|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Тимур Шаов: Песни о себе
"Способность объединять разные народы — одна из наиболее ценных черт творчества
Тимура Султановича", – отметил продюсер Тимура Шаова Евгений Вдовин. А что ж
удивляться, если сам бард называет себя экспертом по межнациональным вопросам: в
Шаове счастливо соединились черкесская и ногайская кровь. И это во многом
определило принципы жизни Тимура Шаова.
"ТИМУР СУЛТАНЫЧ ДОРОГОЙ…"
Всему, что у меня есть, я обязан родителям. Воспитание в первую очередь
заключается в личном примере: ребенок смотрит, как живут его родители, как они
поступают, говорят, общаются с другими и как к ним относятся. У меня были
потрясающие мама с папой, чрезвычайно порядочные, умные и замечательные во всех
отношениях люди.
Детство – оно все очень яркое. Возвращаюсь в Черкесск – хожу мимо школы, мимо
булочной, куда я маленьким бегал за хлебом, и прямо горло сжимается. У меня
детство было абсолютно счастливое, и если бы можно было, я бы туда вернулся,
даже не раздумывая.
Родители мои – из Карачаево-Черкесии, но они разной национальности. Мама –
ногайка, ногайцы – это тюркская народность, в родне есть и татары. Отец – черкес.
Поскольку они не знали языка друг друга, дома разговаривали только по-русски, и
я, увы, не освоил ни ногайского, ни черкесского.
"Шауа" – это по-черкесски молодой человек. Достаточно поздно я узнал, что род
Шаовых это, оказывается, черкесский дворянский род. Моя жена, грузинка,
иронизирует, что, мол, у вас, черкесов, у кого мельница, тот и князь. Но это она
от зависти. А мельница у нас действительно была в родовом ауле Зеюко.
Дальше прадеда я никого не знаю. Но прадед был человек интересный. Имел четыре
жены, что разрешалось по Корану, и все четыре — разных национальностей:
карачаевка, абазинка, русская и черкешенка. Так что родственники у меня и
русские, и горские, и степные. В общем, интернационал.
Дедов живыми я не застал, а бабушек помню смутно. Одна бабушка – Аминат –
татарка, а другая – Халимат – черкешенка. Говорят, пока была жива бабушка
Халимат, до трёх лет я лопотал по-черкесски.
Дед мой по матери был, как это иногда формулируют, просветитель ногайского
народа. Он основал ногайскую письменность на кириллице. Это произошло в начале
прошлого века. Дед был светский учитель, собиратель фольклора, историк, писатель
Абдул-Хамид Джанибеков. В Астрахани есть дом-музей Джанибекова, и каждый год там
проходят в его память Джанибековские чтения.
Отец, Султан Азамат-Гиреевич, инженер-конструктор, изобретатель, всю жизнь
проработал на производстве в Черкесске. Я не переставал удивляться широте его
интересов.
Папа был очень проницательным человеком. Все наши с братом детские шалости и
юношеские закидоны вычислялись им мгновенно. Но он нас так ни разу и не выпорол.
Может, зря. Учил нас шахматам и отвечал в семье за разъяснение балбесам точных
наук.
Мама была директор Института гуманитарных исследований, он сейчас так называется,
а тогда Институт истории языка и литературы Карачаево-Черкесии. Мало того, она
была членом бюро обкома. Мало того, она ездила часто в Ставрополь, где ее очень
любил и тогдашний первый секретарь крайкома партии. Очень любил, как она говорит
тосты. Потому что мама была человек потрясающе образованный. А секретарь
крайкома партии был Михаил Сергеевич Горбачев.
У меня было хорошее окружение, то есть я рос в очень интеллигентной семье с
хорошей большой библиотекой, у меня были совершенно замечательные друзья, народ
пытливый, начитанный.
Мне очень помог старший брат, он на семь лет меня старше. У них тоже была
интеллектуальная, очень хорошая компания, и брат приносил мне, скажем, Маркеса,
какие-то книги уже другого уровня.
Увлечения гитарой родители не одобряли: "Зачем тебе это надо, балалаечник?" –
ворчал отец.
Моя жена – грузинка из Абхазии. Но она, к сожалению, такая же грузинка, как я
черкес, ничего не знает! Зато мы, пытаясь хоть наших детей как-то связать с
традицией предков, назвали сына Багратом – реверанс в грузинскую сторону, а
дочку Бэлой, – это уже реверанс черкесской родне.
У меня трое детей. Папа я, конечно, сумасшедший. Я "хуже" моей жены в том плане,
что мне надо обязательно знать: где в этот момент ребенок находится, с кем. "Не
ходи босиком! Не пей холодное – ангина будет". Стараюсь быть папой-другом.
