|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Что такое авторская песня и нужно ли с ней
бороться?
Есть темы, которые поднимаются исследователями с редким постоянством - воистину
вечные. Уже без малого 20 лет идут споры о том, что следует называть авторской
песней. Споры жаркие и безрезультатные, ведь речь идет скорее не о живом
искусстве, а о его систематизации. Систематизировать можно по-разному, особенно
если очень хочется.
Итак, где же тут зарыта собака? Инициаторы споров почти всегда сводят суть
проблемы к следующей нехитрой схеме (для удобства пронумерую их тезисы):
1. "Авторская песня" - это такая песня, слова и мелодия которой сочинены одним
человеком, который также является и исполнителем этой песни;
2. Рок-песня полностью подходит под определение "авторская песня", поскольку
большинство рок-песен соответствует определению, заявленному в пункте 1;
3. "Бардовская песня" - всего лишь частный случай "авторской песни".
А теперь внимательно рассмотрим не только суть тезисов, но и причины их
появления, а также постараемся понять цель этих бесконечных битв за авторскую
песню. Начнем с истории вопроса и плавно перейдем к причинам, из-за которых
поднялся весь этот сыр-бор.
С конца 60-х годов авторской песней стали называть "тип песни, который
сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо
противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек
сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и
аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и
музыкальная сторона, и манера исполнения" (Соколова И. А). Иначе говоря,
авторская песня - это бардовская песня (она же самодеятельная, она же
туристская) Так? Так да не так - существуют нюансы. Дело в том, что для тех, кто
занимается такой песней, термин "авторская" исконен - так называли свои песни
родоначальники жанра (Высоцкий, Якушева, Визбор и другие). Термин
"самодеятельная" спустили в массы партийные чиновники, стремясь показать (в
первую очередь себе), что авторской песней занимаются непрофессиональные поэты и
композиторы, а значит, она проходит по разряду художественной самодеятельности.
Поскольку авторская песня часто звучала у туристских костров, некоторая часть
обывателей стала называть ее "туристской". Кстати, именно отсюда пошло
стереотипное представление о том, что бард - бородатый мужик, который поет про
мокрые кеды и палатки, терзая тремя аккордами плохо настроенную гитару.
Стереотип бредовый с точки зрения любителей авторской песни, но до сих пор
распространенный среди тех, кто с этим направлением мало знаком. Вообще, когда
чего-то не знаешь, удобно пользоваться стереотипами.
Термин "бардовская песня" также пришел извне. Он не умер, подобно иным
привнесенным терминам, как мне кажется, лишь потому, что произвел на свет
короткое, удобное, хотя и лишенное смысла обозначение представителя жанра -
"бард". Действительно, аналогичное производное от словосочетания "авторская
песня" - "автор-исполнитель" (или просто "автор") менее удобно в силу длины и
многозначности. Язык обычно стремится к экономии, к тому же слово "бард" вошло
на правах смыслового корня в такие неологизмы как "бард-лагерь", "бард-афиша",
"бард-марафон" и т. д. В общем, термин "бардовская песня" прижился, но прижился
он как обозначение явления, предназначенное для внешнего пользователя, для
профана, для лоха. Если мне необходимо донести до такого субъекта информацию о
том, что, например, Михаил Кочетков пишет замечательные песни, то я скажу: "Есть
отличный бард Кочетков". Обращаясь к любителю авторской песни, я сообщу ему:
"Есть отличный автор Кочетков" (что, кстати, будет лишено смысла, поскольку то,
что Михаил Кочетков - отличный автор, практически всем любителям авторской песни
давно известно и без меня). Так что в дальнейшем я буду придерживаться
традиционного понимания термина "авторская песня" (сокращенно АП или "жанр"), а
слово "бард" и словосочетание "бардовская песня" придется использовать
постольку, поскольку что-то мне подсказывает, что некоторые читатели данной
статьи к знатокам этого направления не относятся.
Споры вокруг термина стали возникать в конце 80-х, когда из неофициального
подполья вышел рок. А желание присвоить его появилось в 90-е. Мысль о том, что
авторская песня - это всего лишь песня, текст и мелодия которой написаны одним и
тем же человеком, который вдобавок еще сам все это и спел, и сейчас
высказывается часто. Причем следствием этого утверждения непременно становится
вывод, что и рок-авторы принадлежат авторской песне. Нечто подобное говорили
Виктор Цой (судя по книге Житинского "Путешествия рок-дилетанта"), Артемий наш
Троицкий и даже Андрей Макаревич. С последним вообще вышла смешная штука: когда
в середине 80-х Андрей Вадимович пытался со своими сольными песнями расположить
к себе слушателей АП, то он ничего подобного не утверждал и претензий к термину
не имел, но попытка не увенчалась особым успехом - и Макаревич вдруг резко
перестал понимать значение термина "авторская песня". Правильно: если гора не
пришла к Магомету, то Магомету удобнее всего заявить, что он сам и есть гора.
Словосочетание "авторская песня" - отличный бренд, которым грех не
воспользоваться. Внутри рок-движения сейчас нет ни единства, ни адекватной
преемственности: в эфире звучат по большей части рок-старики: Макаревич,
Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Бутусов, Цой, Григорян, Шахрин. Спроси обывателя,
что такое рок - и он назовет, скорее всего, именно эти имена (вариации, конечно,
будут, но незначительные). Между тем, появилось минимум две рок-генерации,
которые выступают по клубам и квартирникам, но "большого эфира", плотно занятого
стариками, лишены. Некоторым представителям новой, да и не очень новой рок-волны
необходимо выбраться из тени, отбрасываемой обывательским представлением о роке
- только тогда их заметят массы. Идеологи именно этой группы пытаются
пересмотреть значение термина "авторская песня" и присвоить его себе. Почему они
не осознают того, что в массовом сознании этот термин уже имеет "хозяина"?
Скорее всего, потому что просто плохо знают историю АП, не понимают масштабов
явления и не представляют его укорененности в массовое сознание, не говоря уж об
аудитории АП.
К чему апеллируют идеологи племени младого, незнакомого, предлагая бардам слегка
подвинуться? К сходству формального метода: раз мы сами сочиняем тексты, музыку
и сами исполняем - значит, мы самая что ни наесть авторская песня! Попытаемся
понять, в чем они неправы.
Дело в том, что одним формальным методом (соединением в одном лице поэта,
композитора и исполнителя) суть авторской песни далеко не исчерпывается.
Перечитайте еще раз приведенное выше определение Соколовой. Обратите внимание на
время возникновения явления (50-е годы), среду возникновения ("оттепельная"
интеллигенция; именно эта социальная прослойка сформировала доминантные
эстетические и идеологические особенности АП), а также на то, что именно текст
является основой песни. Не верите Соколовой? Давайте обратимся к авторитету
Владимира Высоцкого, который не пытался дать четкого определения АП, однако
исчерпывающе объяснил, что он понимает под авторской песней. Мнение Высоцкого
для нас ценно еще и потому, что как раз его песни, в отличие от творчества
других бардов, принимаются многими представителями рок-движения; кое-кто даже
утверждает, что Владимир Семенович - первый наш рокер, и небезосновательно.
Итак, слово Высоцкому:
"Я занимаюсь авторской песней - сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю".
"Самое главное в авторской песне - текст, информация, поэзия. Это вообще не
песня - это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую
основу, гитарную или аккордеонную - это неважно, это только для того, чтобы
усилить воздействие на слушателей, а больше ничего".
"И все-таки, как ни ослаб интерес к авторской песне, но продолжает работать
Булат, который уже больше двадцати лет работает с авторской песней. С большим
уважением отношусь к Юлику Киму. Юра Кукин, который сначала занимался этим так,
левой ногой, потом увидел, что к этим песням есть большой интерес, и даже стал с
ними выступать. И Визбор, я слышал, возобновил свои выступления, понемножечку
стал работать. Я отношусь к нему с симпатией... И песни Анчарова всплывают вдруг
в каком-то другом исполнении - значит, это все не забывается, это дело живучее".
Что общего у новых претендентов на название "авторская песня" с тем явлением, о
котором говорил Высоцкий? Только метод. Навряд ли они согласятся числить в своих
предшественниках Окуджаву, Анчарова, Кукина, Кима, Визбора и других, навряд ли
согласятся с тем, что в песне главное - текст, а все остальное ему подчинено. А
раз так, то стоит ли претендовать на принадлежность к АП только на основании
сходства методов?
