|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Ольга Залесская
АВТОРСКАЯ песня — демократичное искусство. Консерваторского или сценического
образования не требует. Возможно, поэтому каждый видный исполнитель оригинален.
Как, например, лауреат множества конкурсов и фестивалей Ольга ЗАЛЕССКАЯ.
— Я не знаю, что такое авторская песня… С самого начала пыталась понять и пришла
к выводу, что у каждого свое представление о ней. Песня, которая интересна мне
сегодня, сочетает в себе хорошие стихи, небанальную музыку — пусть не шедевры
композиторского искусства, но чем-то отличающуюся от стереотипов. Такое
триединство. Хотя в первую очередь важен текст. Существует музыка для ног и
существует музыка для тех, кто хочет слышать. Наверное, для людей, которые
читают — и не лишь бы что; которые думают — и не лишь бы о чем, которые живут —
и не лишь бы как.
— Не раз слышала мнение, что лучшие слова к песне пишутся тогда, когда человек
несчастен, когда у него душа болит. А у вас?
— Душа болит? Иногда душа скучает… А ведь бывает: стихотворение, не самое
лучшее, рождается в тот момент, когда застоявшееся, как болото, отчаяние не
находит выхода, когда оно длительно, абсолютно нескончаемо, и вдруг где-то на
выдохе пишутся строчки, которые пусть никогда не войдут в анналы отечественной
литературы, но принесут облегчение. Такие стихи — как способ психоанализа, и ты,
может быть, никогда никому их не прочтешь.
Хотя очень многие стихи написаны в состоянии какого-то энергетического пика. Это
может быть даже разделенная любовь, но она настолько высока, что человек от
собственного счастья боится быть несчастным.
— Многие исполнители признаются, что музыкой на жизнь зарабатывать очень тяжело…
— Есть категория авторов и исполнителей, которые сделали эту часть своей жизни
единственным источником существования. Есть единицы, которым удалось достичь
профессионального уровня, и они заслуженно любимы. Их приглашают, они живут
концертами, продажей дисков, кассет. А есть люди, которым это не удалось, и они
вынуждены жить от фестиваля к фестивалю.
Это люди, которые проводят свою жизнь в борьбе за место под солнцем. И если ты
не мегазвезда, то ты постоянно должен показывать публике что-то новое. Это
огромная, если не сказать, страшная плата за право жить только музыкой. Ведь не
может человек все время выдавать фонтан идей, и наступает момент опустошения,
когда он либо начинает повторяться, потому что, по законам этой игры,
остановиться он уже не может, либо начинает писать откровенную чепуху, либо
начинает воровать чужие идеи — пусть даже частично, но все равно это вторичный
продукт.
Людей, которые могут писать, не мельчая, очень мало — это дар Божий. Что
касается меня, то я имею профессию (Ольга Залесская — по образованию журналист,
работает в рекламном агентстве. — А.А.), свой кусок хлеба. Могу себе позволить
не писать год.
— Не складывается впечатление, что в последние годы интерес к авторской песне
упал?
— Как раз в последние годы он, пожалуй, вырос. Был очень серьезный спад, но
несколько лет назад появился проект «Песни нашего века». В нем собрались хорошие
исполнители, и они спели классику авторской песни так, что снова пробудили
интерес слушателей, а исполнителям дали надежду.
И людей кольнуло не только в Москве, а и в других городах и странах: «В
концертном зале «Россия» барды поют, а у нас в клубе не могут собраться…
Почему?». Хотя в Беларуси авторская песня переживает очень давний, болезненный и
затяжной спад. Нет ни одного более-менее приличного крупного фестиваля, на
который люди могли бы съехаться и показать себя. А в соседней Украине — более 30
фестивалей авторской песни в год.
— И нет никакой надежды на будущее?
— Надежда есть. Другой вопрос, каким мы хотим видеть это будущее? Чего ждем от
него? Того, что авторская песня станет такой же популярной, как «Фабрика звезд»,
— нет, такого не будет. Того, что авторская песня станет такой же известной во
всем мире, как произведения Чайковского или Шостаковича, — нет. Авторская песня
— вещь на любителя.
И мне бы хотелось, чтобы люди знали, что это такое, чтобы появились большие
фестивали, а не маленькие междусобойчики, когда компания в 10 или пусть 100
человек поехали в лес, и никто об этом не узнал. Хочется, чтобы, как прежде,
люди ездили в гости друг к другу клубами. Но у нас сегодня такой же капитализм,
как и везде: деньги — время — деньги. Как всегда, нужен меценат или спонсор. А
пока никто не вкладывает в это деньги. Ни частники, которых трудно винить, ни
государство, которому, наверное, не до этого.
Автор: Анна АНДРУШЕВИЧ
Источник: http://gazeta.aif.ru/online/belorus/234/bel07_01
http://www.ledaunion.com/phorum/read.php?pid=250013
|