Ася Крамер
Сан-Франциско

Ну как его не любить?!
Тимур Шаов как зеркало русской жизни

        Уж не думала, что моя закаленная в литературных и прочих эстетических баталиях душа растает так внезапно и безоговорочно. Упомянутые мною баталии заключались в том, что многие – ох многие!- маститые и начинающие пахари культурной нивы пытались убедить, подобно ильф-и-петровскому персонажу крутя пуговицу на моем пиджаке: "ведь здорово, правда?", "каково схвачено?", "очень смешно, да?", а я точно по Станиславскому – "не верю", да еще ладошкой, бывало, зевоту прикроешь.

        Тимур Шаов, открытый нашей семьей совершенно случайно, пленил нас моментально и всецело. Впрочем, многие меня не поймут. Ну о чем, ей-богу, говорим. Песенки всякие. Мелочевка. Помнится, в свое время и Окуджава, и Высоцкий выслушивали подобные обвинения, а также покровительственные поучения "настоящих" поэтов.

        Есть, есть у нас - чего скрывать! - этакое подобострастие перед формой и масштабом. Нам подавай не менее чем эпопею или исторический роман в пяти частях, чтобы заслужить уважение знающего читателя. А ну как возьмусь и напишу критическое эссе, как будто перед нами не бард с гитарой, а самый всамделишный "инженер человеческих душ", надев армяк и из веревки пояс, идет в лаптях - куды там твой Толстой. И заглавие придумаю посолиднее. А, впрочем, и придумывать ничего не надо. Все уже придумано до нас.

        Тимур Шаов как зеркало русской интеллигенции

        Попробуйте найти определение понятия "русская интеллигенция". Уверяю, вас, ничего не выйдет. Уже многие пытались. Наверно с определениями надо кончать. А вот найти отличительные черты можно. У русской интеллигенции сложился свой язык. Это язык человека, который знает (читал когда-то и что-то помнит) Шекспира, Сократа, Кафку, Пушкина и Аристофана и в то же время не боится слова "жопа". (А вот и получилось, наконец, определение!) Из слияния начитанности и легкого (к месту!) матюжка и образовался язык русского интеллигента, который выдает "своего", где бы эта особь нам не встретилась - в низовьях Волги или в верховьях Хуан Хэ. Тимур Шаов поет именно на этом языке. И посему является зеркалом. А также рупором. И факелом. От слова факел.

        Озверев от нескольких дюжин русских эстрадных хитов ("А ты ушла. И почему ты не пришла. Я так скучал. Всю ночь не спал. Я тебя ждал") до лучших из лучших ("А белый лебедь на пруду качает павшую звезду. На том пруду, куда тебя я уведу"), хлебнув этого пиршества смысла, образа и рифмы, повторю за 11-летней героиней одной моей статьи: "Все. Решено. Я никогда не выйду замуж!" Что такое, почему, - всполошились родители. Оказывается, у девочки в школе был урок полового воспитания. Тема была такая: "Как пользоваться презервативом"! "А они рвутся, - сокрушалось дите. - И это очень опасно!" Бедняжку перепугали насмерть и на долгие годы отвадили от интереса к щекотливой теме. Так и я решила, что никогда больше не "выйду замуж" за русскую песню - бездарную предательницу. Тимур вернул мне веру в человека с гитарой.

        И все-таки мне многое непонятно. Тимур Шаов - врач. Как известно, в мединститутах не изучают античную литературу, философию и многочисленные ее направления, историю советской журналистики с ее вечным "С кем вы, мастера культуры?". Откуда этот врач из Карачаево-Черкессии все это знает? Неужели он читает это все - в наш компьютерно-деловой век? Как ему удается создавать песни с взаправдашним немецким, американским, китайским, испанским колоритом? Как ему удается создавать зрительные картины, когда только слушая диск, представляешь себе, что может происходить на сцене - менуэт 18 века, народный танец китайских рисоводов или испанская коррида.

        Второй раздел моего будущего эссе тоже будет иметь "зеркальный" и очень наукообразный заголовок. "Тимур Шаов как зеркало русской жизни". Иначе на литературные подмостки, а тем более на небольшой такой постаментик не пробиться.

