|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Галина Богдановская
- Галина, многое связанное с вами можно охарактеризовать одним словом -
неожиданно. Вы долго занимались игрой на скрипке, 5 лет участвовали в
студенческом ансамбле скрипачей и «вдруг» заиграли на гитаре. Когда и почему
возникло желание «изменить» скрипке?
- Какое все же симпатичное слово – неожиданно – но вот как раз присутствие
гитары в моей жизни отнюдь не неожиданность. Я действительно играю на скрипке
сколько себя помню, столько же и пою. Сначало сама и в дуэте с папой, потом во
всевозможных хорах, потом под пиaнино. А на первом курсе института уже и под
гитару. Но скрипке я не изменяла никогда, просто невозможно одновременно играть
на скрипке и одновременно петь или во всяком случае неудобно.
- Родители, очевидно, были не в восторге от вашего увлечения гитарой. Мне
кажется, в России многие мечтали, чтобы их дети стали профессиональными
музыкантами и лауреатами конкурсов. Гитара могла спутать эти планы.
- О моих родителях – это отдельная тема. Я поздний ребенок, особенно для папы и
может быть по-этому особенно любимый. Разница в возрасте моих детей 15 лет, так
что и мне знакомы чувства к поздним детям. Мои папа и мама оба пели. Папа даже
закончил консерваторию, но певцом стать не захотел – стал историком. Меня учили
музыке с пяти лет, но это было не все - еще литература, когда стала старше –
математека. В юности математика была любимейшей наукой. Потом, уже перед
отъездом, я работала преподавателем математики. А возвращаясь к вашему вопросу –
мои родители не навязывали мне идей кем быть. Уже к концу музыкальной уколы я
знала – музыкантом быть не хочу, а хочу быть математиком. Поступить в
Ленинградский Университет было нереально, так что я поступила в ближайший к дому
Институт Киноинженеров.
- Расскажите о ленинградском бардовском клубе «Меридиан».
- Клуб Меридиан – это долгая теплая память. Когда я туда пришла, в клубе правила
Анна Ильинична Яшунская – Аня. Там был свой дух, своя атмосфера. Там собирались
не то что бы ненавистники власти, а люди, которым было тесно и неуютно в жестких
рамках проверенного цензурой и допущенного к прослушиванию, просмотру, прочтению
и т.д. творчества. Эти люди не были активными борцами, хотя многих из моего
братства и в КГБ таскали и похуже. Эти люди создавали что-то свое – песни,
стихи, фотографии, записи – и выносили на суд своих. И меня там приняли в свои.
Я тогда мало знала о самодеятельной песне, да и самих песен не знала. И не
мудрено, не по радио не услышать, ни пластинку не купить. Даже страшно подумать,
что я могла бы не попасть в это царство, и все в жизни сложилось бы по-другому…
Недавно мне позвонил Рома Кац и сказал, что Аня Яшунская умерла. Но в МОЕМ клубе
Меридиан так навсегда и осталась остроязыкая Анна Ильинична и все мы, которых
этот клуб объединил.
- Вы были лауреатом многих российских бардовских фестивалей, в частности,
знаменитом Грушинском. Стать лауреатом Грушинки в 22 года, возможно, было для
Вас неожиданно! Голова не пошла кругом от успеха? Кстати, если помните, что
исполняли?
- Это правда все мои лауреатства были неожиданными. Первый раз на всемосковском
конкурсе исполнителей. Меня включили в Ленинградскую делегацию, мы были
приглашены в качестве гостей. Я неожиданно для себя заняла третье место после
Миши Столяра и Алеши Брунова. Потом почти сразу лауреатства на Ленинграском,
Рижском, Минском фестивалях. Про Минский похвастуюсь, там я еще стала и miss
конкурса. На Грушенском я была лауреатом дважды, и конечно помню, что пела. Но
расскажу только про одну песню. Песня «Пелагея» на слова Норы Яворской, музыка
Велена Поповского. Дело в том, что это песня исполняется акапелла.
Представляете, на горе сто тысяч человек, а я пою песню с длинными паузами, да
еще и без гитары. Ко мне потом подошла одна женщина и сказала: «Вы когда начали
петь, я сразу заплакала. Сначало из-за песни, а потом мне Вас стало так жалко –
поете-то хорошо, но как-то непривычно, а вдруг освистают». Но меня не освистали.
А когда гора осветилась тысячами огоньков - это вместо аплодисментов, потому что
не слышно, я чуть сама не заплакала от счастья. А голова, пожалуй, кружилась, но
не от успехов, а от того, какие потрясающие люди были в этом движении, и какие
потрясающие стихи они пели.
- В 1980 году состоялось ваше первое совместное выступление с А.Бруновым. Дуэтом
пели 6 лет, до отъезда А.Брунова в Москву. Расскажите об этом сотрудничестве и
творческой деятельности в это время.
- Дуэт возник из подпевания друг другу. Алеша бесконечно талантливый
исполнитель, да и песен он знал в сто раз больше, чем я. Для меня в песне самое
важное стихи, а музакальная обработка – это способ лучше донести стихи. Вот мы и
пели на голоса, и акапелла, и скрипку использовали. Мы с Алешей объехали весь
Союз – от Прибалтики до Усть-Илимска.
- Я слышал вас в дуэте с Леной Лебедевой. Как вы звучали! С запозданием
признаюсь - я влюбился в вас обоих. Кажется, никто не может лучше вас исполнить
замечательные песни, безвременно ушедшей от нас, Веры Матвеевой. Хочется
побольше узнать о дуэте с Леной.
- Дуэт с Леной Лебедевой начался у костра на Московском слёте. Потом, когда Миша
Крыжановский предложил мне записать пластинку на «Мелодии», я пригласила и Лену
спеть со мной песни Веры Матвеевой. Мы записали эту пластинку весной 1988. Это
был двойной альбом: первую пластинку сделали из архивных записей Веры Матвеевой,
а вторую записали мы с Леной. К осени все было готово: и записи, и аннотация, и
конверт. И тут пластинку запретили, без всяких объяснений. А потом, через четыре
месяца вдруг разрешили. Я так и не знаю, почему запретили, почему разрешили.
Альбом этот напечатали вначале тиражом в 15 тысяч, а потом перепечатывали
множество раз, и как альбом, и как две разные пластинки. Теперь выпустили CD. А
вторую мою пластинку так и не выпустили на «Мелодии». То были песни на идиш. Уже
в Америке, мы издали CD с этой записи.
- Вам, очевидно, приходилось общаться с великими бардами. Кто произвел на вас
самое большое впечатление?
- Да, мне повезло быть знакомой со многими бардами. В тот же клуб «Меридиан»
частенько приходили и Евгений Клячкин, и Александр Городницкий, и Александр
Дольский, и Валентин Вихорев, и Борис Полоскин, и Александр Розенбаум, в обшем,
весь цвет Ленинградской самодеятельной песни. А после первого моего выступления
на Московской исполнительском слете я познакомилась с Сергеем Никитыным и
Виктором Берковским. Они пришли за сцену и спросили: «Откуда Вы взялись?» и
присудили мне мое первое лауреатство. И со многими другими я была и есть знакома
и дружна. А что касается большего впечатления, не знаю. Я с огромным уважением
отношусь ко всем талантливым людям. Просто творчество некоторых ближе и любимей.
Вот все что пишет Михаил Щербаков – бесценно.
- Продолжая тему неожиданно, позвольте еще один факт - Вы учились в Ленинграде в
Институте киноинженеров. После его окончания работали в другой области -
преподавали математику. Приехав в Америку, стали заниматься в «Институте
здоровья» ( несколько странно звучит перевод - Institute of Health с английского
на русский) и получили Степень Мастера физической терапии. Чем объяснить новый
неожиданный поворот в вашей жизни?
- Да это все правда. А почему новая профессия, потому что я очень люблю учиться
новому.
- Вы, кажется, присутствовали на презентации диска В.Музыкантова в Филадельфии.
В вашем репертуаре есть песни авторов Северной Америки?
- Володя Музыкантов – мой старинный друг. Я очень люблю его песни. Но лучше его
самого их почти никто спеть не может, хотя я пытаюсь.
- На осеннем слете в Америке Вы пели на идиш. Для меня это было неожиданно.
Кстати, Вы хорошо знаете идиш?
- Песни на идиш – мои самые любимые песни. Всегда. Это мое детство. Это я.
Когда-то в России их нельзя было петь со сцены и я пела на маленьких домашних
концертах.
- Как относятся ваши близкие к барду Г.Богдановской? Кстати, дочка и сын хорошо
понимают русский?
- Мои дети хорошо говорят и понимают по-русски. Но, конечно, первый язык –
английский – тут уж ничего не поделаешь. Сыночку перед сном всегда пою
по-русски. И он эти песни знает.
- У меня есть “дежурный» вопрос, который я задаю многим. На самом деле, этот
вопрос от чистого сердца и большого уважения к человеку, с которым ведешь
беседу. Планируете записать диск(и) песен, которые уже сделаны? Если да, примите
от меня заказ. Галина, людям будет интересно иметь диск, который захочется
слушать много раз. Почему-то мне кажется, что ваши диски как раз будут такие.
- У меня есть несколько дисков и планы на новые тоже. А за заказ - спасибо.
Источник: http://www.bogdanovskaya.com/interest.htm
Интервью провел Исаак Естулин (Торонто, Канада)
Декабрь 2004 - Февраль 2005
http://www.ledaunion.com/phorum/read.php?pid=250013 |