Ирина Богушевская поет для неба и гнет крепких
мужиков
Валерий БУЛДАКОВ, Ива СЕЛЕЗНЕВА
ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ девочке родители не покупали собаку. Тогда девочка взяла
и написала песню: "Я мечтаю о собаке, о хорошем верном друге. Я мечтаю
взять на руки и назвать щенка своим. Я всегда б за ним ходила и всегда
б его кормила..." И дальше так же проникновенно. Родители, конечно, сломались
и купили щенка. Сейчас автор и исполнитель собственных песен Ирина БОГУШЕВСКАЯ
считает, что это было единственное ее произведение, имевшее коммерческий
успех.
Она не стремится собирать стадионы: ее "русский шансон" лучше звучит
в камерных залах, где зрителей, может, не так и много, но где Ира, ее голос,
ее песня - всегда любимы.
- Ира, та грустная песня о собаке - первое, что ты написала?
- Нет, все началось намного раньше. Читать, говорить и бормотать стишки
я начала почти одновременно. Я была жуткой графоманкой. Года в четыре завела
себе толстую общую тетрадь в коленкоровой обложке и красивым почерком
заносила туда свои стишки. Некоторые буквы при этом писались наоборот,
но главное - я очень тщательно расставляла все кавычки, точки, а после
каждого слова ставила запятую - мне страшно нравился этот процесс. На родительских
вечеринках я поражала гостей. Залезала на табуретку и читала: "Когда поэтом
я была, шампанским увлекалась./ Его бокалами пила и даже не шаталась..."
Взрослые были в восторге, и я продолжала: "Когда поэтом я была, тогда жила
красиво./
Теперь стихов я не пишу - и пью лишь только пиво..."
Так что наклонности и взгляды на роль поэзии в жизни проявились уже
тогда. И мама поняла, что меня пора правильно воспитывать. Она отвела меня
в творческую студию при МГУ. Там собралась команда психологов, которые
на нас ставили всякие эксперименты, пробуя новые методы обучения, и потом
писали свои диссертации. Поэтому, когда я поступила в университет на философский,
у меня было страшнейшее дежа
вю. Мы первокурсниками вошли в главное здание МГУ, и вдруг я сказала:
"Ребята, я все здесь знаю - где буфет, где туалет..." Просто в детстве
бегала по всем этим коридорам. И вся эта университетская энергетика была
уже своя.
- Говорили, что ты могла бы стать блестящей пианисткой.
- Я играла довольно прилично. И вдруг попала в автомобильную аварию.
Теперь не играю ни на чем. Пусть за инструментом сидят другие. А я стою
у микрофона и смотрю людям в глаза
- это очень здорово.
- Первые, кому ты со сцены посмотрела в глаза, были, наверное, друзья-студенты,
которые пришли в театр МГУ?
- В театр меня позвали в 1984 году. Выяснилось, что ставят мюзикл. Боги
мои, мюзикл! В восемьдесят четвертом, в СССР! Поверить было трудно. До
смерти хотелось быть там внутри, в этом мюзикле. Я пришла в театр, а там
меня вместо толпы пестро наряженных актеров встретили два мужика. Один,
постарше, представился как главный
режиссер театра Евгений Славутин. Другого, помоложе и поздоровее, звали
Алексеем. Фамилия его была Кортнев. Оба показались мне жутко умными и серьезными.
Говорят, браки заключаются на небесах, а потом материализуются здесь. Так
и произошло у меня с театром МГУ. Существуют театры профессиональные, существуют
и певицы поприятнее. Но я получила театр МГУ, а он меня.
- А почему ты не говоришь о браке с Алексеем Кортневым? Потому что союз
распался?
- Где-то
у меня со студенческих лет валяется прикольная характеристика, которую
я сама себе написала: "Политически грамАтна. Орально устойчива. Неоднократно
незамужем..." Что касается Кортнева, мы проработали много лет, прежде чем
соединили себя семейными узами. И вот это духовное братство - оно важнее
всего и никуда не денется. Оно всегда было основано больше на творчестве
и одинаковом понимании искусства и музыки. Союзы, которые строятся на более
приземленных
вещах, разрушаются, не оставляя после себя никакого следа. Мы друг
для друга много значим и по сей день. Я всегда прислушиваюсь к тому, что
он говорит, и наоборот.
- И тусовка у вас до сих пор общая?
- Да, вся она была на пятнадцатилетии "Несчастного случая". Костяк ее
опять-таки связан с театром МГУ. Это люди, которые отличаются не только
музыкальными талантами, но имеют еще и серьезный интеллектуальный бэк-граунд.
Все мы - как парашютисты, которые
летят вместе, взявшись за руки. Мы уже так давно летим вместе в этом
пространстве... Причем конфигурации могут быть самые разные. Над моим альбомом
"Книга песен" и спектаклем "Зал ожидания" как саунд-продюсер работал Дима
Чувелев из "Несчастного случая". Это духовное братство.
- Кажется, этот альбом и спектакль - близнецы-братья? Кто тебе более
ценен?
- Да пластинка - фактически музыкальная дорожка спектакля. Мы убрали
только драматические паузы,
которые на сцене интересны, а на компакте не нужны. В остальном мы
перенесли на пластинку то, как музыка звучала на сцене. Музыку, как драматически
выстроенное действо.
- Это опять музыка для узкого круга умных мальчиков и девочек?
- Не сказала бы, что на концертах студентов большинство. Приходят люди
с детьми. Приходят бабушки и дедушки. Если совсем честно, я не очень-то
ориентируюсь на какую-либо аудиторию. Всех, наверное, спрашивают: "Для
кого
ты пишешь или поешь?" Могу показаться странной, но у меня такое ощущение,
что пою для неба. Голова - лишь чувствительный приемник, настроенный на
некую особую волну. Это небо посылает песни. Небо посылает тех, с кем мы
потом эту музыку записываем. Небо посылает людей, которые ходят на концерты.
- Можно догадаться, как ты относишься к попсе...
- Я не имею никаких предубеждений к артистам, которые работают в другом
жанре. Особенно если они мастера.
У них есть своя публика, и это здорово. Но я бы не смогла заниматься
коммерческой музыкой. Мне представляется, что она делается на поточной
линии по законам капиталистического производства: деньги - товар - деньги...
Мы имеем дерзость делать музыку по другим законам. Не планируем уровень
продаж. Не покупаем места в чартах. В последнее время развелось много дутых
величин, и сегодня многие из них лопнут, как ГКО. Трудно будет штамповать
так называемые
музыкальные проекты. Может быть, появится шанс прийти настоящим актерам
и музыкантам? - Кажется, они сейчас, наоборот, собрались уезжать, и подальше...
- Есть люди, которые говорят: "Ира, поехали в Париж. Найдем площадки,
здесь сейчас не время петь". Все хорошо, но вот думаю и пишу я по-русски...
Например, "Рио-Рита" написана от лица моей бабушки и ее поколения. Я ругалась
с бабушкой: на "воронках" забирали друзей, а вы танцевали "Рио-Риту" и
были
счастливы! Потом, став постарше, я поняла, что они на самом деле были
счастливы. В любых социальных условиях люди не перестают любить, не перестают
слушать музыку. Поэтому у меня нет сейчас таких апокалиптических ощущений,
хотя мы в августе потеряли ту страну, в которой жили последние несколько
лет. Вообще меня все больше увлекает идея легкости бытия. В моей биографии
были полгода, проведенные в больнице, - так вот оттуда я вышла гораздо
более жизнерадостным
человеком, чем была до этого. Я видела людей в институте Склифосовского,
которые из-за своей беды стали ненавидеть всех и вся, - это ужасно. Я стараюсь
не ныть и не жаловаться. Следующий мой альбом будет уже не такой драматичный,
как первый, да и название у него - "Легкие люди". Хотя легко с людьми далеко
не всегда. Один мой знакомый делает маленьких глиняных бегемотиков. Наводнил
ими, наверное, пол-Москвы. Он мне все время говорит: "Ира, не злись,
не нервничай". А я ему: "Ты как начинаешь работать по утрам - глину
мнешь? Она мягкая. А я на репетиции - пять крепких мужиков".
1999 ЗАО "Аргументы и Факты" |