ЛЕНА. ОЖИДАНИЕ ЛЮБВИ

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ
журнал «Монолог», выпуск 1, 1997 год

Много лет назад в одном из детских садиков Минска фотографировали детишек: усаживали по очереди за стол возле игрушечного телефона и говорили про птичку, которая вылетит из фотоаппарата. Процесс шел быстро и гладко, когда девочка Лена - всегда тихая и скромная, никогда не причинявшая хлопот воспитателям, вдруг наотрез отказалась сниматься с ненастоящим телефоном. Долгие уговоры закончились капитуляцией педсостава: Лену сфотографировали в кабинете заведующей, возле самого что ни на есть настоящего, большого и черного телефонного аппарата.

Может быть, именно это документально засвидетельствованное событие и стало началом ее творческой биографии: поэт часто начинается с обостренного чувства фальши.

"Я была тихая и скромная, как мышь". Самое яркое, хотя и грустное воспоминание ее детства - "заключение" в крымский санаторий, из которого мама забрала ее за две недели до окончания смены. Вне дома она всегда чувствовала себя неуютно: внешний мир казался ей недружелюбным, а иногда и враждебным. Это младшая сестренка могла в три года уйти гулять на целый день - родители с ног сбивались, ее разыскивая; Лена предпочитала оставаться дома с мамой: мама была ангелом-хранителем. Она остается им и по сей день.

В школе (до 7-го класса) учителя не могли на нее нарадоваться: отличница, старательная и послушная, она дружила исключительно с мальчиками, но никогда не участвовала в шумных детских забавах. Подводя итоги "массовых беспорядков", классная всегда говорила: "Дневники на стол. Все, кроме Казанцевой".

"Мне было очень стыдно". Видимо, поэтому уже в 7-м классе по количеству замечаний в дневнике она начинает догонять своих самых жизнерадостных одноклассников. Ей хочется быть "не хуже других": она принимает общие правила игры, скачет по кроватям (дело было в санаторной школе), по ночам ходит мазать мальчишек зубной пастой и пишет первую в своей жизни песню (на музыку "Битлз"), посвященную развеселой жизни своего класса.

После школы она поступает в Политехнический институт (Электроснабжение промышленных предприятий!). Поступает, что называется, "за компанию" с подругой. Непривычная студенческая вольница захлестнула ее, закружила и - обманула: со второго курса ее отчисляют за непосещение...

"Мы с тобой сидим на кухне,//Холодильник дребезжит,//и свеча вот-вот потухнет,// Ей чуть-чуть осталось жить". На кухне, занимая едва не половину ее площади, живет заслуженный зеленый диван, к которому Казанцева относится нежно, как к старому другу. Кутаясь в теплую вязаную кофту, она аккуратно выковыривает из сдобной булочки изюмины, съедает их, а выпотрошенные кусочки складывает на край стола.

Мы пьем чай. За окном в сумерках - осенняя слякоть и редкие прохожие. У Казанцевой хандра. Она недоверчиво косится на диктофон и нехотя отвечает на мои вопросы: "Зачем тебе все это?"

Наверное, я пытаюсь найти в простой истории ее прежней жизни хоть какой-то намек на ту Казанцеву, которая очень скоро напишет (с присущей ей скромностью): "Я - писательница главная страны.// Нет главнее ни в Москве, ни в Ленинграде", - и ничего не нахожу.

Полтора года она работает в каком-то НИИ. Поет в самодеятельности "песни советских композиторов". Потом восстанавливается в Политех - в твердой уверенности, что быть ей инженером. Ну, в компании друзей она всегда с гитарой - "три аккорда"; ну, стишки, которые пишет на лекциях, - что-то там про выездную практику, про мальчиков - кто их не писал в свое время?

Правда, та самодеятельность в НИИ разбередила ей душу: сцена, микрофон... Но это совсем другое, да и не возвращалась она туда больше даже в мыслях: училась, пропадала в общаге, любила - как все.

Как все, получила диплом и попала по распределению на железобетонный завод.
 
