|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Тимур Шаов в Нью-Йорке с Виктором Топаллером
Топаллер: Добрый вечер, дорогие друзья. Я думаю, что у вас сегодня должно быть
хорошее настроение: во-первых, потому что уже совсем скоро начинается
официальное лето – июнь, июль, август. А, во-вторых, потому что в Америке
праздник – “Мемориал дэй”, а значит, три дня все отдыхают. Надеюсь, наши зрители
в Израиле и Европе не очень нам завидуют…А мы сегодня попробуем еще улучшить
праздничное настроение. Я вам с удовольствием представляю Тимура Шаова. Тимур,
добрый вечер.
Шаов: Добрый вечер.
Топаллер: Тимур, “во первых строках моего письма” хочу сообщить, что очень рад
знакомству – я горячий поклонник ваших песен.
Шаов: Это радует.
Топаллер: И ваш безобразный голос, и злобные стихи очень часто оглашают улицы
города Нью-Йорка, поскольку, когда я еду в плохом настроении, то врубаю ваше CD
на полную громкость. И надо сказать, что американцы в соседних машинах
шарахаются. Я думаю, что таким образом они выражают свой восторг вашим
творчеством.
Шаов: Я вообще-то не называю свои песни творчеством…
Топаллер: А как? Безобразием? Хулиганством?
Шаов: Это песенки, просто песни для поднятия настроения.
Топаллер: Такая скромность…
Шаов: Это не скромность, это совершенно искренне.
Топаллер: Когда я первый раз услышал ваши песни, то спросил: “Что это за парень”?
Мне сказали: “Это врач, живет где-то в Карачаево-Черкесии. Сельский врач”.
Радостное чувство – имидж у человека не профессионально-противный, а
любительски-интеллигентный. Врач, в свободное время пишет чудные песенки… С этим
покончено?
Шаов: Да… Я теперь врач-расстрига. С медициной завязал и живу уже не в
Карачаево-Черкесии, а в Дубне под Москвой.
Топаллер: То есть дело все-таки кончилось тем, что песни заставили поменять
профессию. Вы стали бардом-профессионалом.
Шаов: Да, если такое сочетание слов возможно…
Топаллер: Вы были гастроэнтерологом?
Шаов: Эндоскопист, гастроэнтеролог, терапевт… Все в “одной бутылке”.
Топаллер: Когда вы начали песни писать, вы вообще предполагали, что придется
бросить медицину?
Шаов: Нет, упаси бог! Вообще очень трудно было порвать с медициной, потому что я
люблю эту профессию. До сих пор снится, что я дежурю где-то по ночам. А потом
просыпаюсь и думаю: “Боже, всего лишь сон!”
Топаллер: Кошмарный или наоборот?.. Тимур, я действительно очень люблю ваши
песни, и хотел бы попытаться, не академически выражаясь, впихнуть их в программу
как можно больше… Давайте начнем с замечательной песни, которую я считаю вашим
поэтическим манифестом. Я имею в виду “Разговор с критиком”.
Шаов: Но я ее манифестом не считаю, честно вам скажу.
Топаллер: Во всяком случае, она ваше творчество хорошо характеризует.
Шаов: Ну да, где-то наболело… Хорошо, “Разговор с критиком”. Как-то на одном из
концертов мне прислали такую записку, я до сих пор ее вспоминаю: “У моего мужа
сегодня день рождения, не могли бы вы спеть песню, которая начинается со слов
“Он пришел с лицом убийцы, с видом злого кровопийцы”. Я с удовольствием спел для
супруга эту песню. В общем, “Разговор с критиком”.
Он пришел с лицом убийцы,
С видом злого кровопийцы,
Он сказал, что он мой критик
И добра желатель мой,
Что ему, мол, штиль мой низкий
Эстетически не близкий.
Я – фуфло, а он Белинский,
Весь неистовый такой.
