|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Рената ОЛЕВСКАЯ
Рената Олевская – поэт, автор-исполнитель собственных песен. Живет в Калифорнии.
«Обосновавшись в Сан-Диего и полюбив это
место с первого взгляда, Рената нашла свое
призвание в сочинении городской лирики с
''калифорнийским акцентом''. Ее глаз цепко
схватывает неординарные события и черты
нашего быта, а рука не устает все это
записывать».
Борис Гольдштейн
Вы начали писать песни в 14 лет. Что послужило толчком?
Это было лето олимпийского 80-го года. В школах всем родителям настоятельно
рекомендовали вывезти на лето детей из города, чтобы оградить их неокрепшие
светлые души от тлетворного влияния западных спортсменов и туристов. И я, по
сути, впервые поехала в пионерские лагеря, причем, на все три месяца. Мне там
страшно понравилось, в особенности, в последнюю смену - туристическую. Там
некоторые инструктора играли нам на гитарах. И все! - я была в полном восторге и
мысль научиться играть меня уже не оставляла. Кроме того, в этом же году ушли из
жизни мои любимые Джо Дассен и Владимир Высоцкий. Я действительно переживала их
смерть, мне тогда было тринадцать лет. Хотелось подбирать и петь их песни, и
через год я записалась в музыкальную школу по классу гитары. Первой песней
собственного сочинения была песня «Музыкальный магазин», написанная в день
покупки гитары.
Какие песни, каких авторов вы знали в то время?
Конечно, слушала Высоцкого, многое из Окуджавы, многое из Долиной, дуэт
Никитиных, совсем чуть-чуть Галича. Моя тетя часто пела мне, аккомпанируя себе
на рояле, песни Вертинского. Мне очень нравился ансамбль-трио «Меридиан». Было
много разрозненных песен: например, я часто пела песню «Дом» (Мимо текла, текла
река...), песню Наума Лисицы «Вальс в ритме дождя», «Вы не из Витебска?» Роберта
Рождественского. К этому надо добавить, что я знала наизусть кучу песен из
репертуара Руслановой, весь репертуар Пугачевой… и еще множество романсов, и
военные песни, и почти все советские, и много дворовых песен, кучу песен из
кинофильмов, одесские песенки. Ну, и конечно, народные песни и баллады на
русском и украинском языках. Короче, я была переполнена различными песнями всю
мою жизнь, с самого детства. У нас было так: либо работало радио, либо пели мама
с бабушкой; иногда подключались мои папа и брат. Могу добавить, что моя мама и
мои дочки тоже пишут песни, но мама, в основном, пишет на идише, а дочки
по-английски. Нет ничего удивительного в том, что я продолжаю песнями
заниматься, но уже выбрав свою собственную дорожку.
Кого сейчас вы цените? Можно ли сказать, что кто-то оказал или оказывает на вас
влияние?
Я обожаю песни Окуджавы, Вертинского, Галича, Высоцкого, Городницкого, Вероники
Долиной, Новеллы Матвеевой, Макаревича. У некоторых других авторов мне очень
нравятся отдельные песни, например у Визбора, Дениса Давыдова, Анчарова,
Кочеткова, Кима, Розенбаума, Певзнера, Шаова, Елены Казанцевой, Бориса Полоскина.
Из современных американских авторов хотелось бы отметить Игоря Демичева,
Александра Зевелева, Анатолия Постолова и Александра Быстрицкого.
Если спросить меня, какие песни меня прельщают больше всего, я бы ответила:
«темпераментные». Темперамент – это не обязательно быстро и громко; главное –
энергетический заряд; это очень даже может быть медленно и тихо. Важны мысль и
энергия: «не горящий - не зажжет». Данное утверждение не означает, что мне
нравится все, что темпераментно. Темпераментный бред ничем не лучше бреда
вялого. В виду, безусловно, имеются только вещи интересные и художественные.
Пишете ли песни на чужие стихи?
Да, но редко. Это происходит только в том случае, если прочитав или услышав
стихотворение, я настолько им покорена, что музыка появляется сама собой, она
как бы уже заложена в нем - я ее уже как бы слышу и просто напеваю. Так
случилось со стихом Ильи Эренбурга «Когда я был молод была уж война»; однажды я
написала музыку сразу на три окуджавских стиха, из которых, как потом
выяснилось, два уже являлись песнями. Но все равно, теперь есть и мои варианты.