Интересно и то, что для АП и метод оказывается не главным. Часто сталкиваешься с
недоумением по поводу того, что на принадлежность к АП претендуют композиторы.
Действительно, эта ситуация не укладывается в то главное, что знает об АП
обыватель: автор мелодии, текста и исполнения должен быть один. Между тем,
композиторы, работающие в АП, действуют в соответствии с принципами АП:
первостепенное внимание уделяется тексту стихотворения, задача музыки -
подчеркнуть текст, усилить его звучание, ни в коем случае не допустить
диссонанса (еще раз посмотрите приведенное выше мнение Высоцкого о соотношении
стиха и музыки в АП). Только задача композитора сводится к музыкальному
прочтению не своих текстов, а чужих стихов. И так же, как автор, композитор
должен привносить в исполнение личностное начало, находя в чужом стихотворении
нечто свое. Выбор стихотворения для барда-композитора не может быть случайным,
это отдельная и очень важная составляющая его творчества. Если все условия
выполнены, то автор-композитор становится частью АП. Такой же частью
становится... вообще не автор, а исполнитель, чьи творческие поиски ведутся в
пространстве АП. Таким образом, если на одну чашу весов положить метод, а на
другую - остальные составляющие АП, то вторая чаша перевесит, в чем крайне
сложно почему-то убедить людей, пытающихся переосмыслить понятие "авторская
песня". Видимо, они в этом не заинтересованы.
"Ну и замечательно, - возразят мне. - Все, о чем вы говорите, было актуально 30
лет назад. Сейчас же, в современном контексте, многое изменилось - и признаки
авторской песни в том числе. Не будете же вы утверждать, что ныне авторская
песня та же, что и 50 лет назад?". Опять-таки, такой вопрос может задать только
тот, кто незнаком с предметом разговора. Конечно, АП в некоторых своих
проявлениях изменилась, но, во-первых, она с самого начала была очень разная
(миф о трех аккордах - удел профанов); во-вторых, изменения в АП вовсе не
коснулись ее принципов. Все, кого эти принципы не привлекают, так или иначе не
ассоциируют себя с АП. Мне кажется, что опять-таки здесь проявляется
неинформированность рок-тусовки о том, что делается в АП: извне кажется, что
барды - это кучка вымирающих стариканов и примерно такой же по возрасту публики,
которые уже не способны удержать бренд "авторская песня" - так что осталось
только спокойно взять его из заскорузлых, остывающих бардовских ручек. В
действительности слухи о смерти АП сильно преувеличены. Пациент скорее жив, чем
мертв. Но чтобы это видеть, нужно быть "в теме".
И, пожалуй, последнее.
Кроме всех технических вещей, о которых здесь говорилось ранее, есть еще один
важный момент. Понятие "авторская песня" неразрывно связано с историей русской
культуры, с социальными и историческими особенностями второй половины ХХ века.
Это данность, которую невозможно изменить, извините за пафос и проскакивающий
высокий штиль. То есть сформировался вполне определенный культурный контекст
употребления этого термина, который вовсе не может быть отменен пресловутым
"современным контекстом", поскольку первый относится к, хотелось бы верить,
вечному, а второй - к сиюминутному. Собственно, ни от реформистов термина
"авторская песня", ни от апологетов его первоначального значения ничего уже не
зависит: отцы-основатели АП первые застолбили термин, да еще сумели укрепить его
в сознании людей своими творческими достижениями, так что остальным придется с
этим смириться и выбирать для себя что-нибудь иное. Даже если очень не хочется.
Все, что мы сейчас можем, - это либо проявить уважение к культуре, к тому, что
было сделано другими, либо его не проявлять. Меня коробит, когда представители
рок-движения отрицают АП только потому, что они ее не знают; точно так же мне
неприятно, когда представители АП поступают аналогично по отношению к
рок-культуре. Никто не заставляет нас любить иные течения, но знать их и уважать
- просто как часть культуры - с моей точки зрения, необходимо.
Автор: Дмитрий Коломенский
http://www.nneformat.ru/texts/?id=3939 |