Как я могу сегодня чувствовать себя врачом, если уже десять лет не работаю в
медицине? Пожалуй, скорее артистом… Хотя и человеком этой профессии меня вроде
не назовешь. Когда у детей в школе спрашивают, кто по профессии их родители, мои
без смущения заявляют, что их папа – бард. Ну и ладно, бард так бард.
"НО ЧУДЕС, КАК И БАРАШКОВ, БОЛЬШЕ НА КАВКАЗЕ "
Кавказские черты – в первую очередь, это уважение к старшим. И тут я, безусловно,
кавказец. Зашел пожилой человек – я встаю, привычка с детства. А мои дети, к
сожалению, уже стали москвичами – приходится их воспитывать. Я понимаю, что сын
курит, но при мне – никогда, я считаю это оскорблением чувств. В общем, стараюсь,
чтобы в моей семье соблюдались те законы, что были у меня в детстве.
Я – неисправимейший неромантик. Почему мне очень нравился Нижний Архыз? Там был
синтез: многоэтажный дом с лифтом, квартира с телевизором, мягким диваном. В
воскресенье берешь детей, жену, выходишь из подъезда – вот тебе горы, вот тебе
река, вот тебе ели... У меня все было под боком: и экзотика, и комфорт, и семья,
и работа – что еще человеку надо?
Я не то, что лишён сентиментальности – я её прячу. Это черта горской этики.
Сдержанность чувств. Я не скажу жене лишний раз, что я её люблю. У нас это не
принято. У нас, у горцев, проявить нежность к ребёнку, взять на руки маленького
сына не принято, по крайней мере, при посторонних. Он – мужчина!
Если живешь один, то можешь спать на помойке и гордо ходить в рубище. И
творить-творить… А если у тебя семья? Дети по лавкам? Тут уж, извините, ты не
поэт, а мужчина: несешь ответственность за тех, кто с тобой!
"КАКАЯ МЕНЯ МУЗА УКУСИЛА..."
Зачем я выхожу на сцену? И чтобы денег заработать, и самовыразиться, и людям
что-то сказать. Если быть абсолютно откровенным, с самого начала никому ничего
не хотел
сказать. Писал песни для себя, для узкого круга. Я и сейчас пишу песни для
близких
друзей, и мне очень приятно, что это оказалось понятным и нужным еще какому-то
количеству человек.
Большинство моих песен серьезны. Вопрос в том, как их подать. Чистая лирика мне
не очень интересна — вот и всё. А серьезные вещи можно говорить по разному — и
совершенно не обязательно строго и нудно.
Чтобы песни были легкими, надо очень долго трудиться. У каждого, конечно, свои
рецепты. Я лично очень скрупулезно перебираю строчки, никогда не кидаюсь на
первое попавшееся слово или рифму, даже если она мне понравилась. Я всегда ищу
что-нибудь получше и поинтереснее, поэтому пишу очень нудно,кропотливо, долго.
По вторичным половым признакам я, может, и бард. Но по внутреннему настроению, я
все-таки не лирик, и бардом меня очень сложно назвать. Вообще, для человека
творческого не должно существовать канонов, кроме цензурных самоограничений и
правил приличия.
Великие люди всегда нарушали каноны. Когда мне говорят о канонах, которые я
нарушаю, то это становится похоже на ситуацию, если на хоккейный матч придет
человек, который играет в гольф и скажет, что вы ребята неправильно держите
клюшки, и нарушаете каноны игры в гольф. Человек должен быть свободен, и чем
меньше канонов и зашоренности, тем лучше.
Мои песни абсолютно такие же, как я сам. Во многом, кстати, благодаря друзьям и
близким. Другое дело, что меня не надо путать с лирическим героем, а жену мою не
стоит путать с женой лирического героя, как это порою делают. В песнях я иногда
иронизирую по этому поводу. А кто не понимает, считает, что это действительно
так.
Жить всегда не смешно. Но что ж нам теперь накрыться простыней и медленно ползти
в сторону кладбища? Дело в том, что есть темы, на которые шутить нельзя, – это
человеческие несчастья. А есть темы, на которые стоит писать, – о том, как не
пропасть.
Мне особо темы искать не надо. Они вокруг нас, так сказать, ходят… В Мерседесах
ездят…
"ПИВО ОСТАЕТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ, БУДЬ ОН ГРЕК, ЧЕРКЕС ИЛИ МИНГРЕЛ! "
Что такое человеческое счастье? Мне кажется, что это – гармония. Гармония внутри
себя. Гармония с жизнью, с семьей, с работой. Гармония – это самое важное.
Радость – семья, друзья, общение с теми, кто приятен. Простое обывательское
счастье, на которое так редко появляется время...
В жизни у меня большая команда. Прежде всего, это трое детей, брат родной,
друзья,
которых немало, – не просто приятели, а именно друзья, хорошие, близкие. И живут
они не только в России, а и в Израиле, и в Америке.
Я всегда к своей персоне относился с большим чувством самоиронии.
Пиво люблю, чтиво хорошее – в основном эссеистику. Люблю послушать музыку – "Битлз",
"Роулинг стоунз", "Двери". Брат, ставший к старости бетховеноманом, "посадил"
меня на Бетховена... Друзей своих люблю – их у меня много. Еще люблю делать
людям красиво. Чтобы песня звучала красиво, чтобы стол был красиво накрыт, чтобы
женщины были красивые...
Есть ли у меня кумиры на которых равняюсь? Да, есть: Галич, Булат Окуджава.
Галич, на мой взгляд, один из самых трагических поэтов, у которого если смех, то
сквозь слезы. Я такой юмор и люблю.
По России я люблю ездить не меньше, чем по тем же США: съездить на Камчатку -
удовольствие даже большее, чем поехать куда-нибудь за рубеж. Это потрясающе! Я
вообще любознательный, даже любопытный, мне хочется всюду сунуть свой нос,
посмотреть, как люди живут, чем дышат...
Я очень не люблю читать о себе что-либо вообще, то есть даже не критические,
"ругательные" статьи, но даже хвалебные: мне всегда как-то неудобно, - это,
наверное, какой-то комплекс... Поэтому для меня очень важно, чтобы меня не
сбивали с
моего собственного пути...
Я всегда благодарен за внимание: не понимаю, как можно от кого-то отмахиваться,
говорить, что тебя достали... Кто достал — те, для кого пишешь? Ну, интересно им,
женат ли ты, сколько лет детям — что тут плохого? Заколебали поклонники — смени
сферу деятельности. Доктор, которого раздражают пациенты, уж точно не должен
лечить.
"ДЛЯ МЕНТОВ В МОСКВЕ Я ТОЖЕ БУСУРМАНИН, НО Я Ж НЕ ПУТАЮ ОТЕЧЕСТВО С МЕНТАМИ… "
Я патриот, но в истинном значении этого слова. Патриотизм – это хорошо, но не
ура-патриотизм. Должен быть патриотизм плюс здравый смысл. Я люблю свою страну.
И несмотря ни на что, никуда отсюда не уеду, если не выгонят, конечно.
Не надо думать о том, безнадежны ли труды – надо трудиться, честно и спокойно.
Спасет ли мир красота? Может и спасет, ты выполняй утилитарную задачу. Подними
людям настроение – а вдруг они еще и над чем-то задумаются...
Надо разделять государство, как аппарат, и отечество, как родину, где ты родился,
и твои родные, предки и так далее... Родина есть родина, а государство есть
государство. Вот эти вещи я для себя не путаю.
"ВСЕ БУДЕТ ОБАЛДЕННО…"
Злобы, озлобленности, ксенофобию не терплю. Агрессивность очень не люблю. И
напротив - люблю доброту, ум. Вот глупость - не то что не терплю, я ее как бы
прощаю, это уже куда деваться, если человек глупый.
Выкладываться, работать я буду безотносительно к тому, сколько человек в зале.
Я надеюсь... Я все-таки надеюсь... Есть такой очень сильный инстинкт, инстинкт
самосохранения. Мне кажется он возобладает у людей. Потому что то, что сейчас
делается в мире, каким бы записным оптимистом ты не был, очень сильно
настораживает.
На самом деле мне кажется, (может, это толстовство некое, но это то, что мне и
папа с мамой говорили) что надо быть приличным человеком и стараться воспитывать
детей. Это все, что мы с вами пока можем сделать.
Мое дело – "врачебное": смягчать отношение людей к происходящему, чтобы их
психика не страдала. Если коротко говорить, я стараюсь своему слушателю привить
небольшую долю оптимизма. В принципе я профессию не поменял: занимаюсь
своеобразной психотерапией.
ДОСЬЕ:
Тимур Султанович Шаов. Родился в 1964 году в Черкесске. Закончил Ставропольский
медицинский институт. 12 лет работал сельским врачом в станице Зеленчукской
Карачаево-Черкесской республики.
С 1999 года занимается авторской песней профессионально.
Живет в Москве. Член Союза литераторов России. Женат, трое детей.
По песням и интервью c Тимуром Шаовым путешествовала Ольга Дерико
http://fond-adygi.ru/page/timur-shaov-pesni-o-sebe |