Так было и со стихом Татьяны Бек «Я буду старой, буду белой». У меня есть песни
на некоторые стихи Есенина, Блока, Вероники Тушновой и еще нескольких поэтов. А
недавно, совершенно случайно, я открыла для себя абсолютно потрясающего поэта
Льва Мея. Лев Мей был современником Пушкина, он тоже рано ушел из жизни, успев
написать намного меньше, чем Пушкин, но у него есть настолько удивительные вещи,
звучащие абсолютно современно! Я взяла гитару и спела их, получились песни - к
примеру, песня «Помпеянка» (Плясунья). Это никогда не бывает по заказу, только
если стих пронимает.
Пишете ли вы еще что-нибудь, кроме песен? Стихи, прозу?
Пишу. У меня есть стихи, которые я не перекладываю на музыку. Некоторые стихи
должны жить сами по себе, не любой стих является потенциальной песней. Это как
балет: пантомима и музыка могут существовать самостоятельно, но, соединяясь, они
рождают балет, ... или не рождают. Мне сложно это объяснить, я всегда внутренне
чувствую какой стих просится стать песней, а какой нет. Умение играть на гитаре
и писать музыку я считаю преимуществом, потому что музыка привносит
дополнительные эмоции и усиливает акценты. С другой стороны, музыка – это
увеличительное стекло, она наводит резкость, и поэтому очевидно что слабым
стихам никогда не стать хорошей песней.
Теперь насчет прозы. Прозу я пишу, но крайне редко. Проза совершенно другой
жанр, она требует большей усидчивости, песни же иногда сочиняются на ходу или за
рулем на хайвее. В поэзии я очень ценю лаконичность, когда минимум слов выражают
задуманное, когда слова «на вес золота». По принципу «седьмого чемоданчика»
Генриха Белля слова перекладываются из большого чемодана во все меньший и
меньший, отсекая все лишнее.
Как вы пишете песни? Что раньше появляется стихи или мелодия?
Стихи рождаются первыми, - мелодия в авторской песне вторична по определению.
Иногда они появляются почти одновременно, но только почти - «первым было слово».
Рецепта написания песен у меня нет - есть необходимые, но, конечно же, не
достаточные условия:
- Выношенная или мгновенно вспыхнувшая изначальная идея.
- Первая фраза, из которой, как из клубочка, начинает виться песня.
- Полное уединение или же людное место, где меня никто не знает и я
никого.
- Пачка сигарет.
- Светлое состояние души, пусть даже и грустное, но светлое.
- Не скажу, это мой секрет.
Все ли ваши песни принимаются с восторгом или иногда случается критика? Как вы
вообще относитесь к критике? Как ваши друзья и близкие относятся к вашим песням?
Восторг, как и восток – дело тонкое. Восторгами в моей семье не разбрасываются.
То есть, я их не ожидаю. Если какая-то песня вдруг действительно вызывает у
кого-то из моих родных подобные эмоции, то я начинаю ощущать себя на десятом
небе. В определенной мере я благодарна им за некую сдержанность в отзывах: когда
будни становятся праздниками, не остается праздников. Но это касается моих новых
песен. Относительно же устоявшихся, уже родных песен – к ним у моих домашних
отношение как к семейным ценностям.
Как правило, мой муж первый, кто слышит новые вещи, и его реакция для меня
важна. Ситуация выглядит примерно так: если песня ему очень понравилась, то ей
гарантирован успех у всех остальных слушателей - это уже проверено и можно не
волноваться. Есть и другие люди, чья критика меня интересует и к кому я
прислушиваюсь, но это только в случае, когда их критика конструктивна. В
основном же я все-таки полагаюсь на свое мнение и свою внутреннюю критику.
Конечно, если моя песня нравится многим людям – это высшее наслаждение, но в
первую очередь она должна нравиться мне самой. Иначе как же я буду ее петь? На
критику я никогда не напрашиваюсь – зачем? Мой главный судья – я сама.
Я, к счастью, не придворный поэт или песенник. То, что я делаю, не обязано
нравиться всем - я пишу как хочу, что хочу и о том, что волнует. Я могу себе это
позволить потому, что не зарабатываю песнями на жизнь, к великому моему счастью.
Не хочу называть имена, но есть талантливейшие авторы, написавшие песни-шедевры!
И вот эти же авторы на определенном этапе попадают в ситуацию «надо писать». И
когда я слушаешь их вынужденные комерческие творения, становится грустно и
горько. Но это жизнь, что поделаешь...
Относительно моих близких и друзей: им по определению не могут не нравиться мои
песни, ведь песни - суть я сама, они часть меня. Конечно, одни песни им нравятся
больше, другие меньше, но, в принципе, если это мои близкие люди, значит, они
меня любят, соответственно, они любят то, чему я отдаю большую часть своей
жизни.
Как Вы считаете, в чем Ваши сильные стороны, как автора?
С детства я любила слушать сюжетную поэзию и сюжетные песни. Ведь это так
замечательно: в двух-трех куплетах - буквально штрихами -запечатлеть сюжет так,
чтобы было все понятно и чтобы запомнилось. У меня много сюжетных песен - думаю,
что это одно из моих преимуществ – мой, если позволите, конек. Ну, и, наверно,
мои веселые песни - это не очень распространенное явление, особенно учитывая,
что это шуточки в женской интерпретации. И еще я заметила, что людей интересуют
мои песни о нашей эмигрантской жизни. Вообще-то самой говорить о своих
преимуществах немножко не с руки, мне больше нравится, когда о них говорят
другие люди. К примеру, Борис Гольдштейн - первый организатор американских
слетов - говорит, что мое основное преимущество в образности.
Как вы проводите свободное время? Чем увлекаетесь?
Мы с мужем часто ездим по «странам и континентам». Возвращаясь, я привожу с
собой песни, это мои самый дорогие сувeниры. В свободное время я много читаю и
часто езжу на океан, в Ла Хойю – приокеанический район Сан-Диего - многие песни
написаны именно там, в маленьком кафе. Люблю болтать со своими дочками, - они
даже не подозревают, как часто являются моим вдохновением. Еще у меня есть хобби
– я делаю сережки и кулоны из натуральных камней, и научила этому дочек. Я
обожаю камни, постоянно езжу на всякие шоу минералов. Смешно, но у меня об этом
нет пока ни одной песни.
Когда вы – на сцене, вы чувствуете себя любителем или профессионалом?
Я могу назвать себя артистом, потому что когда выступаешь с сольным
двух-трехчасовым концертом, ты - артист. У меня было довольно много сольных
концертов, в разных городах и странах. Это потрясающее ощущение, когда
незнакомые люди специально приходят слушать твои песни. Я не пишу для сцены, но
когда накапливаются песни, очень хочется ими поделиться.
По-моему, у вас мало песен о любви, личных, так сказать, песен. Вы закрытый
человек?
Разве мало? По-моему много, у меня много лирических песен. Многие из них
записаны на первых трех дисках - «Не работают в Америке пословицы», «Ночью все
светофоры зеленые» и «Соломенное кружево». Сейчас идет запись четвертого диска,
на нем тоже будет много лирики. Но на диск попадают не все песни подряд -
некоторые из них «недисковые», слишком лично-интимные. Я оставляю за собой право
не быть узнанной и рассмотренной до деталей. Это скорее не признак закрытости –
это инстинкт самосохранения личной жизни.
Когда-то я написала такие строчки:
Поэт всегда стриптизер,
Поэт – стриптизер души.
И если стриптиз для тебя позор –
Лучше стихов не пиши.
Я пишу о многом, но не все публикую. В моих песнях и так сказано многое.
В некоторых ваших стихах попадается изысканная рифма, неожиданный образ. «Камни,
круглые, как печеньица», или «Папоротник по воротник, и огурцами пахнет родник…
К дереву гриб сыроежка прижат, в шляпке воды накопил для ежат». Это очень
красиво. Видно, что вы неравнодушны к форме, к деталям. Вы можете сказать, кто
ваши учителя в поэзии?
Что такое поэзия? – это проникновенно-изысканное выражение мыслей и эмоций. В
противном случае поэзия теряет смысл и превращается в зарифмованную прозу.
Однажды мы с мужем, сидя на пляже, вспоминали вслух стихи любимых авторов. Когда
дошла очередь до Мандельштама, мы с удивлением обнаружили, что не помним точно
одну из его строк: «так встречай же скорей... - ...ленинградских ночных
фонарей». Забытый образ, очевидно, был желтым, и мы попытались восстановить его
- не получилось. Когда вернулись домой, открыли томик стихов и, конечно же,
увидели «рыбий жир ленинградских ночных фонарей». Так мог написать только
Мандельштам! Неповторимость образов – одно из главных достоинств в поэзии.
А учителей у меня было много, всех не перечислишь. В детстве моя бабушка часто
декламировала Надсона, Жуковского, Пушкина, Маяковского, Есенина. Позже, когда я
научилась читать, читала много Некрасова, я его очень люблю. Потом пришли Блок и
Лермонтов, потом все остальные. Учителями в поэзии могут быть не только поэты.
Например, когда читаешь Макса Фриша, Набокова или Паустовского, восхищает
поэтическая образность их прозы. Точно так же точно может влиять живопись. Пару
лет назад в Вене мы с мужем стояли перед картиной Гюстава Климта «Поцелуй», и
невозможно было отвести глаза.
К тебе прижимаюсь счастливая я... –
такой мне запомнилась Австрия -
дождливая, тихая Австрия,
хранящая Климта шедевр.
Цветов разогретые венчики,
мужчина, целующий женщину... -
О, Вена! - увековечены
фонтаны дворца Бельведер.
У вас много «песенных сувениров», зарисовок, этюдов. Не хотелось бы вам в ваших
песнях прорваться иногда куда-то поглубже, за рамки «сувенирности», так сказать?
Во-первых, песен-сувениров ни так уж и много – я еще не видела Антарктиды,
Австралии и, к сожалению, никогда еще не была в Израиле.Во-вторых, зачем
прорываться за рамки, которых нет? Ведь «сувенир» - это не просто описание
природы или улиц. «Сувенир» несет в себе мои ощущения, мою философию, мои мысли
и память о том или ином месте, и там всегда присутствую сама я. К примеру, песня
«океан Баха» - это песня-этюд. Но ведь это мои взаимоотношения с океаном. Я всю
жизнь мечтала жить у моря, а живу у настоящего Тихого океана! Как же о нем не
петь? В Лос-Анжелесе живет поэтесса Марина Генчикмахер. Мне было очень приятно,
когда однажды она написала о моей песне-зарисовке «Подол», что эта песня могла
бы заменить собой курс лекций по педагогике.
Что такое авторская песня?
АП – это когда приятно не только ушам, но и мозгу, и душе.
Как вы относитесь к инструментальным аранжировкам в бардовской песне?
Это непростой вопрос. Существует расхожее мнение, что АП – жанр интимный и
проникновенный, и дополнительный аккомпанемент ему только мешает. На этот счет у
меня есть конкретные контр-примеры некоторых известных дисковых записей. Мне
кажется, что ненавязчивый, тонкий, профессиональный аккомпанемент делает
звучание песни более насыщенным, и в этом случае он не помеха. К сожалению,
подобных примеров немного, музыкальное сопровождение такого класса встречается
очень редко. Беда не то, что дополнительный аккомпанемент вошел в моду, а то,
что с его помощью иногда пытаются скрыть творческую беспомощность. Критерием для
меня является тот факт, что и Долина, и Окуджава, и Галич, и Высоцкий прекрасно
обходились «без ансамбля». Иногда я думаю, что отсутствие сопровождения – это
своеобразный «лакмус-тест», и его хотелось бы выдержать.
Недавно в одной передаче об актере было произнесено, что актер – это его роли.
Т.е. актер вкладывает в роли свое, человеческое, а персонажи, в свою очередь
влияют на актера. Мне кажется, это в еще большей степени можно сказать об
авторе. Вы согласны с таким утверждением, что автор – это его песни?
Актерам театра сложнее, чем нам, бардам. Актерам роли, так или иначе, раздают, а
мы их пишем и выбираем себе сами. Да, я, безусловно, согласна, что автор – это
его песни. Единственное что – персонажи влияют не только на актера, но и на
зрителя. Поэтому я думаю, что очень важно своими песнями посылать пространству
добрую энергию. Песня – это сильная эмоция, но об одном и том же можно сказать
угрюмо, а можно светло. Светлым человеком был Высоцкий, такими же были Окуджава
и Галич, такими были Вертинский и Визбор, светлые песни у Городницкого, Долиной,
Кима, Певзнера и Розенбаума, - о чем бы они ни писали. Эту способность нельзя
купить в магазине и невозможно сымитировать. Это то, что покоряет и притягивает
больше всего – положительная энергетика. Я назвала имена известных авторов, но
потому, наверное, они и известны, и любимы.
Вы религиозный человек?
Это очень деликатная тема. Я думаю, что религия – это потенциальный источник
умиротворения в нашем сложном, неустойчивом и загадочном мире. (Но, конечно, не
любая религия и, тем более, не доведенная до фанатизма.) Религия – явление
весьма полезное и мудрое. Моя мама - религиозный человек. Каждую пятницу, в
Шабат, мама зажигает свечи и молится за нас, и я ей за это благодарна.
Повлияла ли эмиграция на ваше творчество?
Существует целая плеяда эмигрантских поэтов и прозаиков, и это не случайно -
эмиграция меняет отношение к языку. Так же как кольцо на бархатном подносе
сильнее притягивает взгляд, так и русский язык: в эмиграции - он уже не
данность, а преимущество. Появляется некое ощущение изысканности и избранности
на фоне новой языковой среды. Соответственно, на родной язык обращаешь более
пристальное внимания. Кроме того, эмиграция – это, так или иначе, шок. А шок
иногда пробуждает способность ясновидения и другие чудеса. Так что поэзия – это
еще очень даже безобидное последствие шока. Но это в общих чертах.
У меня же лично весь доамериканский период жизни носил характер творческой
беременности. Я потихоньку писала одну-две песни в год, но круг общения был
намного уже, чем тут, в Штатах, и писала я, практически, для себя самой. Ведь
одни и те же люди одну и ту же песню больше десяти раз воспринимают с трудом.
Так получилось, что в Киеве я не пересеклась ни с кем из представителей
АП-клубов и никогда не бывала на слетах. Возможно, в какой-то мере это объясняет
отсутствие ностальгии. Все упущенное я наверстала на новой родине, так что
Америке я обязана очень многим.
Песня «А Ла-Хойя – это место неплохое» наполовину написана на идиш. Что можете
сказать в свое оправдание?
В детстве мои тети, бабушки и мама с папой часто переходили на идиш. Когда я их
спрашивала на каком языке они говорят, они отвечали «на французском». Позже я
частично расшифровала этот «французский», потому что фразы повторялись. И когда
они говорили «гэен шлуфэн», я понимала, что сейчас меня начнут укладывать спать,
а когда о ком-то говорили «цыдрейтер» или «мышыгэнэ коп», я уже знала, что это
явно не комплименты. «Пуным таерс» означало, что все в порядке и ругать не
будут. Для меня идиш навсегда остался очень эмоциональным языком.
Память сохранила эти детские воспоминания, и однажды, прогуливаясь по моей
любимой Ла-Хойе, я чисто подсознательно начала сочинять «аф идиш». Признаться
честно, эта песня вмещает почти пятьдесят процентов моего словарного запаса на
идиш. Но что интересно - эта песня бесконечна.
Тот вариант, который записан на первом диске - он неполный и не окончательный.
После этого успели сочиниться еще несколько куплетов. В новом варианте эта песня
войдет в мой четвертый диск, что, в принципе, уникально, так как ни одна другая
песня в моих дисках не повторяется.
Есть ли темы, на которые не стоит писать стихи?
Есть. Например, стихи о Музе. Еще в детстве, когда я читала сочинения моих
любимых поэтов и наталкивалась на стихи, в которых на полном серьезе воспевалась
Муза (не конкретный человек, а поэтическая Муза), мне почему-то начинало
казаться, что в этот момент поэту просто не о чем было писать. И сейчас, когда
читаю подобные строки, мне становится смешно.
Что для вас является признаком успеха: количество зрителей на концертах, продажа
дисков, чьи-то добрые слова, то, что ваши песни исполняют другие люди?
Я счастлива, что со всем вышеперечисленным у меня все в порядке. Но среди
кульминационных моментов я бы назвала два: первый, это когда Александр Моисеевич
Городницкий выбрал мою песню «Актриса», и она вошла в фильм «Материки Александра
Городницкого», я ее там пою. И второй, это когда Александр Моисеевич посвятил
мне стих. Дело в том, что я очень люблю и ценю песни Городницкого, он для меня
не просто корифей АП - он признанный мною корифей, я поклонница его творчества.
И то, что этот человек оценил мои песни, для меня является моим личным Оскаром.
И, безусловно, я очень радуюсь, слыша свои песни в чужом исполнении – для автора
это высшая степень признания. Я слушала как исполняли в Нью-Йорке моего
«Карлика», в Сан-Франциско «Негативы», «Гаваи», «Автоответчик» и «Туфельки», в
Денвере и Питтсбурге «Русский магазин», в Сиэтле «Папоротник». Мне было
бесконечно приятно.
Нуждается ли песенник в обществе других песенников?
Да, конечно. Но только в том случае, если авторы друг другу интересны и ценят
творчество друг друга. В противном случае лучше часто не встречаться. В смысле
творческого общения вариант «человек он 'не супер', но чертовски талантлив» для
меня предпочтительнее человека милого, но пишущего ахинею. За талант я могу
простить, конечно, не все, но многое, а вот с заинтересованным видом скучать у
меня плохо получается.
Рената, спасибо за интересный разговор, искренние ответы. Новых вам песен и
концертов!
Вопросы задавал Владимир Крастошевский
Источник: http://www.renataole.com/publications/Interview-Krastoshevsky.html
http://www.ledaunion.com/phorum/read.php?pid=250013
|