|
BigBoss

Дорога
В этом году я хотел заехать по крайней мере на неделю,
даже взял отпуск - но дожди спутали все планы, было
неохота мокнуть с ребёнком в лесу - и мы с ним поехали в
среду вечером.
В полупустом вагоне электрички Сызрань - Жигулёвское
море почти половина пассажиров явно ехала на Грушинский:
кроме нас с Ваней, были парень с девушкой туристского
вида, почти трезвый мужчина средних лет с рюкзаком и
группа мОлодёжи обоего полу лет так по 16, из багажа
которых наблюдались лишь несколько баклах пЫва. Они сами
подошли ко мне и объяснили, что ну очень хотят "на Грушу",
причём "на новую", но ни разу там не были, хотя там,
говорят, "клёво". Я их, естественно, разочаровал -
нисколько там, в Фёдоровке, не клёво, а напротив, очень
даже скучно - разные там барды, песни и никакой тусовки.
И они, разочарованные, поехали на Мастрюки - по крайней
мере, в Фёдоровке я их не видел.
Мужик, как потом выяснилось, ехал на Мастрюки, к нашим
сызранским. Ну я воспользовался случаем и передал с ним
привет всем знакомым. А ребята-туристы - Лена и Ринат из
Перми - тоже ехали на Мастрюки. Это была их вторая
Грушинка, и сразу было видно, что они - подлинные
любители авторской песни. Я предложил им поехать в
Фёдоровку, поскольку они были не уверены, что найдут
своих на Озёрах. Даже дал почитать в телефоне сайты с
программами обоих фестивалей. И они согласились.
Итак, доехав до Жиг. моря, мы встали перед выбором:
ждать полтора часа электричку, затем катиться вниз по
склону и пару километров ковылять с вещами до лагеря,
либо воспользоваться услугами многочисленных газелистов,
всего за 50 рублей грозившихся довезти до самой Поляны.
Выбор был очевиден, нас набралось 7 человек, и мы
поехали на "Газели". Правда, по пути водила пытался
содрать с нас хотя бы рублей по 70, но мы не поддались
на провокации, и через 15 минут (из которых последний
километр мы еле ползли по жуткой грязи, боясь застрять)
мы были у шлагбаума. К слову, уже в четверг газелисты
брали по 100 рублей либо вообще отказывались везти до
шлагбаума, и мои друзья шли от турбаз через поле (по
дороге было не пройти) - вот такой "русский икстрим".
Ура, мы на месте! Ну, здравствуй, Грушинка!!!
Прошли мы через бедненькую торговую поляну, затем по
понтонному мостику, по привычной дороге в горку - и вот
он, лагерь - слева, напротив лагеря охраны, как всегда.
Табличка "Пансионат ХИМИК" на месте, палатка "дежурных"
из Таганрога - вот она; даже умывальник, фонарики и
кострище с прошлого года сохранились. Правда, как позже
выяснилось, добрую половину огороженной заранее
территории уже заняли - похоже, люди, близкие к
организаторам, ибо у них даже розетка в лагере была (от
оргов протянутая). Ну, мы с ними ругаться не стали, даже
наоборот - подружились; и их розетка весьма пригодилась
нам для подзарядки телефонов.
С нами в лагерь встали и упомянутые выше Лена с Ринатом
("Пока своих не найдём - вы, вроде, ребята хорошие"), а
также - мир тесен! - те три дамы из Челябинской области,
которые составляли нам компанию в "Газели". Так что
обустроиться было делом техники.
Тут подъехало семейство Андрея-Амара (который, как
обычно, был старшим в лагере), и мы пошли помогать
носить вещи. Увидев эту кучу возле шлагбаума, я подумал,
что Амар разбогател и купил-таки "Газельку". Но
оказалось, что всё это, включая ещё четырёх человек,
было привезено на простой "Ниве". Как туда всё
поместилось - риторический вопрос, сродни извечным
российским вопросам "Что делать?", "Кто виноват?", "Откуда
берётся пыль?" и "Куда деваются деньги?" И.Е. Репин бы
прослезился, увидев нас - бурлаков-2008!
А когда я после дождичка в четверг пошёл встречать свою
Оксану, мне "посчастливилось" растянуться во весь рост
прямо на тропе! Да ещё и ребёнка за собой утянул...
Пришлось, говоря разные однокоренные слова,
переодеваться и идти стирать в протоке свою любимую
мамакабовскую майку и шорты...
Обустройство
Притащили мы вещи, поставили палатки, натянули тент (как
оказалось, очень кстати!) организовали костёр и пошли
прогуляться, а заодно и водички принести.
Выяснилось, что фестивальный лагерь несколько отличается
от прошлогоднего. Так, главная - Третья - эстрада
перебралась с тесной и сырой полянки на простор к озеру;
появилась новая сцена - СГАУ (хорошее название, ничего
не скажешь! хоть бы "Чайханой" обозвали, ибо она там и
проходила); через озеро прямо рядом с "Гитарой"
проложили понтонный мост (весьма кстати! и даже паром
для переброски участников на сцену не потребовался -
сплошная экономия!
).
Детская эстрада оказались на прежнем месте, только
развёрнутой к дороге. Зазеркалье тоже на месте: по-моему,
подход стал удобнее, но вот навес над сценой не помешал
бы! Самой дальней оказалась сцена "Мы вместе". А самой
ближней к нашему лагерю - маленькая, камерная сцена в
лагере "Семейки", где, тем не менее, прошёл ряд
замечательных концертов. Впрочем, из нашего лагеря было
хорошо слышно как 3 сцену, так и Гитару.
Но вернусь к воде. Новая скважина была рядом со старой,
загубленной вандалами в прошлом году; вода оказалась
вполне пригодной для питья. Зато с неба вода лилась без
ограничений - дождь шёл каждый день. Правда, не очень
сильный, но вполне нудный. Так что было время посидеть
под тентом, согреться чаем и попеть. Как оказалось,
скрытые таланты дремлют в каждом из обитателей "Химика":
кто петь умеет, кто играть, а кто - и слушать (поверьте,
это тоже талант!)
Огорчило отсутствие бесплатных туалетов (они были только
в дальнем конце лагеря, по дороге к станции "Пискалы",
прямо рядом с православным лагерем - к чему бы это?
). Были
2 платных туалета - на рынке (10 руб.) и у доски
объявлений (8 руб.). Обидно, однако! Но мы и это
пережили (как - не скажу!
).
У дороги, как и прежде, стояли несгибаемые коммунисты (иногда
ходившие строем под стихи Маяковского про ананасы и
рябчиков, как прежде кришнаиты). У шлагбаума бодрая
вывеска указывала на "Кришна-лэнд" (да заравствуют
американские спонсоры этой "индийской" религии!)
А
прямо напротив нас расположилась "Академия Светланы
Пеуновой" (раньше ,помнится, она была "школой"; прогресс
налицо - как говорится, каждое ПТУ превратилось из
ПрофТехУчилища в Престижный Технический Университет)
Они
даже петь пытались через усилитель о своей любви к своей
Учительнице, но сие несанкционированное действо
организаторы быстренько пресекли. Был и Антон Кротов со
своими автостопщиками, были и другие знакомые и новые
лагеря - устроенные как по "территориальному" признаку,
так и "по интересам".
А вот рынок огорчил. Выбор продуктов был не самым
богатым (помню, мы еле нашли пакет рису!). А вот
снаряжения, можно сказать, не было вовсе. Да, ижевчане
по-прежнему торговали "пенками" (250 руб. большая и 50
руб. "пiджопник" - к слову, на самом ижевском заводе
пластмасс большая пенка с небольшим браком продаётся
рублей за 60). Были 2 точки с рюкзаками - челнинская и
уфимская (мы взяли Оксане небольшой, аккуратный уфимский
рюкзачок). А вот палаток не было (единственную "точку" с
непонятным ассортиментом и умопомрачительными ценами я
не считаю). Всякие майки (с разными "прикольными", с
точки зрения их авторов, надписями - типа "Осенью все
птицы летят на ЙУХ") и прочую символику продавали само
собой (мне очень понравилась надпись "Федоровские ОЗЕРА"
- может, всё-таки ЛУГА?!?
).
Музыка тоже продавалась. На рынке диски и кассеты
продавали в трёх местах, но явно из одного источника.
Цены, учитывая непопсовость большинства записей, были
вполне приемлемыми. Ну и, конечно же, их продавали прямо
на концертах; особенно порадовала палатка "Невский, 32"
около третьей сцены. Так что я слегка прибарахлился,
разжившись новыми альбомами Андрея Козловского, "Медвежьего
угла", Ларисы Брохман и ДВД Виктора Третьякова. Кстати,
под видом "нового" и "самого последнего" упорно
предлагали прошлогодний "Инструментальный альбом"
Грассов (записанный ещё с Тимуром).
Ну вот, прошли мы всё, вернулись к костру, и начался
вечер воспоминаний, плавно перешедший во встречу
рассвета. Я ещё умудрился пару часов после этого поспать
(так хорошо спит(ь)ся на мягком надувном матрасе! -
старость, наверное
), но
около девяти утра меня разбудили звуки разборки - у нас
появились новые соседи, с виду респектабельные, но
ведущие себя прямо как пьяные малолетки. "Да, вот и
фестиваль начался" - подумал я и вылез из палатки.
