|
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Нателла Болтянская
Родилась 20 мая 1965 г. в Москве. Отец — Савелий Львович Киперман, доктор
химических наук, академик РАЕН, мать — Нелли Александровна Валуева,
редактор-библиограф. В 1982 году окончила спецшколу, поступила в МХТИ им.
Менделеева по специальности «Промышленная экология». С 1984 года — экономист в
Минздраве СССР, училась на вечернем факультете экономики Московского
полиграфического института.
С 1989 по 1991 гг. работала в концертно-гастрольной бригаде с режиссером Марком
Авербухом, исполняла собственные песни. В 1991 году в качестве
автора-исполнителя была приглашена на «Эхо Москвы», где работает по настоящее
время. Ведущая телепрограммы «Ночные музы» на канале НТВ. Участник фестивалей
авторской песни в Калифорнии и Нью-Йорке, выступает с авторскими концертами в
Чикаго и Бостоне. Награждена Союзом журналистов России памятным знаком «300 лет
российской прессы» за заслуги перед отечественной журналистикой.
Было когда-то такое слово — поэтесса. Поэт — мужское понятие, с помощью
иностранного суффикса адаптированное под слабый пол, вроде актрисы, баронессы,
стюардессы. Правда, Марина Цветаева решительно выкинула «поэтессу» из обихода,
не оставив за ней никакого смысла, кроме презрительно-ироничного. Еще более
страшное ругательство — «бардесса». То ли жена барда, то ли обитательница
бардака, но чаще всего — томная дамочка с гитарой, исполняющая душещипательные
песни собственного приготовления. Представители сильной половины человечества,
попавшие на концерт бардессы, сваливают после первого отделения. Женщины,
особенно в летах, сочувственно всхлипывают, утирая носы и потекшие ресницы. Она
постоянно в эфире: с 1991 года — на радио «Эхо Москвы», а с 1997 — на НТВ.
«Вот, хотела написать про любовь... а вышло про президента», — говорит Нателла.
Впрочем, кто сказал, что женщина обязана сочинять одни элегии? Г-сподь,
помнится, дал Еву Адаму в помощники, а не в игрушки. Когда у мужчин что-то не
получается, приходится делать все самой. Они уже успокоились, места за столом
поделили и сели обмывать наступление очередных светлых времен, а ты давай выноси
сор из избы, наводи порядок. Вот когда все разгребешь, надо всем поплачешь, обо
всем вспомнишь, да еще и мужикам объяснишь, что к чему, тогда, наверно, можно
будет и за романсы приняться, не боясь, что послезавтра твоя семья вместе с
Россией-матушкой вновь окажется на пепелище.
...Наверно, Нателла понимает, что сильно выбивается из нынешней бард-тусовки со
своим гражданским пафосом, с политизированностью текстов, с масштабностью тем.
Пятнадцать лет назад так писали все, сейчас — единицы, но Болтянскую это,
похоже, абсолютно не смущает. Форма «подачи материала» у нее тоже непривычная —
пронзительная, острая, в пику господствующей в мире политкорректности. Выпадая
из мейнстрима, Нателла оказывается в другой струе — в ключе русской классики,
которая любую мелочь всегда старалась довести до космических размеров. Тут тебе
и пафос, и гражданственность, и чисто российское «великое противостояние»
личности и власти.
Началось все, как водится, еще в детстве. У соседей был тот самый магнитофон
системы «Яуза». Его приносили, ставили на пол — однажды он перевернулся, и чуть
не случился пожар, — и выключали телефон. Взрослые слушали Новеллу Матвееву,
Городницкого, Окуджаву и Галича, а ребенок пасся рядышком и, как выяснилось,
мотал на ус. Диссидентские посиделки аукнулись в девятом классе: к тому времени
Нателла, вдохновленная примером некоего юноши, дерзко распевавшего блатняк,
освоила гитару, и даже научилась брать баррэ, от которого поначалу зверски
сводит пальцы. На какой-то вечеринке она спела все, что знала из Александра
Аркадьевича, попутно открыв одноклассникам глаза на недостатки советской власти.
Родителей вызвали в школу. Песочили Нателлу от души и со страстью: дело было в
конце семидесятых, когда вольнодумство еще не приветствовалось. Скандал, правда,
замяли — папа, поднаторевший в научных дискуссиях, вполне резонно спросил
классную руководительницу: «Что ж вы ее не переубедили?»
Через несколько лет к Нателле (тогда еще носившей фамилию Киперман) пришел
успех: на базе отдыха в подмосковном доме ученых юная исполнительница очаровала
публику песенкой о белогвардейских эмигрантах. Вполне невинной — но какой-то
бдительный отдыхающий, услышав ее, пригрозил сообщить куда следует. Его
отговаривали всей базой. Потом, уже в Менделеевском институте, на Нателлу
все-таки настучали за песню об оловянном солдатике, который «не спрашивает, для
кого ему кричать ура»... К счастью, куратор на курсе попался понимающий, решил
не мучить бедную студентку почем зря. Нателла несколько раз безуспешно подавала
документы в Литинститут, но здесь человеку, не имеющему ни блата, ни желания
интима с престарелыми корифеями, да еще и обремененному столь неудачной
фамилией, ничто не светило...
Наконец, грянула перестройка, вместе с гласностью. Нателла познакомилась с
режиссером-документалистом Марком Авербухом, снявшим к XIX партконференции фильм
«Особая зона». Авербух предложил сочинить что-нибудь «конкретно
антикоммунистическое», этакий саундтрек вне кадра. Вместе ездили по городам и
весям СССР, показывали фильм, Нателла пела, Авербух общался с народом. Когда
собственный антикоммунизм иссякал, брали дуловскую песню на стихи Наума
Коржавина «Ах, декабристы, не будите Герцена...»
1989 год, Днепропетровск. Аудитория несколько обалдела от такой смелости.
Пожилая дама в третьем ряду, свистящим шепотом: «Что она поет, ее же посадят?!»
Впрочем, Нателла нисколько не расстроилась — наоборот, пришла в восторг от
собственного гражданского мужества. К тому же выручала негласная договоренность
с приглашающей стороной — если мероприятие посещает местное партийное
руководство, гастролеры ведут себя прилично, чтобы не подставлять хозяев.
Однажды, выйдя со сцены после особо теплой реакции зала, Нателла увидела, как к
ней приближается бледный, насмерть перепуганный директор. «Все пропало, —
срывающимся голосом простонал он, — в зале заведующий идеологическим сектором
обкома партии». «Что ж вы нас не предупредили?» — растерялся Авербух. «Да он,
сволочь, сам в кассе билет купил, без привилегий...»
В журналистику часто идут ранимые, беззащитные — работает компенсаторный
принцип, позволяющий в профессии обрести недостающие качества. Первый эфир всеми
единодушно воспринимается как запредельный ужас, а потом... потом все становится
проще. Главное сделано. Если еще Б-г пошлет немножко везения, если удастся
сохранить оголенность нервов и незамыленность глаз, то из бывшего робкого
новичка получится хорошо отлаженный локатор, чутко улавливающий малейшие
изменения социального фона. Таких людей сегодня почти нет ни в прессе, ни в
поэзии. Принципиальность считается пережитком тоталитарного режима: современный
человек должен уметь выгодно и быстро обменивать одни убеждения на другие. Спрос
на правду упал, а слово «общественный» применимо только к отхожим местам. Может,
мы наконец вступили в стадию расцветающего капитализма, и проблемы закончились?
...Странные песни поет госпожа Болтянская. Про погромы поет, про гражданскую
войну, про аутодафе какое-то! Мы же десять лет угробили, стараясь все это как
можно крепче забыть, засунуть как можно дальше, в архив, в небытие! А она весь
столетний мусор тащит наружу, прямо на чистенький сверкающий ламинат нашего
отремонтированного под «евро» сознания! Слушаешь, и аж мурашки по спине: а ну
как она права? И вся наша супер-пупер-цивилизация — так, тонкая пленочка, под
которой ненависть, голод, кровь, предательство?
Историческая память — священная болезнь русского интеллигента, вроде эпилепсии у
пророков или гемофилии у королей. Помноженная на еврейство, не лечится вообще,
ни кнутом, ни пряником. В могущество потребительской философии Нателла
Болтянская не верит, утверждая, что «из небольшого кадавра» вырастает только «суперкадавр»,
и никто больше. Либерально-демократический строй славить не хочет, к ВВП нежных
чувств не питает — ну что с ней поделаешь? Неудобный человек.
А разве бывают удобные поэты?
БАБИЙ ЯР
Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Хорошо б щенку на шею –
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет фрейлехс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь –
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют...
Мама, это вовсе не игра.
Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла...
http://www.ledaunion.com/phorum/read.php?pid=250013
|