|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Тимур Шаов: Все будет ништяк!
Диагноз от человека с гитарой
Люди злы, как прокуроры,
Ждут печального конца,
От тоски у всех запоры
И землистый цвет лица.
Улыбаться надо, братцы,
Не сдаваться, молодцы!
Если нация в прострации,
То нации концы.
Все будет обалденно.
И не о чем скорбеть.
Вам надо ежедневно
Сто сорок раз пропеть
О том, что все отменно,
Все просто офигенно,
Все ништяк.
Лев Гончаров | Опубликовано 10/3/2011
Это слова песни, исполненной последней, в репертуаре сольного
концерта, на который я попал в пасмурный сентябрьский выходной. Концерт проходил
в уютном городке Университета Калифорнии в Уэрвайне, к югу от Лос-Анжелеса.
Живописный заповедник фауны топей Ньюпорта отделял островок университетского
городка от урбанизированного ландшафта и ревущих шоссе. Дальше к югу
простирались курортные районы Южной Калифорнии, а к северу – предгорья, каньоны
и парки, над которыми возвышаются пики Сан-Бернандино. Да, конечно, это был
концерт бардовского шансона Тимура Шаова.
Мы привыкли, что барды исполняли песни определенной тематики, а шансонье другой.
Когда-то были популярны пикники, «квартирники» или «кухонники» бардов. Возможно,
ими-то страна и жила, когда жить было больше нечем. Можно ли сказать, что сейчас
не существует границы, как таковой, между исполнением бардов и шансоном? Так
повелось, что многие привыкли ассоциировать исполнение шансона бардов с
движением диссидентства, неповиновения и бунтарства. Эдит Пиаф и Шарль Азнавур
тоже исполняли шансон. Русский же шансон дал этому направлению совершенно иное
значение. Списки известных нам исполнителей русского шансона гораздо длиннее,
чем в классическом французском. А вот уменьшилась ли социальная значимость
текстов бардов за последние полвека? Жив ли жанр? Чтобы узнать ответ на этот
вопрос я и приехал в сказочный университетский городок на юге Калифорнии.
Тимур Шаов заявил о себе как-то неожиданно, и даже совсем, казалось бы, в
безвременье. Хотя было ли у нас иное время, чем безвременье? «Песня
дельтапланеристов» была первым его произведением, которое я услышал в исполнении
автора. И сразу запомнилось. Его жанр относится к авторской песне, которая,
казалось, была бы более уместна годы назад. Сегодня на эстраде главенствуют
другие стили. Есть ли место бардам?
Сам Господь тому порука –
Мир земной открылся мне!
Дельтаплан – такая штука,
Философская вполне...
Ну так выпьем, кто захочет,
За полеты на Руси!..
Если можно, Авва, отче,
Рюмку ближе поднеси!
Основная специальность Тимура Шаова – гастроэнтеролог. Видимо повелось, подобно
пастернаковскому доктору Живаго, иметь медицинскую степень, чтобы дать точный
диагноз социальным явлениям. Гастроэнтеролог специализируется на
желудочно-кишечном тракте, включая желчный пузырь, прямую кишку и задний проход.
Песня «О большом и малом начальстве» тоже произвела впечатление. Да и как не
произвести? Это своего рода диагноз. Наверное, не случайна такая точность. Еще
Некрасов более века назад обозначил главенствующую роль поэта, как осознанного
гражданина в обществе, по сути, как совесть народа. Что не песня Шаова, то
определенный диагноз.
Чем мельче начальник,
тем дело печальней,
Тем больше доставит
он всяческих мук.
Голодный и жадный,
он не травоядный,
Он мелкий, но хищный,
он – крыса Пасюк.
Долго после концерта народ не хотел расходиться, делясь воспоминаниями и
впечатлениями и прося автографа у барда. Тимур щедро уделял всем время. А ведь,
наверное, после выступления он устал и вымотался! Все хотели сфотографироваться
с поэтом и музыкантом. «Я из Узбекистана», – сказала женщина с роскошной
прической, желая сфотографироваться с бардом. «Конечно можно! С Узбекистаном без
очереди!» Царила добрая и веселая атмосфера. Для выходцев из бывшего СССР
концерт представлял еще и событие, позволяющее вспомнить прошедшие там годы,
молодость и детство. Делились воспоминаниями и находили земляков. «Я тоже
музыкант», – говорили поклонники, и делились и своими профессиональными
взглядами на исполнение. Никто не остался в стороне, и каждый смог найти в
концерте именно то, что ему по душе. А это так редко случается!
Тимур Шаов упомянул и Высоцкого, как одного из вдохновивших его самого
исполнителей. Я не бывал на концертах ни Высоцкого, ни Галича, ни Окуджавы. Но я
думаю, что зрители испытывали те же чувства на их концертах, что и мы на
концерте Шаова. Для меня это было очень важно, ведь именно творчество бардов
является той связующей частью нашей культуры в целом вот уже более полувека,
если не дольше. И это не могут изменить ни новые направления в эстраде,
задаваемые расчетливыми продюсерами, ни цифровые студии звукозаписи, делающие
крутые клипы. Творчество пробивает асфальт равнодушия, как это было и в страшные
годы террора, так и в наше непростое время.
Раньше были кассеты, которые передавали из рук в руки, переписывали и
самостоятельно переиздавали записи концертов. «Ну, кассеты доходили», – ответил
Тимур в интервью на мой вопрос о влиянии бардов на его творчество. Писал Тимур
поначалу даже не для эстрады, а, как он сказал, для друзей. Наверное, только так
может и начинаться самое откровенное творчество, свободное от влияний рынка и
кратковременной капризной моды.
«Я любознательный», – сказал Тимур. «Не могу сказать, что я знаком с жизнью в
США, я просто наблюдательный». У меня сложилось впечатление, что мой собеседник
хорошо представляет реалии жизни выходцев из русскоязычной среды за границей. Да
и не удивительно, Тимур Шаов в течение десяти лет собирает концерты и вечера по
всему миру, и как он сам поделился, еще и преподавал некоторое время в одном из
университетов США.
«Прошлое наше славно, настоящее непонятно, будущее туманно». А это Тимур уже
сказал насчет своего отношения к современной России. Отсутствие независимых
судов, коррупция, недостаточная свобода слова, которая не способна зачастую
донести необходимый смысл в полной мере, это в целом и беспокоит его
значительно. Эти вопросы серьезные, а не просто общая классическая
отговорка-клише вроде «дороги и дураки», как часто можно слышать в последнее
время, даже в средствах массовой информации. «Сколько лет реформам, а все хуже и
хуже. Если бы не нефть, то давно бы уже страна развалилась». А в чем выход?
Тимур сказал, что его он не видит, пока. А творчество? «Я далек от мысли, что
это может перестроить мир. Я ничего не исследую, я просто пишу. Это моя работа».
Тимур и его музыканты через год снова приедут в Лос-Анжелес с новой программой.
А до того, как он приедет в США, Тимур приглашает всех в Москву, где он
планирует выступать каждый месяц. Будут также и туры по регионам. У Тимура свой
стиль и «своя песня». Нет другого такого исполнителя как он. И это вовсе не
рыночное позиционирование! Это отличительная черта авторской песни. Каждый бард
– это отдельное событие. Что такое авторская песня? Что это за жанр? «Ну, ничего
себе!» Ответил, рассмеявшись, Тимур. «Я целую лекцию для американских студентов
писал на два с половиной часа. А вы хотите, чтобы я за двадцать секунд
рассказал? Когда-то это было нечто нонконформистское, некий эстетический
протест. Сейчас эти функции совершенно утрачены. Ни социального протеста, ни
нонконформизма. Люди просто поют, и романтизируют действительность. Это тоже
хорошо. Нельзя от всех требовать чего-то».
Из разговора я понял, что подобное угасание самосознания не является близким по
духу творчеству Тимура Шаова, выводя его за рамки известных современных жанров.
Его-то песни отличаются нонконформизмом и протестом! «У жанра есть будущее», –
признал Тимур, даже, как я подумал, несмотря и на непонятное настоящее.
«Молодежь приезжает на фестивали, поет какие-то песни. Есть люди, которые пишут
новые песни. Значит, есть будущее у жанра».
«Самая трагичная фигура – это Башлачев. Все выдающиеся люди всегда сами по себе.
Их ни в какой лагерь не затащишь. Они индивидуальности. Русский рок всегда
близок был к авторской песне, потому что всегда текст на первом месте. Хотя это
и разные жанры». Мы разговаривали о различных направлениях музыки и об их
влиянии и связях друг с другом. «Я никогда не пишу песни на определенную
аудиторию. Я никогда не представляю себе гипотетического зрителя, потому что
этого делать нельзя. Всегда писать надо для себя, чтоб тебе нравилось, и чтоб ты
получал от этого удовольствие, а не думать, получат ли от этого удовольствие
какие-нибудь дядя Вася или тетя Валя». «Я просто живу, и смотрю, и радуюсь», –
подытожил наше короткое интервью Тимур Шаов. Мы говорили о свободе, о творчестве
и о будущем России. И я снова вспомнил песню, которой бард закончил выступление:
Все будет обалденно.
И не о чем скорбеть.
Вам надо ежедневно
Сто сорок раз пропеть
О том, что все отменно,
Все просто офигенно,
Все ништяк.
http://www.therussianamerica.com/web_NEWS/articles/7859/1/ |