 

Я всю жизнь подавала надежды, 
А теперь в гардеробе стою. 
И любой безнадежный невежда 
Может сдать мне одежду свою. 
Я ему выдаю номерочек, 
Преспокойно при этом дыша. 
И призванье мое - гардеробщик. 
И не ропщет - привыкла душа. 

Два года она пыталась командовать вечно пьяными сантехниками и по просьбе начальника бегала в магазин за водкой. Потом вернулась в тот НИИ, где пела когда-то эстрадные песни. Там ей сказали: "Сделаем из тебя инженера". Она не сопротивлялась: просиживала над схемами до восьми вечера - так и жила...
 
 

 Сидя на том самом зеленом диване, я перебираю ворох старых фотографий. Школа: бантики, пионерский галстук, комсомольский значок. Институт: дни рождения, свадьбы, походы. Все как у всех. До 87-го года... В феврале 87-го в ДК профсоюзов минский КСП "Ветразь" устраивал очередной концерт авторской песни. В переполненном зале, где-то на самой галерке, сидела Казанцева со своей сестрой Олей.

Именно в этот день - в одночасье, как по мановению волшебной палочки, переменилась ее жизнь. Она вдруг - не поняла даже - почувствовала: люди, собравшиеся здесь, живут в особом мире, который манил запахом ночных костров и искренностью отношений между теми, чьи простые песни она слушала, затаив дыхание. И слушая, вдруг сказала: "Я так могу". Думала - про себя, а получилось - вслух. И сестра отреагировала сразу: "Хорошо. У меня есть знакомый парень в клубе. Я ему позвоню".

Назавтра она, конечно, пожалела о собственной смелости. Но было поздно. Оля - человек действия. И, обмирая от страха, Казанцева пошла в ДК профсоюзов. С одной-единственной песней, которую и сама сегодня едва вспомнит. Впрочем, для того, чтобы по вторникам приходить на общие сборы клуба, петь было и не обязательно. Она ходила. "Сидела, папиросу курила, слушала". И молчала. Наконец, ей предложили спеть. Она спела. "Нормально, - сказала Инна Савицкая, тогдашний худрук клуба, - мы тебя на городской фестиваль записываем".

Когда вышла на сцену - дрожали руки и сердце останавливалось. От страха пела шепотом, думала, никто не услышит. Услышали. И пригласили на республиканский фестиваль.

Там она впервые встретила людей, знакомство с которыми определило ее дальнейшую жизнь: "Больше я отсюда никуда не уйду".

Где они теперь? Те, кто чуть позже составил ядро литературного объединения "Аллея АП": Миша Володин, Леня Шехман, Коля Кодол, Боря Серегин, Вера Стремковская, Марк Мерман, Дима Строцев, Наташа и Алексей Мартыновы? Америка, Германия, Израиль... Нет, кто-то еще в Минске, но... Много воды утекло.

А пока - пока они вместе. Пишут, поют, слушают. "Все друг друга любят". Вместе встречают дни рождения. Вместе ездят на фестивали. Вместе побеждают.

Казанцева с ними. Отныне и навсегда - она с ними. Жизнь только начинается. Она уже не сидит в своем НИИ допоздна и с первым звонком спешит не домой - в клуб или на "Аллею". А по пятницам приходит на работу в штормовке и с рюкзаком: каждые выходные они ездят в лес.

Рассказывая об этом времени, времени надежд и исполнения желаний, Лена оживляется и забывает про диктофон: "Я была глупая и счастливая".

В 88-ом году на Всесоюзном фестивале авторской песни в Таллине она занимает первое место (второе - Мерман, третье - Кодол). Много позже, в интервью питерским журналистам, Сергей Никитин (бывший тогда в жюри фестиваля) скажет: "Я запомнил ее сразу и навсегда". Пела она в Таллинне "Проходят годы стороной".

"У меня было тогда полторы хорошие песни". Это она скромничает, конечно. От того времени остались "Прошу - достаньте мне звезду", "Тяжелей тебе от моих стихов...", "От Москвы до Саратова"...

