах. Песня перестала быть социокультурным явлением, ее признали как явление просто культуры. Заодно выяснили, что и без специфических каэспешных подпорок она вполне заслуживает к себе уважения. Те, чьи имена считались громкими в стенах клубов, так же заслуженно громко зазвучали вне этих стен. Барды стали издавать книжки (и не только за свой счет), во многих из них разглядели литераторов. Юра Лорес приехал в Красноярск с очередным концертом, похвастался корочкой Союза писателей. Рекомендовал его, в частности, известный литературный критик Лев Аннинский.

Не помню точно, в конце прошлого или начале нынешнего года вышла в свет толстая книга под названием "Авторская песня. Книга для ученика и учителя". В ней дано определение жанра как литературного факта и подробно проанализировано творчество его ведущих представителей.

Наконец, в 106-й красноярской школе в нынешнем учебном году планируется спецкурс по авторской песне. В позапрошлом году такая попытка в этой школе уже была и оказалась небезуспешной.

И вот - премия имени Булата Окуджавы... "Прошу у вас прощения за раннее прощание, за долгое молчание, за поздние слова..." - такую цитату из Булата следовало бы произнести президенту, утверждая положение о премии. И все же лучше поздно, чем никогда. И все же - спасибо.

Газета "Комок" (Красноярск)
09.1997г
http://logos.siit.ru/Arts/art00005.htm

Бард Топ TopList

Реклама: