|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Тимур Шаов: «Сейчас такие подлые времена,
что им плевать…»
Анна Скворцова
Известный бард исполнил в Саратове песни из нового альбома «О чем молчал Герасим».
Основной его частью является мумузикл «Играем Тургенева», представляющий собой
музыкально-политический ремейк по мотивам известного произведения русского
классика. Все партии Шаов поет сам и считает, что в моноварианте мюзикл звучит
более выигрышно. Автор уверен, что больше всего власть боится не разоблачений и
призывов к сопротивлению, а смешно выглядеть в глазах народа, поэтому его оружие
— ирония. Борцом с режимом он себя не чувствует, но считает, что дело художника
— честно говорить о том, что происходит вокруг. Его песни срывают маски,
побуждают отстаивать общекультурные ценности и личные представления, заставляют
смеяться над глупыми ситуациями, возникающими в стране.
- Тимур, вы пишете для себя, а получаются песни для всех. Есть ли в этом
какой-то секрет?
- Никогда не надо писать для кого-то – это мое кредо. В последнее время стал
себя ловить на мысли: «Ведь ты пытаешься кому-то понравиться!» Практика
показывает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Будь естественным как ветер,
пиши для себя. Путь это будут даже аллюзии, которые ты один понимаешь – себе не
надо изменять. Вообще, главный «секрет» в творчестве - не стараться понравиться
публике. Когда честно делаешь то, что тебе хочется, тогда все получится.
- Когда вы решили оставить медицину и сделать песню своей профессией?
- Перед переездом, году в 1997-м. В 1995 году я был на «Груше», но это мне
ничего не дало вообще. Успех окрылил в том смысле, что пора завязывать песни
петь, уже всего достиг – стал лауреатом Грушинского фестиваля, что еще надо?
Потом, слава богу, жена сказала, что не стоит этого делать и заставила меня
отослать кассеты на конкурс…
- Жена - ваша муза и идейный вдохновитель?
- Я бы не сказал, что она муза. Муза - это Беартиче. У меня немножко стиль
другой, зачем мне дома муза? Жена - это как Пушкин - мое все, больше, чем муза.
- С вашими песнями связаны реальные истории, к примеру, песня об опасности
пьянства во время игры в шахматы. Вы не злоупотребляете спиртным?
- Иногда встает вопрос: пить или не пить? И я все чаще выбираю в пользу не пить.
Это очень тревожно - так не попьешь день, два, три - и начинает нравиться. Надо
точно к врачу обращаться. Песня «Пора, брат, пора» посвящена моему куму. Мы с
ним любим в шахматы поиграть, он профессионал - закончил институт физкультуры,
отделение «Шахматы и бокс». Как их так сочетали?! Все здоровые, не поймешь, кто
из них кто. Когда драки случались, боксеры кричали: «Шахматисты наших бьют».
Когда мы с кумом играем в шахматы, ничем хорошим это не заканчивается. Жена
говорит: «В твоем возрасте опасно в шахматы играть!»
- Правда, что вы были на похоронах одного «авторитета» и написали об этом песню
«Хоронила мафия»?
- Она интересна тем, что я написал ее в стиле «блатняк», который у нас красиво
называется «русский шансон». Я был свидетелем, когда хоронили убиенного (не могу
сказать, что невинно), смотрящего за Кавминводами, который отвечает за базар и
за все, что там происходит. Пацан был конкретный, но что-то случилось - и его
грохнули.
- Вы не ограничиваете себя строгими литературными нормами. В «Нужных словах»
посылаете всех, пардон, в жопу. Зрители этот посыл адекватно воспринимают? У вас
бывают сложности с отбором песен для телевидения?
- Песни встречаются разные, и для телевидения трудно что-то выбрать – там не
должно быть двух вещей: ничего о политике и слова «жопа». Так вот, начинаешь
листать - ну нет ничего. Эту песню я всегда откладывал на потом, чтобы не
шокировать - в ней встречается слово «жопа» и неоднократно, причем не ради
эпатажа – это необходимо, так как она посвящается великому могучему русскому
языку. После я обычно извиняюсь и рассказываю байки в свое оправдание. Фаина
Раневская любила это слово, и когда ее доставали на улице детишки с «Муля, не
нервируй меня!», она им говорила: «Пионэры, идите в жопу!» Чехов писал: «В Ялте
нынче холодно и Жозефина Павловна мерзнет». Чехов пошутил, он не ожидал, что
советские люди будут его так пристально изучать. Когда издавали академическое
собрание сочинений, чехововеды рылись в архивах, ничего не нашли и к этому
письму составили комментарий: «Жозефина Павловна - неизвестная ялтинская
знакомая Чехова».
- Автолюбители считают, что «Включайте, гады, поворотники» очень актуальна во
время дорожного движения». Говорят, вы ее должны были спеть в Кремле?
- Недавно барду Виктору Третьякову исполнилось 50 лет. Он мне звонит - у меня в
Кремле концерт, будет Кобзон и ты. Телевидение будет снимать (я поморщился),
спой про поворотники, это наиболее политкорректная песня. Через два дня
перезванивает – не пойдут поворотники: наш оркестр дружит с КНДР, их делегация
будет на первом ряду сидеть, а там затронуты Ким Чен Ир и десять машин. Я спел
«По классике тоскуя» и симфонический оркестр мне аплодировал.
- Как получилось, что вы замахнулись на крупную форму?
- Я давно этого хотел, но не мог найти тему. Думал что-то пушкинское написать о
старике и рыбке, но «Сказки нашего времени» у меня уже были и как-то случайно на
Муму набрел.
- И какая там политическая подоплека?
- Ну, ребята, это вам решать. Я туда свое заложил, а вы уж смотрите. Чего
увидите, чего не увидите – все о нас, все сказано.
- А вы не хотели бы, чтобы ваш мюзикл был поставлен на сцене с певцами и
декорациями?
- Я не тщеславен, в этом смысле я буду оценивать, насколько это органично, нужно
и могло быть хорошо. Мне кажется, эта вещь так специально написана, что если ее
ставить в лицах, она от этого только потеряет. Монологи Жванецкого только Карцев
и Ильченко могли поставить, но он специально писал для них двоих. Минимализма
достаточно. Говорят, мумузикл ставят где-то, своими силами. Не театр, конечно,
вы что! Я вообще автор не для профессионалов, и не дай бог…
- Даже так? Вы думаете, режиссеры исковеркают вашу подачу?
- Это выходит на уровень какого-то серьеза, который противопоказан этим вещам.
Все равно, что КВН будут ставить где-нибудь во МХАТе или в Малом. Только Фоменко
может поставить. Если бы мне предложили — хочешь, Фоменко поставит, я бы сказал
- это было бы классно. У него есть чувство стиля, он – великий.
- Надо, чтобы Фоменко об этом узнал. Скажите, зачем вы смотрите телевизор? Вам
необходим для творчества свежий глоток идиотизма?
- Когда-то я гордился нашим телевидением. В последнее время абсолютно невозможно
продираться сквозь эти сериалы. Выхватываешь какие-то глотки свежего воздуха:
Познера, Диброва с Губиным, Прошутинскую – единичные вещи, канал «Культура» стал
гораздо интереснее и новости на Рен-TV. Остальные «новости» надо делить на
восемь.
- Коллег по цеху не отслеживаете?
- Тех, кто меня интересен – отслеживаю.
- Где вас можно услышать в эфире? Что попадает под формат?
- Радио «Шансон», «Эхо Москвы», телевизионные каналы «Ля минор» и «Шансон TV».
Они молодцы – вот у меня есть видеодиск, они его ставят и гонят весь концерт.
Мне многие звонят потом - мы вас видели и оторваться от экрана не могли. Там-то
можно.
- За эфиры не приходится платить?
- Кому, мне? С «Шансоном» я давно дружу – это было единственное радио, которое
крутило меня в свое время.
- Ваши тексты - не то, чтобы просто ирония, а сплошная политическая сатира. У
вас не было неприятностей с теми, кто «там, наверху»?
- У нас ведь сейчас такие подлые времена, что им плевать. Меня ведь нет на
центральных каналах, и все. А что люди делают в Интернете, что поют по концертам
– это совершенно не отразится ни на их рейтингах, ни на выборах, которые они
делают так, как им надо. Им плюй в глаза – божья роса, они совершенно бесстыдны
и бессовестны. Главное, чтобы первый, второй, третий и четвертый каналы были под
контролем, а в своем Интернете, на своих концертах, куда приходит интеллигенция
с жидкими бороденками - пожалуйста, ребята, делайте что хотите - это ваша
резервация.
- Не мешают и не помогают?
- И слава богу, как писал Грибоедов: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев,
и барская любовь».
- По поводу тех же времен: когда вам интереснее жилось и легче писалось - в 90-е
или потом?
-В 90-е, конечно, было лучше, именно потому, что я был моложе, жил в горах
Карачаево-Черкесии, работал доктором и не был обязан писать песни. Сейчас я
обязан писать песни, потому что это моя работа. Эта профессия, несомненно,
многое у меня забирает: нет той степени свободы и той радости, которая была.
- Появилась ответственность перед слушателем?
- Ответственность обязательно чувствую – знаю, чего от меня ждут, но я еще
настолько не потерял совесть и если мне не пишется - я не пишу. Я не делаю
конвейер, я не гоню, ну не выйдет диск – извинюсь.
- Есть обязанности перед продюсером?
- Никаких обязанностей, просто люди ждут, спрашивают, когда выйдет новый диск.
Когда напишется, тогда и будет.
- Вы собираете зрительские записки, расскажите какой-нибудь неординарный случай
женской логики?
- Записок тысячи, вот женщина пишет: «Я выбросила ваш диск, когда увидела, что
муж ночью сидит на кухне и слушает, а потом купила – должны же быть и у него
минуты отдохновения».
- Ваш концерт состоялся 1 апреля, в этот день вы кого-нибудь разыграли или
кто-нибудь разыграл вас?
- Никого не разыграл. В нашем возрасте уже никого не надо разыгрывать – все
может инфарктом закончиться. На этот раз обошлось без жертв.
http://nversia.ru/article/view/id/3777 |