Вернувшись в Минск, она выступает с первым авторским концертом, (вместе со Строцевым, уже тогда занявшим в ее жизни особое место: "Он меня берег и выращивал"). Едва не каждый день ходит на "Аллею", где до полного изнеможения, до хрипоты поют, читают стихи, спорят. Время, до предела насыщенное событиями, встречами, поездками. Бессонные ночи за разговорами и чтением толстых "перестроечных" журналов. На работе ей все чаще "ставят на вид": "У всех чертежи, а у меня - две линеечки".

Однажды они засиделись допоздна на чьей-то квартире и остались ночевать. В три часа ночи сонная Казанцева бродила по чужой квартире в поисках будильника, переступая через спящих на полу друзей и случайных знакомых. А уже в 6.00 она в гордом одиночестве пила на кухне наспех сваренный кофе, до глубины души пораженная только что сделанным открытием: никто, кроме нее, не спешил на работу.

Через несколько дней она положила на стол начальнику заявление. Коллеги уговаривали ее одуматься и остепениться.

Не одумалась и не остепенилась.

Та, прежняя жизнь, где все было расписано и предопределено на много лет вперед, для Казанцевой закончилась. Будущее обещало праздник свободы: теперь она сможет спать столько, сколько захочет, и писать по ночам, не думая о проклятом будильнике. Друзья устроили ей ставку в ДК профсоюзов, обеспечив прожиточный минимум. Звонили со всего Союза, приглашая на концерты: Москва, Питер, Киев, Одесса, Челябинск, Якутск...

"Казалось, что праздник будет вечным". И братство людей, с которыми ее однажды свела судьба - сначала в КСП, потом в "Аллее", - тоже казалось вечным. С песнями до утра, разговорами "за жизнь" и общими праздниками.

Но - все проходит. Наступила эпоха прагматиков, которые плохо разбираются в изящных искусствах, но хорошо считают деньги. И в 91-м году КСП "Ветразь" выселили из ДК профсоюзов. Время вдруг стало очень жестким по отношению к беспечным поэтам, не научившимся "заколачивать бабки".

Все реже собиралась "Аллея": кто-то уехал, кто-то женился. Кто-то вспомнил про то, что годы идут и пора "браться за ум"...

Вечер городской... 
Окончен шумный праздник. 
Временный покой - 
и ожиданье казни. 
В чем моя вина? 
Ни с кем не поделиться. 
Господи! - одна 
в такой большой столице... 

"Вечер городской" - так называлась книжка ее стихов и песен, появившаяся в том же 91-м...

Интересно, что в фотоархиве Казанцевой почти нет ее портретов. То есть, они есть, конечно, но почти всегда неудачные. На тех фотографиях, где она - это она, рядом с ней обязательно кто-то. Она, может, и не вспомнит - кто, но лучшие снимки - те, где она с друзьями. И самые дорогие воспоминания связаны с конкретными людьми: одиночество для нее невыносимо, несвобода немыслима, а свобода почти всегда становится одиночеством.

Жизнь в этом замкнутом круге могла бы стать сумасшествием: "Висит на волоске мое сознание,//и кровью проступает на губах...". В некоторых ее текстах концентрация боли - запредельная.
 
 

 Чужая раненая птица лежит на блюде и молчит, 
И кровь из горлышка сочится, и лапка по столу стучит. 
Она лежит и умирает, ей больше нечего сказать. 
И кровь на блюде догорает, и надо птицу разрезать. 
Она не курица, не утка, и смерть ее - не чья-то месть. 
А просто маленькая шутка, в которой доля правды есть. 

Кажется - жить в этом невозможно. Кажется - вот-вот сорвется.

Фотографию мою на мишени прикололи. 
Ты стреляешь - я пою, 
чтоб не корчиться от боли. 

