АЛЕКСАНДР ДУЛОВ КАК ЗЕРКАЛО HАШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ

"Грустные мысли наводит порывистый ветер..."
                   (Мысли по поводу последних дискуссий)

Имеются в виду по крайней мере три основательных дискуссии, где обсуждалась ситуация в современной авторской песне: про Грушинский фестиваль, "Концертом - по Визбору", ну и "Шум вокруг песен нашего века". Хотя мнения по ходу разговора высказывались самые разные, можно заметить, что основная обсуждавшаяся проблема, видимо, наиболее важная для большинства "читателей и писателей" данной эхи, - это борьба за чистоту жанра, против "опопсевания" авторской песни. И в этом вопросе наблюдается полное единство: от Москвы до самых до окраин уж по крайней мере каэспэшные фидошники готовы взяться за руки и заявить попсе "NO PASARAN!". Это в теории. А на практике - о чем, вернее, о ком здесь больше всего говорят? И без привлечения контекстного поиска видно, что самые популярные имена в SU.KSP (и тем более в SU.KSP.TEXTS, где, как я понимаю, присутствуют те же самые люди) - Митяев, Иваси, Мищуки, снова Иваси, опять Мищуки, Митяев,Иваси, Иваси... ну и немного Визбора с Окуджавой. И неважно, что Митяева чаще ругают, а Ивасей в основном хвалят, главное - заинтересованно обсуждают, причем со знанием дела, биографий, последних и предпоследних песен, планов на будущее и т.п.

Но вот есть такой автор - самый что ни на есть "классический" и с точки зрения "чистоты жанра", и в смысле "заслуг" перед ним слава богу, живой-здоровый (тьфу-тьфу), в отличной творческой форме, доступный и демократичный... и практически никак нами не востребованный. Александр Андреевич Дулов. Если читать здешнюю переписку, трудно вообще заподозрить, что такой автор есть, что он работает, и что авторская песня - это, вообще-то, ГОРАЗДО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕHИ ОH, нежели все Мищуки-Киреевы, пусть даже перемноженные на Ивасей (которых я, впрочем, тоже люблю, но дела это не меняет).

ДУЛОВ - это песни, ставшие "нашими народными": "Хромой король", "Несчастная девчоночка", "Ну, пожалуйста", "Размытый путь", "Прощай, позабудь", "Поселок дачный", "Три сосны", "Эй, художник", "Павлово-Посад", "Античная ваза", "Баллада о неандертальском Прометее", "Сырая тяжесть сапога", "Дымный чай", "Наш разговор", "Вот и лето прошло"... Да я просто с трудом прерываю список "самых-самых" песен. В поющем окружении Саши Костромина давно подмечено, что "все хорошие песни написаны Дуловым". Действительно, сама не раз видела, и не только у Костромина, но и на кузнецовской школе, - после какой-нибудь песни очередной "посторонний" слушатель начинает интересоваться: "Вот здорово, а чье это?" - а ему, со смехом: "Да Дулов это, Дулов, - все хорошие песни написал Дулов!"

ДУЛОВ - это автор-композитор, который адекватно работает с самой высокой поэзией, благодаря которому многие впервые узнали Рубцова (задолго до его теперешней популярности), Шаламова, Гумилева (задолго до того, как их "разрешили"), остальных и перечислять не буду, - но если авторская песня - это озвученная поэзия, то на концертах Дулова она, действительно, ЗВУЧИТ, - он именно для этого выходит на сцену.

ДУЛОВ - это замечательные, очень не примитивные, свежие мелодии, это интереснейшая гитара (правильно воспроизвести дуловские ритмы далеко не просто, - бывает, и виртуозам не по зубам), это необыкновенная мимика, живая, артистичная, - аналогов среди наших исполнителей просто нет.

ДУЛОВ - это обостренно-совестливое и очень неравнодушное, истинно "интеллигентское" (в лучшем смысле) отношение к жизни, это обеспеченность творческих деклараций своей жизненной позицией, - и если это не самое главное в нашей песне, тогда что? И получается, что все это сейчас HИКОМУ - в том числе и большинству здешних радетелей за Авторскую Песню в противоположность Попсе и ее "гибpидам с АП" - на самом-то деле не нужно и не интересно.

Вот Дулов был на Грушинке, много выступал на разных сценах и у костра (один из немногих "маститых" бардов, - большинство, кажется, ограничились выходом на Гитару). И что? Кто-нибудь заметил? А ведь он там спел (и это была премьера!) свою новую песню на стихи Бориса Чичибабина "Посвящение Александру Галичу". И это не событие для нашей песни, достойное хотя бы упоминания при "разборе полетов"? Похоже, никто этого факта вообще не заметил (кто-то из "дискутантов", пропустивший фестиваль из принципиальных соображений, написал: "И так знаю, что там было, всегда одно и то же - ну, выйдет Дулов, споет "Ну, пожалуйста"..." - и хоть бы кто из тех, кто на фестивале был, ему на это возразил!) При этом флейма про "тупую Гору", которая "не наша" и ценит одного Митяева, было предостаточно. Ну, а вы-то сами что цените, господа-товарищи?

Концерт А.Городницкого в камерном зале Олимпийской деревни этой весной пришлось отменять - билеты не разошлись. На другом вечере - в центре Москвы - в Политехническом музее, где В.Берковский сделал интереснейшую программу-посвящение ушедшим поэтам (Окуджава, Слуцкий, Бродский, Самойлов, Тарковский, Левитанский), тоже был позорно пустой зал. И на концерте Кима (а ведь он сейчас редко выступает) в Доме композиторов аншлага как-то не наблюдалось. И так далее...

Но есть, есть авторы, на которых ломятся, которым не грозят пустые залы! Это наша совесть? Или высокая поэзия? Честная гражданская позиция в тяжелый для страны момент? Высшие достижения человеческого духа, отраженные в песнях? Да по большому счету - та же развлекаловка, легкое и "приятное во всех отношениях" времяпровождение типа "тусовка". Ну, может, уровень повыше, чем просто эстрада, поумнее, заведомо остроумнее. Но если это - то лучшее, что сейчас есть в авторской песне, то может быть, мы уже какую-то другую "авторскую песню" имеем в виду? Имена не называю не потому, что и так понятно, о ком речь, а потому что не в самих авторах дело. "Пианист играет как может", и это-то как раз нормально. Авторы, они и должны быть хорошие и разные.

А вот публика - наша публика, каэспэшная - почему ей нынче именно ЭТО оказывается САМЫМ нужным, а все остальное не нужно вообще (если на самом деле, а не в красивой теории)? Она "кошельком и ногами" прекрасно показывает, ЧТО есть mainstream нашей современной АП. И это, конечно, не Окуджава и не Галич, не Ланцберг и не Дулов...

Кстати, 12 ноября у Александра Андреевича будет концерт в "Гнезде глухаря". Место, конечно, по нынешним кризисным временам, мягко говоря, слабодоступное. С другой стороны, кто-то же приходит туда каждый вечер, и вряд ли это совсем случайные "новые русские" с улицы. Наверное, и среди нас есть (и слава богу!)не только в конец обнищавшие научные работники, но и люди, могущие себе позволить такую роскошь. Только и они, боюсь, все равно "выбирают пепси" от АП, а Дулов - что Дулов? Это - классика, это - совесть, это - хороший вкус,поэзия, личность, позиция...

Словом, ЭТО УЖЕ HЕ СОВРЕМЕHHАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСHЯ!

Вера Романова

FIDO SU.KRS
4.11.1998г

Бард Топ TopList

Реклама: