|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Виктор Третьяков: Бог. Россия. Любовь
На фоне зрительского бума вокруг «Машины времени» и праздника пива выступление в
Доме офицеров московского барда Виктора Третьякова выглядело очень скромно.
Но только с внешней стороны: он обошелся без зазывал на улице и обещаний «супершоу».
Тем не менее его концерт, стоящий несколько особняком от магистральной линии
Дней города, стал, благодаря художественным достоинствам, заметным событием
культурной жизни.
Красноречивыми свидетельствами популярности Виктора Третьякова и народной любви
к жанру авторской песни стал полный зал слушателей, цветы и нескончаемая очередь
за автографами.
Надо отдать должное организаторам: заботами управления культуры и спонсоров
посещение концерта было бесплатным для зрителей. Это приятное обстоятельство в
сочетании с незаурядной творческой личностью В. Третьякова превратило концерт в
праздник, который он сам назвал: «Бог, Россия, Любовь». Эти три слова, три
понятия, по словам барда, «еще чего-то стоят в сегодняшнем словоблудии,
обесценивающем жизнь», и именно они определяют главные темы творчества Виктора
Третьякова.
Его появление на свет в 1961 году совпало со временем, когда бардовская или
авторская песня приобрела в нашей культуре наибольший размах. Словом, Виктор не
мог не родиться бардом, творческой сущностью которого является единство трех
ипостасей: композитора, поэта и исполнителя. Его духовное становление
происходило в неразрывной связи с жизнью этого жанра, названного драматургом
Александром Володиным «фольклором городской интеллигенции».
В застойные времена, когда бардам приходилось изъясняться на эзоповом языке,
авторской песне была больше, чем сейчас, присуща открытая публицистичность,
социальная направленность.
В 60-70 годы барды пели о том, что могли обсуждать только на кухне, и то
вполголоса: о политической свободе в тоталитарном обществе, о правах «маленького
человека» и о романтике дальних дорог как об убежище от духовной несвободы. Эта
эпоха застоя, когда бард был нервом общества, его совестью, дал нашей культуре
плеяду выдающихся представителей этого жанра: Александра Галича, Владимира
Высоцкого, Булата Окуджаву, Сергея Никитина, Юрия Визбора, Александра
Городницкого, Юлия Кима.
Под влиянием их творчества развивался и креп поэтический дар Виктора Третьякова,
который считает своими духовными наставниками Владимира Высоцкого и Игоря
Талькова. Поэтому первая пластинка «Колокола», выпущенная в свет фирмой «Мелодия»
в 90-м году, содержала песни преимущественно социальной направленности. Среди
них была и песня «Разговор с афганцем», с которой Виктор Третьяков дебютировал
на телевидении в программе «Взгляд».
Хотя сам он в Афганистане не воевал, песни сложились очень личностные, честные и
достойные с художественной точки зрения. Это выступление принесло тогда молодому
барду всесоюзную известность. Приглашения выступить последовали одно за другим.
В 90-91-х годах он принимал участие в «Песне года», где и «пересекся» с И.
Тальковым, неоднократно выступал в телепередачах «…До 16 и старше», «Споемте,
друзья», «Служу Советскому Союзу» и многих других программах. Выступление во «Взгляде»
предопределило его дальнейшую творческую судьбу.
По специальности «технолог по холодной обработке металла», выпускник Рижского
электромеханического техникума, Виктор выбрал поприще артиста и уже 12 лет
профессионально занимается концертной деятельностью.
Девять лет назад он был вынужден переехать на постоянное жительство из Риги в
Москву, по его словам, не по политическим мотивам, а потому, что он пишет песни
для тех людей, для которых русский язык родной. Но в его биографии, как и у
многих тысяч представителей русскоязычного населения Латвии, политические «оттенки»
все же имеют место.
В 90-е, как рассказал Виктор, он был сторонником независимости, которую латыши в
агитационном порыве трактовали как свободу от «совковости». Когда последняя
баррикада была разобрана, русские «братья» по борьбе оказались в Латвии лишними.
Может быть, в какой-то из подобных моментов у него и родилась строка: «…когда не
хочется жить, подставит песня плечо».
Несмотря на относительно молодой для барда возраст и облик благополучного
человека, лирический герой В. Третьякова — это много повидавший на своем веку
человек, испытавший и горечь сиротства, и смерть друзей, радость любви, с
которой у него начинаются и жизнь, и Бог, и даже смерть. Его герой, познавший
муки творчества — «…Бог диктует, — я пишу, правда, пальцы все в крови», тяготы
жизни, сохраняет душу чистой, светлой и живой.
Как глубина его стихов кажется несоразмерной возрасту, так его почти
мальчишеская внешняя хрупкость контрастирует с низким сильным «мужицким» голосом.
Виктор органично перевоплощается в шуточных песнях-пародиях, суровых балладах,
лирических откровениях.
В комплексе с другими свойствами его одаренной натуры это помогло ему не только
остаться «на плаву» в эстраде, выдержать испытание временем, но и встать в один
ряд с такими мэтрами авторской песни, как Розенбаум, Егоров, Мищуки, Митяев…
Действительно, надо иметь недюжинный талант, чтобы человеку с одной лишь гитарой
на протяжении более чем полуторачасовой программы сольного концерта удерживать
внимание публики и быть ей интересным. Поэтому один из первых вопросов, который
я задала Виктору после концерта, касался признания:
— Виктор, у Вас есть почетные звания, титулы?
— Нет, я принципиально не участвую ни в каких конкурсах и поэтому не имею
никаких званий. Считаю, что в искусстве соревноваться не стоит. Во-первых, «а
судьи кто?». Во-вторых, искусство призвано, чтобы дарить людям радость, а не
состязаться с кем-то. Кто хуже, кто лучше — выбирает зритель.
— Какую музыку Вы любите слушать?
— Может быть, это вызовет удивление, но я почти не слушаю музыку специально,
разве что во время поездок, когда я включаю в машине радио. Из бардов я люблю
слушать Высоцкого, Розенбаума, Митяева.
— Чем Вы «подпитываетесь», что служит восстановлению Ваших сил после концертов:
походы, книги или что-то другое?
— Что вы, ни в каких походах, фестивалях и других сборищах я не участвую! В этом
году я впервые посетил «Грушинский фестиваль» под Самарой. Энергетически я «подпитываюсь»
от зрителя, от его отдачи. Закончив концерт, я даже больше получаю, чем отдаю,
хотя отдаю все. Самое приятное для меня время — это несколько часов после
концерта, просто состояние полета. А духовно я восстанавливаюсь, скорее всего,
размышлениями, обращениями к Богу. Читаю я, по моим представлениям мало и только
философскую литературу. Кто-то из великих сказал, что до 28 лет человек должен
читать, а после этого возраста — писать. У меня так и получилось.
— Виктор, в одной из прозвучавших в концерте песен меня задели слова «Да нам
любую веру дай, будут в ней святые». Мне показалось, что у вас есть какая-то «злинка»
на советскую систему. У Вас были какие-то конфликты с нею?
— У меня был лишь внутренний конфликт с Советской властью, и, говоря вашими
словами, никакой «злинки» на то время нет и быть не могло, поскольку то было
время моей молодости. А молодость, как известно, всегда хороша, независимо от
государства и даже обстоятельств, где она проходит. В процитированных вами
словах я имел в виду людей, которых стадно ведут к «новой вере», к «хорошему»
президенту, «хорошим» социальным программам.
На самом же деле и в советские, и в досоветские времена всегда были святые.
Другое дело, что в юности, когда я начинал с социальных песен, у меня по этому
поводу болела душа. Теперь мне кажется борьба со строем делом бесперспективным и
больше интересуют мои отношения с Богом, окружающими людьми, словом,
общечеловеческие ценности. Это я обозначил в названии концерта «Бог, Россия,
Любовь». Мир постоянно изменяется, а вместе с ним и взгляды на жизнь.
— Виктор, как живется авторской песне в столице?
— По-моему, в последнее время авторской песне живется все лучше и лучше. Опять
появилась тяга к ней людей, потому что последнее время было заполнено «пеной».
Люди устали от «ничего» и потянулись к слову. Я это ощущаю на концертах
повсеместно. В Москве тем более авторской песне живется хорошо. Стали
открываться специализированные бард-кафе, где приятная неформальная обстановка
создает доверительную атмосферу между исполнителем и слушателями. Самые
знаменитые среди них — «Гнездо глухаря», «Беседка», «Ривьера», «Музей
Маяковского». Там каждый день выступают барды, и запросы москвичей в этом жанре
удовлетворены наиболее полно. Раньше об этом не приходилось и мечтать. В
Челябинске Митяев открыл свое детище «Светлое прошлое»… Думаю, что какой-то
определенный контингент слушателей, которым авторская музыка интересна и нужна,
существовал всегда.
— Виктор, какой отдых Вы предпочитаете, тихую прогулку, спорт или любите
раствориться где-то в толпе?
— По жизни я одиночка. Я люблю уединиться, побыть одному, хорошо бы и на море
съездить. Но, если честно, мне бы поработать побольше. В октябре начнутся
гастроли: Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, будет много сольных концертов.
— Виктор, Вы говорили, что, возможно, осенью еще раз приедете в Псков…
— Сегодня я в Пскове благодаря помощи моих друзей, которым удалось заручиться
поддержкой спонсоров. Поэтому обещаю, сколько раз пригласите, столько и приеду.
Поэтому пусть в нашем разговоре что-то останется на перспективу, недосказанным.
|