Наверное, поэзия для нее - не самовыражение, а самосохранение - "чтоб не корчиться от боли". Рифмуя свою боль, она избавляется от нее хотя бы на время: "Меня спасет мое искусство..." А еще - очень здоровая самоирония, без которой Казанцеву представить себе невозможно - ни в жизни, ни в творчестве:

У меня радикулит, 
у меня душа болит, 
два привета в двух висках, 
два мозоля в двух носках, 
в сердце гвоздь, 
в ушах бананы, 
папиросочка во рту... 
Я, наверно, сдохну рано
через эту красоту. 
 
 

 Так - то смеясь, то плача, а чаще смеясь сквозь слезы, она живет сегодня, среди тех, кто ее любит: "...их много - вся страна.//А я - одна".

"И снова куплю два билета на поезд,//куплю два билета - уеду одна". Самое удивительное - у меня всегда было ощущение: согласись с ней поехать - все равно останешься на перроне, а она уедет одна: "У меня своя весна,//у меня своя свобода". И даже когда "свобода не впрок, я ищу коробок, на котором записан твой номер" - все равно она, когда осознанно, когда бессознательно - охраняет свое одиночество, свою свободу - часто постылую, ненавистную - но присущую ей, неотделимую от нее, как неотделима (почти всегда) музыка от ее стихов.

Когда тебе никто не нужен,
когда на твой холодный ужин
садятся мухи, как на мед, -
тогда любой тебя поймет.

Когда тебе необходим
весь мир: без края, без границы, -
тогда ты, в общем-то, один.
И мухам некуда садиться.

Может быть, в этом, столь неожиданном для Казанцевой философском обобщении разгадка того, что в долгую дорогу она всегда уезжает одна: "вот возьму и куплю билет,// бог с ним, мужем, пусть остается"... Как остаются на почтительном расстоянии и многочисленные поклонники, знакомые - при кажущейся общительности она очень немногих может выносить возле себя дольше, чем длится концерт...

Ей нужна та полнота общения, та полнота любви - "без края, без границы", - в которой нет компромисса, нет середины:

Если ты любишь - прости меня. 
Если не любишь - забудь. 

Или - или. "Полюби меня такую". И никакую другую. Другой она не будет. Просто не может быть. И потому очень часто, почти всегда

...любовь у нас не получится 
Все равно тебе уходить. 

Банальная история неразделенной любви, почти неприличная для современной поэзии, в интерпретации Казанцевой перестает быть банальной; собственно, интерпретации никакой нет: есть очень личная, почти интимная жизнь, к которой она подбирает очень простую музыку, - и она становится поэзией, вопреки переполняющим ее непоэтическим подробностям ("сгорел в духовке мой пирог", "в кухне посуда не вымыта").

Несмотря на пережитую когда-то любовь к Маяковскому (почти не оставившую следов в ее творчестве), поэзия не стала для нее "ездой в незнаемое". Для Казанцевой она - обозначение обыденных переживаний и почти ничего больше. Но этого "почти ничего" оказалось вполне достаточно, чтобы попасть в пусть небрежно составленную, но представительную антологию русской поэзии "Строфы века".

Говоря о поэзии Казанцевой, очень часто добавляют определение "женская", делая ударение именно на этом слове. Если женская - это предельно искренняя, искренняя до пренебрежения "условностями" жанра, до балансирования на грани кича, которое можно простить только за эту искренность, - пусть будет женская. Но - в первую очередь - все-таки поэзия, даже когда "Ах, ресторан, спасибо и за то,// что у тебя раскрыты настежь окна".

Почему? Для меня это - загадка. Единственным, хоть и очень "нелитературоведческим" объяснением ее может быть ссылка на ту вечную тайну женской души и ее отражения в творчестве, которые испокон века разрушали все стройные теории - и не только в литературной критике.

Впрочем, для профессионального исследования творчества Казанцевой еще будет время.

И мой зреет стих, как первый плод, 
первой радостью. 
Только как же теперь мне жить 
с этой тяжестью?.. 

 Мне кажется, на вопрос, поставленный несколько лет назад, ей еще только предстоит ответить - и себе, и нам. С того дня, когда появился "неправильный русский поэт" Лена Казанцева, прошло восемь лет - не так уж и много.

