|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Тимур Шаов: И грустное пишется в хорошем
настроении
У него — свои песни о главном Тимур Шаов выражает свою любовь к людям,
посмеиваясь над ними. В нашем мире эта дерзость дорогого стоит. Как и ярко
выраженная социальность многих его песен. В наш город въехал странный хиппи на
хромом ишаке. Носили вербу, в небе — ни облачка. Он говорил нам о любви на
арамейском языке, А все решили: косит под дурачка. Ему сказали: «Братан, твои
идеи смешны, И для любви у нас программа своя: Идет перформанс под названьем
«Возрожденье страны», Часть вторая — «Патетическая». В «сказки нашего времени»
Тимур вжился давно и глубоко, даже притягивать их научился: на обложке диска «От
Бодлера до борделя» (1997 год!) к женским ножкам в черных колготках пришпандорен
бюстик римского деятеля, лицом удивительно схожего с ныне действующим
президентом.
Будет, будет гармоничным Мир честной, квасной, античный,
Главный бог у нас отличный, Так помолимся ему!
Нас ведет его харизма
В светлый мир феодализма…
— Залы вы собираете немаленькие, но услышать ваши песни по радио за пределами
столиц непросто. А в телевизоре вас видишь раз в год.
— Я с первых шагов сознавал, что так и будет. Мне сказал один человек с
телевидения: «Мы сами твои песни часто слушаем, но ты же понимаешь, что на нашем
канале тебя никогда не покажут?».
Понимаю. Я не динамичен, показать шестиминутную песню «Сказки нового времени» —
самоубийство, ни один продюсер на такое не пойдет. Иногда встречаются в песнях
очень странные слова… (Я тут говорю не о слове «жопа», а о слове
«экзистенциализм».)
На ТВ у нас теперь практикуется усреднение с постепенным съезжанием вниз. Всегда
был телеманом, а сейчас замечаю, что телевизор смотреть уже невозможно стало.
Слава богу, остались хоть какие-то нормальные радиостанции — «Русские песни»,
например.
— А насколько современный теле- и радиоформат отвечает потребностям населения?
Мне порою кажется, что есть негласный заговор против всего, что выходит за рамки
«генеральной линии партии» в лице шансона и попсы.
— Самое страшное, что если постоянно долбить в одну точку, у людей складывается
впечатление, что именно это нормально. Если бы двадцать лет назад люди услышали
ту графоманию, что сейчас несется по частотам, многие сказали бы: «Ребята, вы
опупели?!».
А сейчас все это проскакивает: ну, поют и поют. Я не устаю повторять фразу,
которую Алена Свиридова, кажется, сказала: «У нас не спрос рождает предложение,
а предложение начинает рождать спрос». Детишки подрастают, слушают весь этот
ужас, и у них появляется стереотип, что именно это — нормально. Поставь сейчас
подростку Бетховена или «Битлз», он скажет: «Что за ерунда такая?». А если
Бетховена поставить на молодежной радиостанции или по MTV, то подросток все
равно скажет, что это ерунда, но уже не будет падать в обморок при звуках
классической музыки, а там, глядишь, и полюбит.
— Ваша песня «По классике тоскуя» не утратила актуальности. А если сравнить
ситуацию с советским временем, когда везде до оскомины пропагандировали
классику?..
— Конечно, это тоже было однобоко и вызывало раздражение: ну вот, опять симфонию
завели… Но тем не менее в советское время существовало слово «профессионализм».
Мы всей группой недавно смотрели телевизор, и там показывали концерт «Песня
года» — семьдесят мохнатого года. И мы, люди, далекие от эстрадной песни,
отметили, что все очень профессионально: и мелодии, и тексты песен, и уровень
музыкантов. Вот как найти золотую середину между советским «симфоническим»
прошлым и сегодняшним ужасом?!
Мне кажется, на Западе это сделали. Там, куда ни приедешь, даже в самом
маленьком городке всегда есть симфонический оркестр, всегда проходят концерты
классической музыки и залы на них полны. Объяснимо, что в «Метрополитен» попасть
невозможно, но и где-нибудь в Омахе масса оркестров, и люди ходят их слушать.
Как нам здесь этого добиться — не знаю. Меня греет, что на телевидении хотя бы
«Культура» и кабельный канал «Ностальгия» показывают хороший рок-н-ролл 60-х и
70-х годов и классическую музыку. А «Ностальгия» еще программу «Время» и
программу «Взгляд» — это такой кайф!
— А из коллег кого слушаете?
— Я больше года вел передачу на «Маяке», услышал много новых авторов, но еще
больше открывал для себя тех, кого уже знал. И сейчас, если я начну уже для себя
слушать людей, относящихся к авторской песне, это будут все те же Михаил
Кочетков, Григорий Данской, Марк Фрейдкин. Плюс Никитин, Луферов, еще какие-то
имена.
А последнее, от чего я поймал огромный кайф, — альбом Бориса Гребенщикова
«Беспечный русский бродяга». До него я думал, что БГ уже перестал быть
интересен. Оказалось — ничего подобного.
— Вы — один из героев моей книги «Произвольная космонавтика» о «гениях
промежуточного жанра», чье творчество тяжело привязать как к авторской песне,
так и к року. Сгладилось ли противостояние по секторам публики между «рокерами»
и «бардами»?
— Есть большое количество людей, которые слушают и то и другое. Ну а с теми, кто
сам, по себе «узкоформатен», разумеется, ничего не случится: их публика и через
десять, и через двадцать лет будет слушать то же самое и ничего больше.
— Кстати, что думаете по поводу разделения Грушинского фестиваля?
— Надо бы, конечно, самому съездить и посмотреть, тем более что я получил
предложение и от одной, и от другой стороны. Новые хозяева фестивальной поляны
собираются действовать под лозунгом возрождения авторской песни, обещают, что
все будет лучше организовано. Слушатели будут знать наконец: кто, где и когда
выступает. Но зато не будет других жанров, не будет, например, рокеров.
А многолетний председатель оргкомитета «Груши» Борис Кейльман параллельно
затевает в то же самое время свой фестиваль в десяти километрах от Грушинской
поляны. Мне жаль, что по семейным обстоятельствам я не смогу поехать. Но мой
продюсер Евгений Вдовин обязательно поедет и потом мне расскажет. Он как раз
запускает сейчас новый журнал об авторской песне под названием «Человек с
гитарой» и придумал хорошее название для материала о разделении фестиваля на две
части: «Груша» раздора».
— Говорят, что блюз — это когда хорошему человеку плохо, а попса — это когда
плохому человеку хорошо. Про рок или авторскую песню ничего похожего не слышали?
— Наверное, нормальные песни получаются, когда хорошему человеку хорошо. Мне
обязательно нужно хорошее настроение, даже если я пишу что-то грустное «об
упадке нравов». И у других авторов сразу видно, когда хорошему человеку хорошо.
Смотришь на Маккартни — и жить хочется, он излучает кайф. Так что, по-моему,
очень правильное получилось определение.
Беседовал Анатолий Обыдёнкин
31.05.2007
www.novayagazeta.ru, Новая Газета
http://www.rusblues.ru/?menu_num=1&subm_num=2&cat_num=31&q=/node/27 |