Возмущался, что я грязно,
Своевольно, безобразно
Слово гадкое “оргазм”
Безнаказанно пою:
“Ты ж не просто песни лепишь,
В нашу нравственность ты метишь.
За оргазм ты ответишь,
Гадом буду, зуб даю!”
Я пристыженно заохал,
Стал прощения просить.
Сам подумал: дело плохо,
Этот может укусить.
Возмущался он безмерно,
Оскорбить меня хотел.
“Ты, – говорит, -вообще нудист, наверно,
А еще очки надел!
Нет бы спеть бы про палатку и костер,
Про то, как нам не страшен дождик хмурый.
Но ты засел, как вредоносный солитер
Во чреве исстрадавшейся культуры!”
Вреден, я не отпираюсь.
Утопил Муму, я каюсь,
Все скажу, во всем сознаюсь,
Только не вели казнить.
Это я бомбил Балканы,
Я замучил Корваллана,
И Александра Мирзояна я планировал убить.
А как выпью политуру,
Как сажусь писать халтуру,
Постамент родной культуры я царапаю гвоздем.
Клеветник и очернитель, юных девушек растлитель
И вообще я врач-вредитель,
Приходите на прием.
Если есть где рай для бардов,
Я туда не попаду.
Если есть где ад для бардов,
То гореть мне в том аду.
А в раю стоят палатки,
Все халявное кругом,
Чай густой, а уксус сладкий
И все песни лишь о том,
Что да здравствуют палатки и костер,
Наш строй гуманный, развитой туризм.
Ведет народ к победам ля-минор,
Все остальное ревизионизм.
И разгневанный радетель
За чужую добродетель
На меня за песни эти епитимью наложил.
Ты, говорит, обязан, хоть ты тресни,
Написать 120 песен о туризме и о лесе
Кровью все взамен чернил.
Думал я достал, постылый,
Че те надо-то, мужик?
Серафим ты шестикрылый,
Ну, вырви грешный мой язык.
Слушал я, ушами хлопал,
А когда совсем устал,
То сказал я громко: “Жопа”.
Тут он в обморок упал.
Но с тех пор в душе покоя нет,
И от переживания такого
Как-то мне приснился Афанасий Фет,
Бьющий Иван Семеныча Баркова.
Он лупил его кастетом,
Приговаривал при этом:
“Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что значительным поэтам
Выражаться не пристало”.
А Барков просил прощенья,
Сжег поэму про Луку.
Вот такое вот знаменье мне приснилось дураку.
Но я песню написал,
Назло врагам,
Как одна возлюбленная пара
У костра, в палатке, под гитару
Получила пламенный оргазм!
Топаллер: Блеск. Тимур, спасибо. Действительно такой “вредоносный солитер на
теле исстрадавшейся культуры”. Даже не культуры, а исстрадавшегося бард-движения.
Вот в песне вы упоминаете Мирзояна…
Шаов: Алик Мирзоян – большой мой друг. Я с большим удовольствием его подколол в
этой песне. Мы с ним действительно друзья.
Топаллер: А Егоров?
Шаов: Вадик? Мы редко видимся, но у нас очень хорошие отношения.
Топаллер: Вы знаете, мне приходилось про вас читать, что вы такой злобный, такой
мерзкий, такой гадкий. А кого спросишь из ребят, которые…
Шаов: Что вы?! Я белый и пушистый!
Топаллер: А спросишь ребят, которые поют лирические песни… Меня, например, не
удивило, что к вам очень тепло относится Леня Сергеев. Меня не удивила реакция
Бори Кинера и Миши Цитирняка. Но, вот скажем, Мищуки – такие лирики…
Шаов: Каждый делает просто свое дело и все. Если это хорошо, неважно какая песня
– лирическая, сатирическая.
Топаллер: Мне однажды пришлось услышать от одного вашего поклонника, что Тимур
Шаов – это современная помесь, извините за это слово, Галича с Кимом. Что по
стилистике это два наиболее близких вам поэта, барда.