Может быть, профессионалы найдут истоки ее поэзии в городском фольклоре: влияние культуры города на ее творчество, безусловно, велико; а может быть, пробившись через обилие урбанистической лексики (телефоны, такси и т.п.), почувствуют ее глубинную, генетическую связь с народной песней, частушкой, колыбельной:

 я любила тебя долго 
обожглася - не люблю... 

А и живы все, да и не война - 
седина в косе, а все одна-одна... 

В детском саду мы распевали такую песенку: "Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?" Казанцева "сделана" из одиночества и любви. Причем - в этом ее уникальность - одного не может быть без другого: именно в одиночестве предощущение любви - самое сильное, необходимость ее - особенно острая, мечта о ней - красивая, как сказка, неотягощенная такими житейскими подробностями, как "сковородочки с носками".

Осуществленная мечта часто приносит разочарование. Проверив это на практике, и не однажды, Казанцева выбрала удивительный способ защиты от жизненных коллизий: она, с неутомимостью и усердием муравья, создает для себя свой особый, бесконфликтный мир. Создает из вещей эфемерных, почти нереальных: написанных стихов и сновидений, которые "лучше любого кино"; прочитанных книг - их содержание переживается искренне, как жизнь: "Месяц проплакала над стихами Цветаевой"; разговоров с друзьями по телефону: "По телефону можно быть королевой, даже если плохо выглядишь".

Этот мир умещается в ее однокомнатной квартире, и для нее он реален, как для ребенка реальна придуманная история. "Я пишу коротенькие сказки,//легкие, как сигаретный дым". В этих сказках она всегда - Белоснежка ("полюбила семерых огромных гномов"); всегда - Золушка ("ей бы в срок умереть, а она башмачок потеряла с ноги"); и всегда - в ожидании исполнения самых заветных желаний ("ой ты, рыбка золотая, сделай мне такую жизнь")...

На титуле подаренной книжки - автограф на память: "Будь таким, каким я тебя придумала".

В ее придуманном мире живут только принцы, принцессы и добрые волшебники - "и все друг друга любят"...

- Что такое счастье? - спросил я ее однажды с детской непосредственностью.

- Это - ожидание счастья.

Любовь - ожидание любви?

Если б было много сердца моего, 
Я бы всех любила, всех до одного.

"Когда будешь умирать - поймешь, что любил все и всех", - сказала она мне однажды по телефону.

Неужели не раньше?

Впрочем, это уже не о той любви, когда "со своими мужиками можно делать, что хотишь". Есть ведь еще "Когда я пела для тебя", "Ветер чужой"...

Наверное, всякая попытка противопоставить "высокое" "низкому" - и не только по отношению к ее творчеству - чревата огрублением.

Есть странная, необъяснимая гармония Целого в том, что пишет Казанцева; и даже противоречия, которые, кажется, разрывают ее на части, каким-то удивительным образом способствуют созданию этой гармонии. 

Может быть, жила -
а может, просто слухи.
То ли два крыла,
а то ли просто руки
к небу подняла,
но так и не взлетела:
может, не могла, -
а может, не хотела...

"Вижу сны, но не летаю,//как бескрылая овца"? 
И все-таки - летает. В удивительном сне наяву, где все смешалось:
Я люблю мужчинам строить глазки... 
И нет со мною Господа... 
Я сварила на ужин вареники... 
Только б любить одинокого Бога... 
 
 

Летает, раскинув именно руки - не крылья, не оторвавшись от земли, а взяв с собой старенькое мамино платье, часы-ходики, зайца из "Детского мира".

И странный этот полет возмущает, удивляет, завораживает...

Мне ни за что не успокоиться, 
пока не выпью все до дна. 
Я так боюсь отстать от поезда, 
я так боюсь отстать одна. 
Я так боюсь остаться с сумкою 
в транзитном зале без гроша, 
я так боюсь остаться сукою 
за три рубля у алкаша. 
Я так боюсь чужого города, 
где пьют, блюют и снова пьют... 

Не бойся. Мы тебя любим.

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ
www.golos.de 

Бард Топ TopList

Реклама: