|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Акустический адреналин Юлии Теуниковой
Творчество Юлии Теуниковой еще во второй половине 90-х привлекло к себе внимание
ценителей русского рока. Нервный, пульсирующий ритм, гипнотизирующий слушателя,
был и остаётся визитной карточкой московской певицы. Трудно определить
конкретный жанр, в котором работает Теуникова: это широкий спектр направлений от
блюза до джаза, приправленный этнической музыкой.
Песни Юлии с удовольствием слушают по всей стране, от Колымы до Кубани, но мало
кто рискует исполнять их в дружеском кругу, где-нибудь у костра. Кроме
высокопрофессиональной техники игры, песни Теуниковой отличает нечто
трудноуловимое, что заставляет пальцы путаться на грифе и уводит голос в
сторону. Певица создала свой собственный, неповторимый стиль, свой музыкальный
мир, в котором может уверенно ориентироваться лишь она одна.
Не представляется возможным проследить какие-то взаимосвязи творчества
Теуниковой с тем, что сама Юлия ценит в музыке. Перечень её любимых исполнителей
звучит парадоксально: ни одной похожей интонации за именами не стоит. К примеру,
Пётр Мамонов. Ничего общего! Если для патриарха пост-панка на первом месте -
текст и сценическая харизма, то Теуникова, прежде всего - композитор. Какую
линию она продолжает? Происхождение этой неподражаемой ритмической пульсации,
суфийского вращения вокруг отдельных нот остаётся загадкой. То, что певица
определяет как "сэмплированный блюз", может звучать как фанк, джаз, рок - одним
словом, как Теуникова. Этот стиль проще всего определить, указывая автора.
Тексты песен тематически столь же разнообразны, как их музыкальные решения.
Можно условно выделить два переплетающихся направления. Песни о жизни в разных
ее проявлениях - и творчество духовного, исповедального характера. Перу Юлии
Теуниковой принадлежит лучшая песня о Христе в русском роке - "Не Отврати". Сама
певица называет её лишь песней об ожидании Христа, но если не вникать в
теологические тонкости - да и не о них здесь речь - это религиозный гимн,
который никого не оставляет равнодушным. В том числе безбожников. Синтез мелодии
и текста настолько гармоничен, что "Не Отврати" звучит как будто изнутри, из
сердца. Пожалуй, никто из знаменитых рокеров 80-х не создал ничего подобного.
На другом полюсе находится "Будильник" - нервная песня о трагедии бесцельно
прожитой жизни, с грубой лексикой и виртуозной мелодикой, напоминающая один из
каприсов Паганини. В каком-то интервью певица назвала "Будильник"... пародией на
бардовскую песню. Может, это и пародия "на входе", для творца, но "на выходе"
же, для слушателя, песня звучит как откровение. Музыкальный ряд безупречен.
Основная идея, звучащая в тексте - честность перед собой. Теуникова почему-то
недолюбливает эту композицию, что вызывает опасения, как бы "Будильник" не попал
в "архив", разделив судьбу романса "Полюби Меня За Праздным Разговором" и других
прекрасных песен, более не исполняемых.
Непредсказуемая Юлия Теуникова может сравниваться лишь сама с собой. Если
условно выделить какую-то константу, попытаться отыскать центр циклона, можно
назвать "Чёрные Дуги" - загадочную балладу об обрывках бесед в ночном городе,
стянутую неповторимым циклическим ритмом. Но только условно. Чем конкретно
Теуникова будет заниматься завтра, не знает никто - в том числе она сама.
Теуникова оставляет след. Заметный, "читаемый" след в музыкальной культуре. У
неё уже появились подражатели и продолжатели. Единственным "недостатком" певицы
можно считать лишь то, что она жива (простите за черный юмор). Погибни Юлия,
подобно Вене Дркину или Евгению Чичерину, резонанс был бы огромен... А так -
живёт себе человек. Пишет песни. Выступает с профессиональной группой
CO_МПОЗИТОРЫ (Пётр Акимов - виолончель; Екатерина Нестерова - саксофон;
Александр Сорокин - перкуссия), иногда выпускает CD. Иногда появляется в теле- и
радиоэфирах. Как будто ничего особенного. Как говорил герой фильма "Гарпастум" о
знакомом поэте: "Какой-то там Блок..."
Трудно писать о творчестве Юлии Александровны. Эти песни действительно нужно
слушать.
Автор: Валерий Кудра
http://www.nneformat.ru/texts/?id=4307 |