Шаов: Да, но я больше всего люблю Галича. И я считаю эти слова очень большим
комплиментом для себя. Большое спасибо. Хотя я с юмором к себе отношусь.
Топаллер: С иронией?
Шаов: С большой самоиронией, потому что когда какие-то классификации делают,
куда-то меня засовывают, говорят о творчестве… Честное слово, я теряюсь! Это не
кокетство, мне это не нравится.
Топаллер: Кокетство, не кокетство, теперь вам придется с этим смириться. Пока вы
были в Нижнем Архызе врачом – другое дело. Теперь вы профессионал, песнями на
жизнь, извините, зарабатываете… Так что терпите. Кстати, “Золотого Остапа” вы
получили уже после того, как бросили медицину?
Шаов: Да, это в прошлом году было. Вот эта премия для меня дорога.
Топаллер: Я слышал на одном из дисков песню, с концерта запись, где вы объявляли,
что ваша первая песня – “Как я сломал ногу`, то есть ногу”…
Шаов: В общем, да, хотя до этого что-то там такое писал в школе еще, тогда мы
увлекались “Машиной времени”, Макаревичем… Я писал какие-то
псевдо-глубокомысленные песни. Под Макаревича косил, эпигонством занимался.
Беспомощные совершенно вещи. Те были, наверно, самые первые.
Топаллер: Но вот “Как я сломал ногу, то есть ногу” – это чистой воды подражание
Высоцкому…
Шаов: Да, у меня таких песен штук 50, я их выбросил… Вторичные все…
Топаллер: Я сегодня перед записью долго и напряженно думал, какие песни
попросить вас спеть… “Немецкую” – точно.
Шаов: Понятно. Моя супруга занималась с детьми репетиторством, и этот немецкий
язык звучал с утра до ночи. А так как была однокомнатная квартира, меня этот
немецкий язык просто достал! Хотя язык красивый, но я не бельмеса не понимаю…
Итак, “Тевтонская песня”.
Я читаю “Нойес Дойчланд” десять раз на дню.
Всяко-разные германцы-иностранцы
Задурили, басурмане, голову мою.
Решено: иду на крайность,
Поменять пора ментальность,
заодно национальность заменю.
Всенародно заявляю, что я немец.
“Хенде хох! Цурюк! Нихт шиссен! Ауфштейн!”
Я совковой жизни скидываю бремя,
Сердце рвется в милый край – Шлезвиг-Голштейн!
Нужно что нам, злым тевтонам? – Утречком пивка!
В магазин иду, как Зигфрид за Граалем.
Да, стране необходима твердая рука.
Продавщице крикнул: “Матка!
Бистро курка, млеко, яйка!”
Тут какой-то ветеран мне дал пинка.
Ну-ка, милая, мне шнапсу наливай-ка,
Да бегом давай доспехи мне зашей!
Мне жена кричит: “Я чайка, мол, я чайка!”
“А я Зигфрид!” – отвечаю, – “Нихт ферштейн!”
Вдоль по штрассе вместе с фройляйн выйду погулять.
“Гутен морген, чуваки! Иду вот в кирху.
Нет же в кирхе не киряют, ловят благодать.
Нам арийцам важно крайне:
Не вести себя, как швайне.
Это должен каждый бюргер понимать!”
Но! – Говорят, что немцы спят, когда напьются,
На фига тогда мне ваша Пруссия!
Если Пруссия – то место, где все прутся,
То это ж здесь, где вместе с вами прусь и я!
Вир зинд геборн дас мерхен сделать былью,
Преодолеть ди шпере унд ди вайт
Вернунфт нам дал стальные флюгельхенде,
А вместо херца – аузенбордмотор!
Топаллер: Данке шон. Перейдем к другой теме, поэтому я поблагодарю еще и на
иврите: тода раба.