        Нам нужно доказать, что он не просто так – поэт с гитарой. Ну что ж, у нас есть лакмусовая бумажка. Не живя в России, можно ли узнать Россию или о ней по его песням? Оказывается, можно. Вот она, Россия девяностых. "В доме брань и перепалки" - о всеобщей политизации общества. "Всенародно заявляю, что я немец (Тевтонская)" - об этнической эмиграции и бегстве из "совка". Портрет "нового русского" с малоросским акцентом - песня "Чисто конкретно". "Мечтательный пастух". Это уже не песня – баллада. В ней много чего есть. Сервантес. Суть пьянства, показанная изнутри. Коррида. Аттила. Рюрик. Бабы на току.

        Что интересно - песни Тимура нравятся и 18-летним, и 40-летним, и 60-летним, нравятся жителям Москвы (переполненные концертные залы), Кишинева ("слыхали песню про Бэтмэна на "Запорожце", но не знали - чья"), Сан-Франциско ("а чего это он к нам не приезжает?") и Хайфы (там из машин несется песня про Мишаню, записного израильтянина). Вы понимаете, чем это пахнет? Это пахнет всенародной любовью!

        А такие узнаваемые детали: "Чихните кто-нибудь на Церетели - пусть отдохнет немного городской бюджет!" - "Песня о гриппе". Или "Надеть свои трусы забыв, уйдет министр из бани" - песня "Крысолов". Это уже узнавание на грани фельетона.

        Помните КВНы - любимую забаву русской интеллигенции? Помните лучшие номера лучших команд? На популярные или хорошо забытые мелодии писался остроумный текст, который в свою очередь становился убежищем подтекста, привольем для домысливания. Мы так любили КВН именно потому, что зрители и слушатели становились соучастниками и соавторами. Вот этот самый КВНный стиль мне по душе у Шаова. Вообще чувство юмора многие относят к второстепенным. Как в резюме - "Трудолюбив. Организован. Умело справляется с повышенной нагрузкой". И в самом конце - "обладает чувством юмора". А по мне - так оно основное. Без него, без умения посмеяться над собой - все остальные качества даже в их супервоплощении - создадут этакого деятельного зануду. Дай Боже уберечься от них!

        У Шаова все в порядке с остроумием. Так хорошо, что трудно выбрать одну или несколько любимых песен. Все - хороши! Между тем, я могу назвать с десяток русских авторов, которые завоевали популярность одной хорошей песней. Да возьмите хотя бы композитора и исполнителя Юрия Лозу. Он до сих пор на всех телевизионных посиделках поет свой замечательный "Маленький плот" - потому что ничего лучшего не написалось, увы. А "Плоту" уже лет пятнадцать.

        У Шаова нет плохих песен! Написала и самой страшно стало! Как в заказной хвалебной статье. Просто такая уж это талантливая глыба, такой матерый человечище! (Хотя с футляра сидишки на нас смотрит довольно-таки субтильный господин). А некоторые строчки уже стали народными поговорками. Я сама слышала - "Но я ж не путаю отечество с ментами", "А чтой-то ночь зловещая такая", "Кругом – среда враждебная. И вторник, и четверг", "Я в этом не участвую, я просто пиво пью". А "трезвая коза" и "незалежный кабан, который спит в грязи иностранной" просто запали в сердце своей образностью!

        Впрочем буду откровенна. Не все мне так уж нравится у Тимура. Например, моя женская натура не может смириться с тем, что пишет Шаов для мужчин. Творя, Тимур видит своих адресатов - "мужиков" и "пацанов". Мы для него - цацы с пецками, не более того. Вот так, выберешь себе кумира, а он тебе в душу и наплюет! Тимур, ты не прав.

        Пишу, а с магнитофона звучит трогательная история под названием "Фамильный медальон"

        Это вообще нельзя слушать с серьезной миной на лице. Пародия на всеобщую любовь к просто Мариям и Марианнам с их мыльными страстями. Президент – барин – царь-батюшка, а тоже человек - сынка вот потерял. А потом нашел. Этакая популистская "имиджевая" песенка, которую можно петь под шарманку для ублажения сердобольной публики. И смешная до чертиков.

        Ну как его не любить?!

Газета "Панорама", Лос-Анжелес.
#1032

Бард Топ TopList
Реклама: