«АкБАРД» - ЭТО ЗВУЧИТ ПЕСЕННО!
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Катерина КОСТЫЛЕВА
Об авторе
Катерина — одна из известных в Сибири энтузиастов авторской песни.
С 1989 года — участница Томского КСП «Пьеро», с 1998 активно работает в
КСП Новосибирского госуниверситета. На «Радио-Новосибирск», ведет программу
«Синий перекресток», посвященную авторской песне. Художественный руководитель
фестиваля «АкБард».
Вот уже четвертый год под Новосибирском, на берегу Обского моря, проходит
фестиваль авторской песни «АкБард».
Это название как-то сразу наводит на мысль о тюркских корнях, на ум
приходят легенды о Белых Бардах, по ночам выходящих из воды и насильно
обучающих молодых авторов-исполнителей играть в тональности ре-диез минор.
На самом деле все значительно проще. «АкБард» — это сокращенное «Академ-Бард»,
ведь организаторы фестиваля — Клуб самодеятельной песни Новосибирского
государственного университета (КСП НГУ), в основном жители Академгородка,
известного всей стране как крупнейший научный центр.
Наверняка, у всех любителей авторской песни с Академгородком связаны
свои ассоциации: именно здесь в 1968 году прошел знаменитый фестиваль,
на котором перед широкой аудиторией выступил Александр Галич, после чего
авторская песня по всей стране оказалась под жесточайшим прессом.
И здесь же в 1998 году состоялся фестиваль «30 лет спустя», прошедший,
как и его печально знаменитый предшественник, при аншлаговых залах. Это
не было юбилейным возложением венка на могилу загубленных идей. Это был
скорее мощный росток, проросший из зарытого когда-то семени свободы и творчества.
Репрессий на этот раз не последовало — и фестивальная идея пышно зацвела
на плодородной студенческой и научной почве. Так появился «АкБард» — в
каком-то смысле правопреемник того самого фестиваля 1968 года.
Май в суровых климатических условиях Сибири — первый месяц в году,
когда можно позволить себе вылазку на природу без риска получить воспаление
легких. И «АкБард» стал фестивалем, открывающим летний сезон, традиционным
местом встречи любителей авторской песни из Новосибирска, Томска, Омска,
Кемерова, Новокузнецка, Красноярска, Бийска, Барнаула...
Число его участников сравнительно невелико — обычно на поляне собирается
около пятисот человек. Но организаторы, честно говоря, и не стремятся к
тому, чтобы «АкБард» превратился в многотысячную тусовку, которые обычно
становятся точкой притяжения полукриминальной молодежи, желающей «оттянуться»
на природе. И пока получается. Несмотря на то, что фестиваль проводится
в непосредственной близости от города, случайных людей на нем мало, все
свои. Региональная элита авторской песни, клубная молодежь... Большинство
участников знают друг друга по имени или хотя бы в лицо — этакий междусобойчик
регионального масштаба. Три дня в кругу старых друзей и любимых песен.
Правда, последний фестиваль, «АкБард - 2002», несколько отличался от
своих предшественников по составу участников: из центра России прибыла
достаточно представительная и довольно необычная творческая делегация.
Как правило, приглашения посетить места столь отдаленные удостаиваются
барды известные, «раскрученные». Нашими гостями стали Дмитрий Авилов, Игорь
Белый и Олег Городецкий — москвичи, представители творческой ассоциации
«32 августа» и санкт-петербургский дуэт Марии Булат и Юрия Ельского.
Это абсолютно новые для Сибири имена.
• Алексей Мокин, председатель оргкомитета «АкБАРД-2002»
И это нынешние песни центральной части России, совершенно незнакомые
нам, живущим по другую сторону Урала. Точно так же, как им, москвичам,
петербуржцам, самарцам в основном не знакомо творчество томичей, бийчан
или новосибирцев. И фестиваль «АкБард» замышлялся как некая попытка диалога
представителей двух обособленных, но в то же время до боли схожих культур.
Причем для диалога в программе фестиваля было отведено специальное место.
Помимо обычных концертов, в ней значилась... «Шляпа». Это одна из фирменных
разработок творческой ассоциации «32 августа» — своеобразный песенный разговор
у большого костра. Выглядит это так: все присутствующие складывают в шляпу
записки, на которых пишутся темы песен. Потом одна из записок извлекается
— и звучит песня «в тему». Если у кого-нибудь из слушателей возникает ассоциация
с другой песней, появляется желание ответить
поющему, он говорит «вист», и гитара переходит к нему. Когда цепочка
песен прерывается, из шляпы вынимается следующая записка. И все начинается
сначала... «Шляпу», к сожалению, разогнал некстати начавшийся дождь — и
население лагеря разбрелось под тенты и палатки. Но в масштабах фестиваля
диалог, кажется, все-таки получился. Истинным удовольствием, например,
было наблюдать, как полночи передавали друг другу гитару московский автор
Олег Городецкий и томский исполнитель Роман Ланкин. Или слушать сводный
хор Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Кемерова, самозабвенно репетирующий
перед концертом в Доме Ученых.
По крайней мере, искорка творческого взаимопонимания между Сибирью и
«Центром» вспыхнула. А уж разгорится ли из нее пламя, удастся ли наладить
настоящее сотрудничество — покажет, наверное, только время. Но, по крайней
мере, у энтузиастов авторской песни НГУ на этот счет большие планы. С октября
в Академгородке стартует концертный проект «Московские кухни», где публика
(как водится, под чаек и задушевные разговоры) сможет познакомиться с теми,
кого принято называть «авторами новой волны».
Адрес оригинала:http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=25&page=1 |