Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Роман Филиппов: Текст – отправная точка в авторской песне

Автор: Вероника Шелякина

Роман Филиппов является одним из ярких молодых представителей «новой волны» современной авторской песни, лауреатом Грушинского фестиваля и многих других («Второй канал», «Топос», «Зимородок», «Петербургский аккорд»). Сегодня он живет в городе Раменское Московской области. Как соло-гитарист участвует в различных музыкальных проектах, работает с такими авторами-исполнителями, как Ксения Полтева, Олег Медведев, Алексей Иващенко, Павел Фахртдинов. Роман проехал с концертами почти всю Россию от Калининграда до Владивостока. Не так давно он выступал в Рязани на квартирнике у Елены Москвиной.

Р.В. – Роман, ты довольно часто выступаешь на квартирниках. В конце 80-х начале 90-х годов они были очень популярны. Являются ли сегодня домашние концерты востребованными в музыкальном мире?

Р.Ф. – Я выступал на различных музыкальных площадках. Но больше всего на свете люблю играть на квартирниках. Такие домашние концерты ни к чему не обязывают, в любой момент можно все остановить и заново переиграть песню, да и у зрителей совершенно иное восприятие музыканта. Теплая дружеская атмосфера дает слушателям возможность пообщаться с исполнителем, задать ему вопросы, услышать новые песни или то, как музыкант читает свои стихи, чего практически не бывает на больших концертах. Поэтому сегодня квартирники по-прежнему популярны и востребованы. Об их проведении можно узнать обычно в социальных сетях в Интернете. Я играл, например, на домашних концертах в Тольятти, у Дмитрия Гороховского в Санкт-Петербурге, на Павелецкой в Москве. Вот уже несколько лет приезжаю в Рязань. Здесь у меня много друзей, которые занимаются организацией моих выступлений. Я был гостем бардовского фестиваля «Бабье лето», проходившего под Рязанью, много раз играл благотворительные концерты для рязанских детей в летних лагерях отдыха.

Р.В. – Я с удовольствием послушала на квартирнике у Елены Москвиной твой концерт. С яркой эмоциональной окраской под аккомпанемент классической гитары твои песни звучат авангардно. А когда ты впервые познакомился с музыкой?

Р.Ф. – Родился я в подмосковном Серпухове. Помню, в 80-х годах, когда я был еще совсем маленьким, у нас на кухне по вечерам собирались гости, пели песни под гитару. С тех пор у меня и появилась любовь к музыке. Я начал осваивать игру на гитаре, разучивал дворовые песни. Но все это было на любительском уровне. Кстати, мой прадед, будучи лесником, играл на трех музыкальных инструментах: гармошке, балалайке и скрипке. Когда я просматривал старые семейные фотографии, то заметил, что внешне мы с ним очень похожи. Однажды, когда мне было 22 года, я пришел в литературное кафе, где проходил бардовский концерт. После того, как я исполнил там две песни, ко мне подошел известный поэт, композитор, бард, сценарист Юлий Ким. Он пожал мне руку и сказал: «Вам, молодой человек, не надо бросать заниматься музыкой». Вот тогда я «загорелся» ею по-настоящему.

Р.В. – А у тебя была за плечами музыкальная школа?

Р.Ф. – Нет, в музыкальной школе я не учился. Хотя, не зная нотной грамоты, игру на гитаре вполне можно освоить.

Р.В. – Но ты играешь на ней очень профессионально…

Р.Ф. – Дело в том, что после встречи с Юлием Кимом я решил поступать в музыкальное училище. У меня был знакомый педагог Николай Николаевич Зябликов, который в течение года со мной занимался. На всю жизнь запомнил его слова, которые он мне всегда повторял: «Рома, если ты сможешь играть на гитаре классическую музыку, то у тебя получится исполнять и все остальное. Классика – это основа». С годами я в этом убеждался все больше и больше. Играл первые в жизни этюды, менуэты… Постигать музыкальную теорию мне помогала моя соседка Катя Ботакова, которая приехала домой в Серпухов на некоторое время. Она была студенткой Государственной классической академии имени Маймонида в Москве. После напряженной подготовки я все-таки поступил в Московское областное базовое музыкальное училище имени А.Н. Скрябина в городе Электросталь на отделение классической гитары. Но диплом о его окончании так и не получил… Меня не допустили до госэкзаменов. Так вышло, что полтора месяца меня не было на занятиях, а «оркестр народных инструментов» я не посещал вообще. К тому времени сильно увлекся авторской песней, впервые съездил на Грушинский фестиваль. Потом побывал еще на десятке бардовских фестивалей, собрал целую стопку дипломов и принес ее педагогу по оркестру, как результат своего пропуска занятий. Но он сказал, что мои успехи в этой области его мало интересуют…

Р.В. – Что для тебя является определяющим в создании авторской песни?

Р.Ф.– Первые тексты песен я написал, когда мне было 16 17 лет. Думаю, очень многие в этом возрасте пишут стихи. У кого-то со временем это увлечение проходит, а для кого-то поэзия остается спутницей жизни. В создании авторской песни для меня текст является отправной точкой. Музыка может быть вообще самой простой, но в этой простоте и есть великая сила. «Думающие песни для думающих людей» – именно так определил в свое время жанр авторской песни Булат Окуджава. Я с этим полностью согласен.

Р.В. – Какие авторы-исполнители тебе близки по духу?

Р.Ф. – Безусловно, это Олег Медведев. Он вышел на сцену в конце 90-х годов и является одним из тех, кто продолжает традиции классиков авторской песни и вносит в нее свежую струю. Я хорошо знаком с его творчеством, неоднократно выступал с ним на концертах в качестве сопровождающего гитариста, работал над альбомом «Поезд на Сурхарбан». Несколько лет назад я ездил в Тулу на всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле». Там произошли знаковые в моей жизни встречи, я познакомился с Виктором Луферовым, который считается легендой авторской песни. К сожалению, он уже ушел из жизни. Еще познакомился с Андреем Козловским – «бардом, который поет блюз», играет рок-н ролл. Его считают родоначальником такого направления, как «бард рок». Вообще авторская песня сейчас развивается, расширяются границы жанра. У каждого автора-исполнителя свой стиль и у каждого есть чему поучиться.

Р.В. – А были у тебя авторские музыкальные альбомы?

Р.Ф. – В 2006 году я собирался ехать на Грушинский фестиваль, а туда надо было привезти диск с собственными песнями. Я взял гитару, пришел в студию и буквально за сутки записал несколько композиций. Так появился альбом «Филиппов комплекс». Потом со временем были записаны еще несколько дисков совместно с другими гитаристами.

Р.В.– И напоследок, прочитай несколько своих поэтических строк.

Р.Ф. – Остановился

и смотрю в твое небо,

Как будто в Божии глаза

голубые

И снова верю

в завершение дела,

Что будут новые дороги

прямые,

И что мы все

переживём эту зиму,

И станут чуточку

светлей наши песни,

И что потерянное счастье

поднимут,

И будут в жизни только

добрые вести…

Беседовала Вероника Шелякина

http://rv.ryazan.ru/news/2012/06/22/14477.html

Бард Топ TopList

Реклама: [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]