Шаов: Бэвакаша
Топаллер: Какие познания! Вы прекрасно изучили иврит за время гастролей в
Израиле. Ваш израильский цикл – просто блеск. Вы там запихнули все, что только
можно, начиная с “беседера”, “шалома” и заканчивая более сложными словами.
Шаов: Например, “тахана-мерказит”
Топаллер: “Ох, мы жарили свиные шашлыки. Не кошерно, но волшебно, мужики!”
Женщины очень любят женский цикл. Особенно песню о женских романах
Шаов: “Любовное чтиво”. На всех концертах просят спеть…
Топаллер: Очень жизненная потому что… Тимур, расскажите немножко о гастрольной
деятельности. Израиль, Европа, вот теперь Америка. Кстати, я знаю, что в Америке
вам на концерте от полноты чувств бутылку портвейна преподнесли.
Шаов: Да, да, это было вчера буквально! Это настолько трогательно… Потому что
человек принес, видимо, самое дорогое, принял меня за своего и принес то, что
сам любит.
Топаллер: Практически оторвал от души.
Шаов: Очень трогательно!
Топаллер: Выпили уже портвейн?
Шаов: Нет пока, берегу для торжественных случаев, для праздников.
Топаллер: Очень известная ваша песня “Твой муж гаишник”. Мне очень понравилось,
как вы, следуя за изменениями в социальной жизни, переделали ее в “Твой муж
ГБДДшник”.
Шаов: Но теперь я слышал, что будут возвращать обратно аббревиатуру. Это меня не
страшит, потому что у меня есть оба варианта. Только бы они там какое-нибудь
ФХЦЧ не придумали…
Топаллер: Да, тогда будет сложновато переделать…
Шаов: Но я очень надеюсь, что они там в рамках останутся…
Топаллер: Тимур, попробуем еще одну песню? Я очень люблю “Сказочку”, но она
длинная…
Шаов: Она длинная, да.
Топаллер: А часть?
Шаов: Часть?
Топаллер: Давайте со второй части?
Шаов: Со второй части?
Топаллер: Ну да – с быстрой.
Шаов: Понял. Краткое содержание первой части! Сказочник рассказывает ребенку
сказочку на ночь. Современный ребенок, современный сказочник, оба немножко того….
Значит, ребенок просит что-нибудь “покруче”, чем обычно. Сказочник говорит:
Хочешь покруче?
Ну ладно – получишь…
Вот было у крестьянина три сына
Все трое – дураки, что характерно.
Атос, Портос и младший – Буратино
Принцессу встретили, и кончилось всё скверно!
Они вложили ей, на всякий случай,
Прям под матрац горошину тротила.
И от дворца остался только ключик,
Который сныкала безумная Тортилла.
Её царевич отловил и долго мучил
Кричал: “Зачем тебе такие уши, бабка?”
Потом убил, сварил и съел, а ейный ключик
У Дуремара поменял на центнер мака.
Царевич жил с лягушкой, как с женою,
Декомпенсированный извращенец,
На сивом мерине катался, параноик,
Любил других лягушек, многоженец.
Но сивый мерин обернулся Сивкой-Буркой
И человечьим голосом взмолился:
“Не ешь меня, болван, я болен чумкой!”
И тут же на берёзе удавился.
Вот это триллер, прям до слез, такие страсти!
Мне самому понравилось чего-то!
Раз наша жизнь покруче, чем блокбастер,
Должны быть сказки посильней, чем “Фауст” Гете!
Займемся мифотворчеством, а ля Альфред Хичкок!
Детишкам “каку” хочется, а “цаца” им не впрок.
Танцуй, Дюймовочка, хип-хоп, и будет всё тип-топ!
Кто против, кто? Да Дед Пихто и Агния Барто!
По городу ходила нетрезвая Годзилла,
Трёх кошек задавила и семерых козлят,
А бедные Степашки, да Хрюшки-Чебурашки
Со страхом эту сказочку глядят.
Гляжу с тоской, дружок, на ваше поколенье:
Все ждут метафизической халявы.
Сезам откроется по щучьему веленью,
А накось, выкуси! О, времена! О, нравы!
Пришел Кинг-Конг, Русалочка убита.
Сменили амплуа герои сказок -
Старик Хоттабыч – предводитель ваххабитов,
Добрыня водку возит на “КАМАЗах”.
Боюсь, закончится всё неинтеллигентно,
Как в басне той, про птицу и лисицу -
Ворону как-то бог послал, послал конкретно
Прям вместе с сыром, и с лисой, и с баснописцем!
Течёт мёд-пиво по усам, а в рот всё не спешит,
Придумай сказочку ты сам, меня уже тошнит.
К примеру, как завёл чувак котяру в сапогах,
И сразу он зажил ништяк, весь в бабах и гринах.
У леса, на опушке, снесла яйцо старушка,
А мы его купили и съели, наконец,
Теперь мы всем колхозом больны сальмонеллёзом,
Вот тут и сказочке конец. Кто скушал – не жилец.
Ой, папа плачет! Есть для папы сказка:
“Вот жили-были Дума с Президентом.
И жили они в радости и ласке,
И померли они одномоментно…”
Топаллер: Спасибо, Тимур. Особенно мне нравится как “завел чувак котяру в
сапогах и тут же зажил он ништяк, весь в бабах и гринах”… Группа “ГрАссмейстер”.
Вы CD вместе записали. Продолжается совместная работа?
Шаов: Нет, но сейчас мы иногда пересекаемся на концертах, вместе ездим на
гастроли.
Топаллер: А почему так произошло? Здорово ведь, когда такое “мясо”… Инструменты,
музыка, аранжировка, подпевки…
Шаов: Но ребята занимаются своей деятельностью, идут своей дорогой, я – своей.
Они же не аккомпанирующая группа, они сами по себе. Но даст бог, еще что-нибудь
запишем.
Топаллер: То есть постоянного альянса не получилось?
Шаов: Нет, да это и невозможно.
Топаллер: Сколько СD уже записано?
Шаов: Четыре и пятый – сборник.
Топаллер: Я заходил в магазин на Брайтоне и интересовался новыми поступлениями
поэта-песенника Шаова. Сказали, что его диски идут как горячие пирожки…
Нравитесь вы людям.
Шаов: Это очень приятно. Но ответственность накладывает!
Топаллер: Не страшно. Все равно меньше ответственности, чем у гастроэнтеролога.
Шаов: Да, вне всякого сомнения! Хоть никто не помрет. В крайнем случае, обругают
просто.
Топаллер: А сильно ругают?
Шаов: Нет, не сильно. Изредка, но бывает… Если уж очень человек озлобился. Но я
не понимаю: я, что у него денег занял, что ли, и не отдаю? Я пою свои песни.
“Почему вы не пишете лирику?!” Да не знаю я! Не подходит же никто к Жванецкому и
не говорит: “А не пора ли написать “Преступление и наказание”? Или к Задорнову.
Топаллер: К Жванецкому и к Задорнову тоже подходили. Просто они уже вошли в
категорию классиков, и, поэтому стало подходить меньше идиотов и говорить
глупости. Вот станете классиком, и вам поменьше говорить будут… Кима же уже не
спрашивают, почему у него мало лирических песен.
Шаов: Вы знаете, это не самоцель. Вполне возможно, что мне захочется написать
лирическое, но пока я ловлю кайф от того, что пишу…
Топаллер: А я ловлю кайф от того, что у вас почти нет лирических песен… Тимур,
Галич много дал?
Шаов: Вы знаете, я впервые Галича услышал в 90-ом или в 91-ом, это было уже
после института, у друзей. Потому что у нас там это не культивируется,
бардовской песни в Карачаево-Черкессии нет практически… А Галича там вообще
никто не слышал. И я боюсь, что до сих пор мало кто знает. И поэтому я услышал
его довольно поздно, он сразу мне как бы лег на душу. Я его обожаю.
Топаллер: Думаю, что я поэтому так хорошо и отношусь к вашим песням, что тоже
очень люблю Галича и чувствую какие-то близкие мотивы… Тимур, будем петь еще
одну песню, несмотря ни на что! Вы помните, я упомянул в начале, что люди в
соседних машинах хорошо знакомы с вашим творчеством? Когда я говорил, что при
плохом настроении врубаю ваш диск на полную мощь, то имел в виду именно эту
песню. И сегодня ее оставил “на закуску”. У нас есть традиция – мы заканчиваем
передачу стихами. Давайте закончим программу этой песней – “Все будет обалденно”.
Шаов: “Боремся с депрессией”.
Топаллер: Такой марш гедонистов…
Шаов: Специальная антидепрессивная песня, припев которой при многократном
исполнении поднимает настроение. Сам пробовал, но только 140 раз надо, не больше,
не меньше.
Жизнь сюрпризы преподносит,
Жизнь лупит нас под дых.
И депрессия все косит наши стройные ряды.
Обстановка неспокойна,
Психиатры сбились с ног.
А народ сигает в окна, нажимает на курок.
Люди злы, как прокуроры,
Ждут печального конца.
От тоски у всех запоры
И землистый цвет лица.
Улыбаться надо, братцы,
Не сдаваться, молодцы.
Если нация в прострации,
То нации концы.
Все будет обалденно
И не о чем скорбеть.
Нам надо ежедневно 140 пропеть
О том, что все отменно,
Все просто офигенно, все ништяк!
Эй, страдалец, зачитай-ка список личных неудач.
Зайку бросила хозяйка,
Уронили в речку мяч.
Из туфты не делай драму.
Мир прекрасен, жизнь идет.
Глянь-ка, мама моет раму,
Саша кашу смачно жрет.
Что, начальник обижает?
Да ты в гробу его видал!
Негритят жена рожает?
А вдруг твой прадед Ганнибал!
Это мелкие печали,
Был и хуже беспредел.
Одного вообще распяли,
Так он терпел, и нам велел.
Все будет обалденно
И не о чем скорбеть.
Нам надо ежедневно 140 пропеть
О том, что все отменно,
Все просто офигенно, все ништяк!
Если водку пить печально,
Можно тихо ошизеть,
Но все не так суицидально,
Если в корень посмотреть.
Денег нет, так и не будет,
Что же плакать зря о том.
Ты дыши, брат, полной грудью,
Жуй морковку полным ртом.
Занимайся сексом, спортом,
Плавай, рыбок разводи.
Дай хоть раз начальству в морду,
Делай что-то, не сиди!
Подними с дивана мощи,
Встань, занятие найди.
Соблазни соседку, тещу, тестя,
Только не сиди!
Все будет обалденно
И не о чем скорбеть.
Нам надо ежедневно 140 пропеть
О том, что все отменно,
Все просто офигенно, все ништяк!
Топаллер: Тимур, громадное вам спасибо за то, что пришли.
Шаов: Спасибо вам.
Топаллер: Мне было чрезвычайно приятно с вами познакомиться. Я желаю вам радости
творчества, а себе я желаю, чтобы вас еще долго не потянуло к лирическим песням.
Чтобы у вас было много концертов, много зрителей и обязательно много дорогих
подарков, не менее дорогих, чем бутылка портвейна.
Шаов: Самый дорогой подарок, который я получал!
Топаллер: Дорогие друзья, наша сегодняшняя программа подошла к концу. Я вас
благодарю за то, что вы эти полчаса были с нами. Всего вам хорошего, спасибо и
будьте, пожалуйста, благополучны.
________________________
Суббота, 25 мая 2011года.
© Тимур Шаов
© Виктор Топаллер
http://www.shanson.org/blog/2011/06/26/timur-shaov-v-nyu-jorke-s-viktorom-topallerom/ |