О Елене Казанцевой

Марина Гершенович

Узнав о том, что некие "широко известные в узких кругах" барды пренебрежительно относятся к творчеству Елены Казанцевой, мне захотелось как-то ответить им, если не напрямую ( до кухонного разговора, увы, много километров дороги), то хотя бы посредством компьютерной связи.

Неприятно услышать, как человек с гитарой в руках пытается выдать свое мнение о более удачном соучастнике по жанру за общественное. Как отправную точку своему письму привожу слова одного такого «широко-узко-известного» автора, недавно побывавшего в городе Вуппертале и выступившего в маленьком клубном помещении: "Казанцеву не приглашают, чтобы не пришлось краснеть за ее песни..."

Итак, разъясняю.
На скромных сценических площадках западной и восточной Германии достаточно места, чтобы принять такого небезынтересного русскоязычной аудитории автора, как Елена Казанцева. Тем более, что в России и прилегающих к ней территориях Лену знают хорошо, песни ее любят и поют, слушают в записи, интересуются ее творческой судьбой. Разумеется, не секрет, что кассеты Лены давно пересекли границы и теперь самостоятельно перемещаются из дома в дом по городам Европы.

Впервые я прочла стихи минчанки Елены Казанцевой много лет назад в журнале "Юность"(Москва). Несколько коротких столбцов, простые рифмованные строчки, специфический юмор с грустиночкой. Тот самый поэтический юмор Казанцевой, который впоследствии читающая братия характеризовала по личному разумению: "жестокий романс", "женская поэзия", "воинствующая самоирония", "народная жилка", "сиротская лирика", "кабацкий авантюризм"...

Сам по себе набор определений интригует уже настолько, что невозможно усидеть дома, если где-то неподалеку проходит концерт Казанцевой. Невозможно отказать себе в удовольствии увидеть талантливого автора. Прислушаться к неординарной интерпретации бытия ...

Вторая встреча с песнями Лены , а также с нею самой, была для меня подарком. В конце 80-х в городе Минске проходил фестиваль с заключительным большим концертом, при участии Д. Сухарева, В. Берестова, М. Яснова, А. Анпилова, Д. Строцева, В. Долиной и многих, ныне уже известных, авторов и исполнителей. И несколькими годами позже мне повезло услышать Лену не со сцены, а в дружеском кругу, где песни ее звучали настолько естественно и гармонично, насколько может быть естественной и гармоничной сама жизнь, независимо от того, понимаем мы ее или нет...

В Новосибирске Лена Казанцева и поэт Дмитрий Строцев (Минск) выступали в большом зале филармонии, смею заверить, не последний зал по уровню приглашаемых на его сцену талантов; свободных мест не было, а книги стихов Казанцевой и Строцева были раскуплены между двумя отделениями концерта. Это ли не успех?

В начале 90-х на экран вышла передача , записанная на московском телевидении: интервью с Еленой Казанцевой, песни в ее исполнении, стихи. Если я не ошибаюсь, передачу вела Галина Хомчик. В студийной беседе Лена держалась просто и естественно. И голос звучал не то в шутку серьезно, не то всерьез насмешливо. Попробуй, улови... Совсем как в песнях.

Я знаю, что Лену с ее концертной программой хорошо приняли в Израиле, что готовится к выпуску СД, а песен на кассетах прибавляется, и каких песен! Каждый раз Казанцева выдает что-нибудь совершенно неожиданное, заставляющее переспрашивать: что это? Чье? Ее поют. И поют с любовью, с благодарным чувством сопричастности к собственной судьбе, с улыбкой узнавания в этих песнях себя, своих житейских побед и промахов.

Стихи Казанцевой невероятно музыкальны. Профессиональные композиторы вправе закидать поклонников Лены шапками, а профессиональные поэты отодвинуть в сторону ее изданные на типографской бумаге "коротенькие песни, легкие как сигаретный дым", сняв с книжной полки увесистые тома классиков мировой культуры. И все же, песни Лены по-своему совершенны. Ибо песня, это прежде всего - стиль. В стиле Казанцевой не откажешь. Более того, он не с неба упал, этот стиль: стиль песен - стиль жизни. Этот разговор задушевный - в стихах, эта откровенность доверительной беседы, эта узнаваемая мелодика уходящего времени - в песнях, звон его часов настенных, ссылки интонации звуковой на предшествующее бардовскому движению поколение поющих "подпольщиков", таких как Аркадий Северный, братья Жемчужные, Лев Рубашкин, а также интонационные ссылки на ускользающие ритмы эстрады 70-х годов...

Итак, стиль песен - стиль жизни. У Вас есть претензии к чужому мироощущению? Если нет, то что заставляет Вас так прочно держаться за свое? А если Вы уверены, что именно Ваш взгляд на мир единственно верен, то почему бы не поинтересоваться представлением о любви, о разлуке, о радостях и горестях человека мыслящего, пишущего, поющего...

Марина Гершенович
Дюссельдорф, март 2000 
www.golos.de 

Бард Топ TopList

Реклама: