Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

 

Гитары в кустах
Хиты следующего века
 С ПЕСНЯМИ

Беседу вела Юлия РОГОНОВА Фото М. АБРАМОВА

По истории авторской песни можно проследить новейшую историю нашего Отечества. В 1981 году в целях "сохранения государственной безопасности" разогнали Московский городской клуб авторской песни, бардов - любителей разбили на "кусты" и насильно приписали к домам культуры. Общие слеты были запрещены, люди уходили в лес, как некогда революционеры на маевки: пели песни, ставили спектакли на острые темы. Потом, когда все разрешили, появилось музыкальное издательство "Московские окна", которое выпускало и сейчас выпускает альбомы с записями исполнителей авторской песни. Но записать альбом - это одно, а вот донести его до слушателя - совсем другое. Весной прошлого года у "МО" появился "ребенок" - Фонд "Авторская песня", создатели которого видят свое предназначение в поддержке самого жанра. Наш собеседник - программный директор фонда Владимир РОЗАНОВ.

- Владимир Алексеевич, уже несколько лет слышны разговоры о том, что авторская песня умерла. Вы с этим не согласны или просто пытаетесь ее реанимировать?

- В свое время эту фразу сказал Булат Окуджава. Позже он поправился, что НАША авторская песня умерла. Примерно то же самое говорил Городницкий. С этим трудно не согласиться. Песни шестидесятников не отвечают запросам нашего времени. Трудно сейчас петь "Возьмемся за руки, друзья". Ну воспитаем мы рыцарей печального образа и прекрасных дам, ждущих этих прекрасных принцев, которые так и не придут, потому что в реальной жизни их оберут до нитки и денег на букет цветов не останется. Авторская песня шестидесятых стала классикой. Ее надо преподавать в школах.

Маститые барды, которые стали известными в далекие - далекие годы, почти не пишут новых песен, а исполняют свои старые хиты. Между тем за последние лет шесть появилось много молодых интересных авторов.

Григорий Данской, например, окончил филологический факультет Пермского университета. И - уникальный случай - защитил диплом по своим стихам. Его музыкальный стиль скорее ближе к року, к Гребенщикову. Ольга Чикина преподает словесность в рязанском свободном лицее. Ее творчество - на стыке авторской песни и русского фольклора, но на современном русском языке и о нынешней жизни.

Музыка Алексея Тиматкова непохожа на бардовские наигрыши. Сам он считает, что это рок, но в акустическом варианте получается совсем не роковое звучание. Очень интересный цикл песен есть у Сергея Погорелова. Это окололитературный пересказ классических произведений. Зощенковским языком некоего современного героя - простачка изложены "Война и мир", "Мертвые души", "Одиссея". Олег Лубягин пишет музыку на стихи Бродского, получаются своего рода маленькие оперы.

Александр О ' Шеннон - нелюбимое дитя авторской песни. В его творчестве смешиваются авторская песня, рок и шансон. В некотором смысле это современный Вертинский. Кстати, в Союз писателей его рекомендовал Булат Окуджава.

Молодые барды работают на стыке жанров. Происходит симбиоз авторской песни с роком, фольклором, джазом. Это естественный процесс. В авторской песне, как и в любом виде искусства, были люди, которые заложили основы и определили рамки. Следующее поколение воспитывалось на их творчестве, пыталось повторять. Кто - то так и остался только подражателем. А если и достиг подобных высот в мастерстве, то невостребован. Но кто - то пошел своей, уникальной и часто очень тяжелой дорогой.

- Путь на большую сцену для многих певцов различных жанров начинался с конкурсов и сборных фестивалей. В авторской песне таковых много. Стоит вспомнить хотя бы Грушинский фестиваль, в рамках которого проходит конкурс исполнителей. Помогают ли они молодым бардам найти своих слушателей?

- В шестьдесят каком - то году произошел такой анектодический случай. Проходил анонимный конкурс бардовской песни. Авторы присылали свои кассеты с какими - то девизами, но без имен. Визбор занял тогда третье место, а о первых двух победителях сейчас никто и не помнит. Каждый пишет, как он слышит, и каждый судит в рамках своего профессионального кредо. Маститые барды, которые входят в жюри всех конкурсов, не признают отклонений от канонов. Для них творчество О ' Шеннона, Данского, Тиматкова - не авторская песня. Практически всех ребят, которых я приводил на Грушинский конкурс, на "Петербургский аккорд", "зарезали" еще на предварительном прослушивании.

По одной - двум песням, которые требуются на конкурс, нельзя понять исполнителя. У любого графомана на сто песен найдется одна хорошая.

Дело не в конкурсах. Повторю еще раз - надо выходить на большую аудиторию. В зале Литературного института имени Горького мы проводили несколько сборных концертов. Я видел, как люди загорались и потом ходили на сольные концерты ранее неизвестных им исполнителей, покупали их альбомы. Но многие авторы просто не могут сделать хорошую запись, чтобы, например, прийти с ней на радио. Да и радио такого формата пока не существует. Правда, скоро обещает появиться радио "Шансон", где одна четвертая часть эфира будет отдана авторской песне.

Любой автор, будь он самым замечательным, если его не показать, публике так и останется неизвестным. Пришло время продюсеров. Настоящая авторская песня может остаться авторской песней и истинный бард может остаться бардом, если в него будут вкладывать деньги, если его будут раскручивать. Авторская песня ждет своих продюсеров.

- Лет 30 назад никто и не думал о том, чтобы содействовать распространению песен Высоцкого и Окуджавы. Может быть, молодым исполнителям не дано стать кумирами нового поколения или действительно: "иные времена, иные нравы"...

- Это приметы нашего времени. На телевидении и радио появляется только коммерческая музыка. Но слеты показывают, что интерес к авторской песне не ослабевает. Я уверен, если любого из вышеперечисленных исполнителей выпустить на сцену, они будут петь на бис, и не один раз. Проблемы в том, чтобы показать публике этих самых авторов. На крупных мероприятиях выступают в основном мэтры, туда молодежь и близко не пустят. Но я думаю, что именно те люди, о которых я говорил, смогут "докричаться" до своего народа, как в свое время это сделали Высоцкий и Окуджава.

Юлий Ким три года назад сказал, что неправы те, кто говорит об авторской песне в прошлом. И назвал два имени: Михаил Щербаков и Тимур Шаов. Если у автора нет песни, которая гуляет в народе и считается народной, то зря он писал остальные 200 - 400 песен. Тимура Шаова цитируют и поют. И на Камчатке, и в Хабаровске. В 1997 году он дал свой первый концерт, а сейчас работает над четвертым диском и собирает полные залы в Москве и Питере.

Недавно мне пришла мысль, что песни, которые будут культовыми лет через 20, уже написаны.

Анатолий Ткачев

Бард Топ TopList

Реклама: