Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

"Еще раз о совсем другом"

"Легко ли писать третий раз об одном и том же?" – подумалось мне, когда подошло время готовить этот материал. И действительно: третий теплоходный фестиваль, третий год работы клуба, какие-то уже традиционные методы работы, концерты, люди… Так? Нет, не так. Всё разное – фестивали, конкурсы, концерты, публика в залах, проблемы и радости, новые люди – клуб не стоит на месте, кто-то приходит, кто-то уходит. Что такое фестиваль? Праздник, друзья, песни под гитару? Несомненно, для большинства присутствующих. А для нас ко всему этому плюсуется распространение билетов, договора с залами, фотограф, организация рекламы, аппаратура для концертов, магнитофонная запись, гостиница, транспорт, авиабилеты, питание, сценарии концертов, художники… Я не стану перечислять здесь шестьдесят семь пунктов рабочего плана оргкомитета фестиваля. То, что было великим достижением во время подготовки первого фестиваля, отнимало кучу времени, сейчас воспринимается обычным рабочим вопросом, который в состоянии решить наши новички. Интересно, а будут ли такими же простыми через несколько лет казаться сегодняшние вопросы первой сложности?

Работать стало легче – мы многое умеем, появился тот драгоценный опыт, нехватка которого так остро чувствовалась в первое время.

Работать стало тяжелее – сказывается обилие информации, мы столько её получаем сейчас из прессы, радио и телевидения, что идет просто перегруз. Если раньше на концерты вместе с любителями авторской песни шли люди совершенно чуждые этому жанру – из любопытства, от дефицита культурных мероприятий нашего города, "от нечего делать", а потом становились нашими постоянными зрителями, поняв, что это именно то, что нужно им, то при современном наплыве информации человеку вообще не хочется никуда идти, думать, что-то воспринимать. Что представлял из себя бард, автор-исполнитель в не столь далекие времена? Прежде всего, это был человек, не зависящий от грозной цензуры, утверждающей программу выступлений, человек, несущий правду, говорящий её от себя и за себя, не прячущийся за удобным "мы". А потребность человека знать правду всегда была велика и разница в том, что если раньше её собирали по крохам, то теперь выкапываем из массы всего, что нам сообщается, то есть источников правды стало гораздо больше. Что из этого следует? Те, кто раньше ходили на концерты из любопытства, больше не любопытны, так что в основном мы работаем на любителей авторской песни.

Сложно и то, что, работая третий год, "верхушку" авторской песни мы уже "слизнули". У нас были Вероника Долина, Евгений Бачурин и Виктор Луферов, Ольга Качанова и Вадим Козлов, Александр Городницкий, Ирина и Михаил Столяр, Виктор Берковский и Дмитрий Богданов. В этом фестивальном году выступали Любовь Захарченко и Михаил Володин. Любителям авторской песни эти имена хорошо известны, а людям посторонним? Благодаря телевидению много не узнаешь, передачами об авторской песне нас не балуют. А если и показывают? Живой пример – Любовь Захарченко, лауреат I Всесоюзного фестиваля авторской песни, автор тонкий и лиричный – есть отдельная передача на телевидении, но представления о человеке абсолютно не дающая, поскольку сделана дилетантски, без понимания жанра. Каким же образом представлять гостя людям, далеким от авторской песни? "Приходите, это очень интересно!"? Так и делаем, работая частично и на доверии к нам нашей публики – разве "Ленская волна" когда-нибудь приглашала на ерунду?

И то, что старый бюрократ сегодня прикрывается перестроечными лозунгами, тоже не облегчает нам работы – раньше он свободно самодурствовал и поэтому был гораздо уязвимее.

При выходе на финишную прямую обычно принято говорить о том, что сделано. Так что у нас за "отчетный период"? Самое большое достижение – это то, что не просто создан, а кипит, ссорится и мирится, поет и учится играть на гитаре молодежный клуб самодеятельной песни "Лев", организованный в сентябре 1989 года. В него с полным правом может придти любой нескучный товарищ с 11 лет, вовсе не обязательно умеющий что-то делать, но желающий научиться – обязательно. "Лев" – это и "кузница кадров" для "Ленской волны", и совершенно самостоятельный клуб, то есть по достижении 16 лет любой член молодежного клуба может уйти во взрослый клуб, но может и остаться "львенком".

Традиционно проводились фестивали авторской песни – молодежный "Брызги", якутской гитарной песни "Ай-ыллаа", городской "Лев" – о них говорилось в республиканской прессе, так что не стоит повторяться.

А вот самая большая неприятность этого года – это отказ в июне 1989 года Обкома ВЛКСМ учредить центр авторской песни. Мне бы очень хотелось приложить к сему стенограмму заседания Бюро ОК ВЛКСМ по этому поводу, но это потребует дополнительного длинного предисловия. Скажу только, что основным аргументом отказа являлось то, что Бюро ОК ВЛКСМ не устраивала… кандидатура мужа будущего директора центра. Каково? Присутствующим на Бюро кандидату в директора центра Ирине Лешо и автору этих строк было выражено политическое, моральное и финансовое недоверие ОК ВЛКСМ, что в наше время является лучшей рекомендацией неформалу. В результате этих шуточек уехала Ирина, а клуб если и не совсем лишился своего лучшего сценариста и хорошего друга, то общение значительно затруднилось по причине шести тысяч километров пересеченной местности. А центр мы все равно открыли. Зачем нам до такой степени нужен центр? Для освобождения своего и любого желающего клуба от организационной и хозяйственной деятельности. Центр АП – это люди, которые будут заниматься организацией концертов, издательством сборников, пластинок, поставкой в регион книг и фонограмм по авторской песне, открытием любых хозрасчетных предприятий по своему профилю и многим другим. А у клубов будет больше времени для творчества, просто для общения.

Но вернемся к нашему региональному Северо-Восточному. Чего мы добиваемся? Того, чтобы наш фестиваль был не просто тусовкой, местом встречи старых друзей, а центром, куда приятно приехать и совершенно чужому человеку и максимально быстро почувствовать себя нужным этим незнакомым окружающим тебя ребятам. Чтобы творческие мастерские были не просто говорильней, а школой авторов стихов и музыки, где максимально доброжелательно подскажут, в чем ты не прав. Чтобы ко всему этому было еще весело и интересно, чтобы плыл белый теплоход, хотя с каждым годом он достается все тяжелее – сказывается падение рубля и удорожание топлива. Тем не менее отказываться от теплохода мы не собираемся, нам нравится эта форма проведения фестиваля хотя бы тем, что это не банально и максимально удобно – решены вопросы размещения, питания, концертных площадок на время конкурсов. Плюс ко всему безумно красивые Ленские столбы, река – кто уже был, знает, кто не был – посмотрит сам.

Будут проводиться творческие мастерские для участников фестиваля, концерты на теплоходе и в городских концертных залах: Дворец Пионеров и Гражданпроект, 10 и 11 июля в 18.30 и 20.30. Уже традиционным для нашего фестиваля становится концерт-диалог по принципу "Музыкального ринга", концерт-спор, разговор со зрителем на равных. Для меня лично этот концерт – самый интересный из всех, поскольку искусством спора люди владеют все хуже, искусством крика – все лучше, редко кто умеет красиво отстаивать свое мнение, аргументированно и остроумно. А вам предоставим самим решать, что для вас на этом фестивале самое важное, нужное, интересное. Мы просто ждем вас.

Тарасова Т., заместитель председателя Оргкомитета II Северо-Восточного регионального фестиваля авторской песни "Ленская волна"
http://ksp-dv.narod.ru/Festival/Len_volna/len_volna_01.html

Бард Топ TopList

Реклама: