|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Письма островитянина со станции Боковая
Интервью с Григорием Данским.
На концерт Григория Данского в Политехе приезжали из Рязани автор-исполнитель
Ольга Чикина и журналист Анатолий Обыденкин. Мы публикуем беседу Анатолия
Обыденкина с Григорием Данским. Вернее, было две беседы — в феврале этого года в
Рязани, после домашнего концерта в квартире Ольги Чикиной, и 1 октября в
Политехническом — в Москве перед концертом.
А.О.: Как сложилась столь необычная и легкоузнаваемая манера игры на гитаре?
Вроде бы ничего особо сложного, а гитара звучит, как целый оркестр.
Г.Д.: Я считаю, что у многих манера игры узнаваема с первых аккордов. Тут уж
человек либо взял и пошел, либо нет... Он ведь играет своим естеством, потому и
возникает узнаваемость, — точно так же, как мы узнаём человека по голосу, по
фигуре, походке.
А.О.: Теперь эта манера — данность, а я спрашиваю о генезисе. Не сразу же начал
именно так играть?
Г.Д.: Первую свою гитару — это была гитара моего деда, черная, красивая, — я
разбил при первой попытке что-то на ней изобразить. Мне было шесть лет, я взял
гитару в руки едва ли не первый раз в жизни. Дело было у деда в саду, я сидел на
каком-то полене, свалился с него — гитара вдребезги. Это было началом
музыкального образования. Школьником записался в кружок домры при ансамбле
народных инструментов, попал в компанию, где познакомился с
музыкантом-мультиинструменталистом и с его помощью стал потихоньку осваивать
гитару. И потом было несколько конкретных людей, интересных музыкантов, с
которыми общался. В общем-то, я самоучка. Просто смотрел, как играют другие,
пытался делать что-то подобное. Получается вроде бы то же самое, но в то же
время так, как можешь и хочешь делать именно ты.
А.О.: В Питере существует целая школа, если можно так сказать, людей, играющих в
манере Наумова, — это Дегтярев, Комаров, Поляков, ещё несколько имен. Как ты
смог избежать тотального влияния, оказанного Наумовым на авторов, претендующих
на качественное владение инструментом?
Г.Д.: Наумов одно время был мне очень интересен, но я, возможно, просто поздно
его услышал для того, чтобы он как-то серьёзно влиял на меня. Когда услышал
Наумова, для меня многое уже сложилось и в области гитары, и в области слова.
Если продолжить тему гитары, то в конце 80_х, во время победоносного шествия
рок-революции по стране, в Перми происходило много удивительных событий. С одной
стороны, они имели общие для всей страны моменты, а с другой — носили и сугубо
местный характер. В городе появилось целое поколение молодых ребят, пишущих
песни и играющих рок-н-ролл, — поначалу акустического плана, но ушедших потом в
"электричество". По эстетическому дару самой интересной и самобытной фигурой
того времени был Женя Чичерин, собравший позднее группу "Хмели-Сунели", — ничего
подобного ему я с тех пор не слышал (Женя погиб несколько лет назад). Были
музыканты более старшего поколения — группа "Дом", например. Костяк группы,
гитара и скрипка, — прекрасные инструменталисты. Когда всё происходит в
замкнутом пространстве, в одних и тех же квартирах и залах, то люди учатся друг
у друга: вольно или невольно перенимаешь какие-то приёмы, живёшь вместе со всеми
как бы в едином звуковом пространстве. Ну а если серьезно, то музыкантом являюсь
с большими оговорками — играю, как могу. Это действительно как походка и голос.
А.О.: Расскажи немного о том, что принято называть биографией.
Г.Д.: Я родился в городе Чусовом Пермской области. Город стоит на одноименной
реке. Мои родители приехали с юга России. Дон, Хопер, казачество — мои корни
оттуда. Потом — Пермь. Политехнический институт неоконченный, рок-тусовка,
армия, филологический факультет университета, свободный полёт... В 1998 году
вступил в Союз писателей, не понимая по большому счету, зачем это сделал. Но
факт, что когда имеешь дело с "работниками культуры", государственными
чиновниками, это является подтверждением того, что существуешь как творческая
единица.
А.О.: В Перми есть такое же, как в центре России, традиционное разделение на
"рокеров" и "бардов"?
Г.Д.: Да, конечно. Те, о ком я говорил, — это, в общем-то, моё поколение, а в
90-ые появилось много новых групп, которых я даже не знаю. Что касается
расслоения КСП и рока, есть, безусловно, каэспэшное образование под названием
Городской клуб авторской песни — это одна компания людей. Есть организация
"Авторский дом", их линия — это "Рок-Лайн" и рок-н-ролльные проекты. С другой
стороны, они же проводят фестиваль авторской песни "30 февраля" и стараются
как-то эти разные направления совмещать, увязывать и жёстко не разграничивать. В
городе есть ряд авторов, которые существуют и там и там, — мною их число не
ограничивается. Например, Виктор Вершинин — человек, с которым мы недавно
отыграли вместе два концерта в местном бард-кафе. Он поёт авторские песни с теми
мелодическими ходами и интонациями, которые совершенно не свойственны
бардовскому направлению, — скорее, это акустический рок.
А.О.: Во многих песнях присутствует образ дороги, особенно железной, а последний
альбом и вовсе имеет "железнодорожное" название "На верхней боковой"...
По-прежнему "крепко стоишь на рельсах"?
Г.Д.: Дорога — это совершенно традиционный образ, и в том, что какие-то авторы
"западают" на него, ничего удивительного нет. Одни "западают" на одно, другие —
на другое. Альбом "На верхней боковой" я рассматриваю как третью часть единого
целого, начатого альбомами "Иные широты" и "Коммивояжер". Если бы речь шла о
литературе, это можно было бы назвать лирической трилогией. В
песенно-музыкальном мире такое определение не к месту, но по существу это так. В
"Иных широтах" я уже обозначил некий вектор, где присутствует и "верхняя
боковая"... Это самое неудобное место плацкартного вагона, тем не менее, человек
едет, человек в пути.
Ничего не бойся. Лучшего не жди.
Даже если сгинешь, испаришься, как вода,
все равно останутся июльские дожди,
мокрые вокзалы, голубые поезда.
Ты уже не скорый. И не молодой.
Кто же тебя гонит так по кругу бытия?
Разменять не можешь свой последний золотой?
Все не отпускает тебя молодость твоя?
Выбери Урюпинск. Выбери Париж.
Что тебе Воронеж, Куеда-Караганда!
Сел на электричку и катись, куда хотишь.
Может быть, догонишь голубые поезда.
Ты обычный смертный. А кругом война.
Береги минуту, проживай ее за две.
Если о тебе не вспомнит радиоволна,
Друг напишет о тебе записочку братве.
Главное, не бойся. Ничего не жди.
Даже если сгинешь, не оставив ни следа,
за тебя останутся июльские дожди,
мокрые вокзалы, голубые поезда
Анатолий Обыденкин
журнал "Люди и песни", 2004 г. |