|
Сейчас вокруг Грушинского
фестиваля ходит немало слухов и легенд. А ведь правды
не скрывает никто. Слава Богу, живы и благополучно
здравствуют многие из тех, кто стоял у его истоков,
знают всю подноготную этого уникального явления.
Один из них - Исай Львович
ФИШГОЙТ, педагог с более чем полувековым стажем,
отличник народного образования, ныне пенсионер. А в
шестидесятые годы неутомимый турист, увлеченный не
только походами, но и песней, которая всегда
сопровождала и сопровождает его в многочисленных
путешествиях по стране.
По сути дела, Исай Фишгойт - живая история Грушинского
фестиваля.
Сегодняшний
его рассказ о первом председателе оргкомитета этого
фестиваля Юрии Константиновиче СОРОКИНЕ. Юрий Сорокин
был хорошо известен в городе как активный деятель
спортивного туризма. Водил группы в сложные походы,
входил в состав руководства областного клуба туристов
"Жигули".
В 1968 году туристы из политехнического и авиационного
институтов решили собраться осенью в Жигулевских горах
в Каменной Чаше, чтобы почтить память погибших
товарищей. В их числе и Валерия Грушина, утонувшего при
спасении детей на саянской реке Уде.
Это был еще не фестиваль, а только слет туристов,
единомышленников. Не было, разумеется, никакого
оргкомитета. Собрались, повспоминали друзей, попели
любимые песни. Получилось.
Стали думать, что делать дальше. Решили обратиться за
помощью к городскому молодежному клубу. У ГМК к тому
времени был опыт проведения джазовых фестивалей,
конкурса молодых пианистов имени Кабалевского,
фестиваля дворовой песни. И клуб этот хорошо знали не
только у нас, но и за пределами области. Один из
основателей ГМК Артур Щербак, работавший в обкоме
комсомола, обратился к своему руководству - дескать,
есть у туристов хорошая идея организовать фестиваль
самодеятельной песни. Эту инициативу поддержали.
Написали положение о проведении фестиваля. Оно было
принято обкомом ВЛКСМ. Тогда-то впервые и прозвучало
название - фестиваль памяти Валерия Грушина. Потом оно
менялось несколько раз. Фестиваль патриотической песни,
самодеятельной, авторской, туристической...
Юрий Сорокин, работавший в областном турклубе и
являвшийся членом правления ГМК-62, как нельзя лучше
подходил для того, чтобы возглавить оргкомитет
фестиваля. Два первых года становления фестиваля - в
1969 и 1970-м - он и был председателем оргкомитета. При
Сорокине формировалась структура, оправдавшая себя
полностью. Комендантский взвод, творческое жюри, другие
подразделения - все появилось при нем.
Первоначально фестиваль проводился на 135 км, то есть
там, где и сейчас. Потом перебрались в Пискалы до его
закрытия. Позже, когда фестиваль был вновь разрешен в
1986 году, он снова вернулся на прежнее место.
Сейчас очень трудно сказать, кто же предложил проводить
здесь фестиваль. Необходимы были естественный амфитеатр,
поляна для размещения палаток и спортивных площадок и
водоем. И все это совпало на 135 км. Совсем не исключаю,
что впервые эта мысль пришла в голову именно Юрию
Сорокину, поскольку на него и легли главные хлопоты по
организации и обустройству фестиваля. А уж он-то наши
места знал вдоль и поперек. Возможно, инициатором был
Борис Скиба, чьи пения мы вскоре будем проводить. Они
так и называются - "Скибины пения".
В ГМК все решения принимались сообща, путем мозгового
штурма. Вот, к примеру, как появилась гитара в виде
сцены. Было это на первом фестивале в 1969 году.
Лауреат Вячеслав Маркевич шел по сцене, которая тогда
представляла из себя обычный прямоугольный помост на
воде. Неожиданно поскользнулся на сходнях и упал в воду.
Вся гора ахнула. Он тут же поднял гитару и стал выливать
из нее воду. Стоял как памятник. В то время я возглавлял
жюри. Говорю своим товарищам, а почему бы не сделать
сцену в виде гитары. И потом забыл про эти слова. А на
следующий год появилась сценическая гитара.
В те годы все было впервые. Именно тогда мы
электрифицировали поляну. Тянули кабель от
железнодорожной трансформаторной будки, предварительно
договорившись с железнодорожным начальством. Один раз
даже диверсия была. Кто-то рубанул топором по кабелю. И
часа два, пока восстанавливали электроснабжение, в
полной темноте гора сидела и ждала продолжения концерта.
Каждый турклуб в те времена располагался на поляне в
строго отведенном месте, со своим флагом. И проводилось
соревнование на лучший лагерь. Помню, чаще всего
побеждал турклуб долотного завода. Сейчас этого, увы,
нет.
Собирались в основном туристы. Была гостеприимная и
радушная атмосфера. У любого костра могли накормить и
пообщаться, попеть вместе песни.
В основном все делалось в те годы на энтузиазме. Обком
комсомола выделял около 300 рублей на призы, и все. Был
такой случай. Нужно было изготовить медали для
лауреатов. Договорились с одним мастером с "Металлурга".
А он запросил наличные. Пустили шапку по кругу, собрали
нужную сумму. Так и появились первые лауреатские медали.
Очень красивые, надо сказать.
На первом фестивале было около 1500 человек. Потом все
больше и больше. Лесной концерт, который впервые прошел
в этом году 9 сентябри на фестивальной поляне благодаря
усилиям ТО "Самарские барды", фирме "Мета",
региональному общественному фонду поддержки и развития
"Инициатива", ЗАО "Фестивальный парк", очень напоминает
по атмосфере первые Грушинские фестивали. Значит,
традиции но угасают. На Лесном концерте и народа было
примерно столько же, как на первых фестивалях. И публика
примерно такая же. И обстановка семейно-дружеская. Не
было такого навала всяческого мусора, в том числе
морального, творческого, каким отличаются последние
фестивали. И организаторы Лесного концерта по духу схожи
с первым председателем оргкомитета Грушинского фестиваля
Юрием Сорокиным.
Поэтому уверен: у них все получится.
Владимир КОМИН.
«Волжская коммуна» № 189 (25742) от 11.10.2006.
|