Фестиваль
Программа Фестиваля началась, как и положено, в четверг
(хотя уже в среду вечером на некоторых площадках шли
концерты). Уже с утра по тропинке мимо нашего лагеря
гордо шествовали прибывающие гости. Хорошо было видно,
кто приехал - мимо нас никто не пройдёт! Вот Алексей
Иващенко, вот Виктор Третьяков, вот вся Казань -
Бикчентаев, Боков, Зиганшина, Галеева... А тут вдруг
крик: "Эй, химики, здорОво!"; смотрим - Тимур Ведерников,
собственной персоной. И, как потом оказалось, не один:
он привёз с собой потрясающего кларнетиста Сергея Шитова,
который, бесспорно (или всё-таки "без-"?
) стал
гвоздём 35-й Грушинки (о чём - позже).
Уже в обед началось прослушивание, в котором активно
участвовали и наши самарские соседи - кстати, с песнями
из трофимовского репертуара - "Голуби" и "Колыбельная
для России". В 2 часа пополудни в четверг на сцене СГАУ
под проливным дождём впервые выступили Ирина Сурина,
Тимур Ведерников, Александр Родовский и Сергей Шитов.
Концерт получился очень камерным, вполне акустическим,
ибо все слушатели сели вплотную к сцене под парашют,
который, кстати, почти и не задерживал дождь, так что
Ирина, как Мэри Поппинс, пела под зонтом. И это стало
ещё одним положительным впечатлением, вопреки ненастью.
Вообще, программа была вполне приятной. Не хватало
только "мэтров" бардовской песни. Хотя "Песни нашего
века" и звучали на третьей эстраде. А так состав был
вполне обычным (см. анонс на главной странице). Приятно
удивило, что на доске объявлений довольно своевременно
вывешивалось "меню" для ВСЕХ сцен; на каждой сцене оно
тоже присутствовало, так что спланировать свои переходы
от сцене к сцене было вполне возможно. Хотя лучше всего
было придерживаться проверенной тактики - сесть у одной
сцены, и рано или поздно услышишь всех участников
Фестиваля.
Я рад, что и сам, и мои близкие получили огромное
удовольствие, послушав то, что хотели. Так, Виктор
Третьяков представлял свои новые песни из ещё не
изданного альбома (скажу честно - запомнилась только "Аритмия").
Новый альбом представлял "Медвежий угол" (мои были
просто в шоке от их энергии, особенно от горлового пения
Саши Батракова - жаль, что он так и не выбрал времени и
не откликнулся на наш зов в гости!)
А потрясающие новые песни в исполнении Ирины Суриной?
Люди плакали, слушая "Молитву":
Вижу - рвутся незримые нити:
Не летай высоко, поделом!
Их случайно мой ангел-хранитель
Зацепил, пролетая, крылом...
Или "Непутёвый", спетый как вместе с Алексеем Иващенко,
так и неоднократно - без него. Или вот: сыграв проигрыш
к "Достаточно", Тимур с Ириной вдруг запели: "Ты с
высоты..." - и допели до конца эту "Бравовскую" вещь.
Импровизация, блин!
Жаль только, что не было Романа Ланкина (значок с его
фамилией носил Саша Родовский) и без него не сыграли
босса-нов...
Но самыми поразительными были, безусловно, концерты в
Зазеркалье в ночь с четверга на пятницу и с пятницы на
субботу. Я нарочно не разношу эти концерты по датам, ибо
в них было очень много общего. Музыканты импровизировали
вовсю, играя самыми разными составами (как вам, например,
Сурина-Зиганшина-Иващенко-Ведерников-Шитов?) Вовсю
оттягивались "Тимур Абрамович Ведерников и Сергей
Моисеевич Шитов" - их импровизация на молдавские мотивы
плавно перешла в "семь-сорок", а потом Лариса Брохман,
которой я не слышал уже лет десять, спела нечто
совершенно потрясающе еврейское... А уж "Пёрышки у
птички", когда вместо скрипки звучит кларнет... Кстати,
Тимур в этот раз спел много песен Сергея Трофимова:
кроме уже привычных "Когда окончится война" и "Родины"
он пел "Крылья", "Первый шаг", а уж как они с Шитовым
исполнили "Столичную" ("Уважаемый Лужков-задэ...")!
Очевидно, и вправду сказался опыт игры на
азербайджанских свадьбах!
Были и гости с Мастрюков. Так, ближе к вечеру субботы на
"детской" эстраде был замечен Вовка Кожекин. Да и наши
ездили на Мастрюки в гости. Я не поехал - погода, типа,
плохая была. Может, и зря...
Ближе к пяти утра субботы генератор не выдержал нагрузок
и лагерь остался без света - так бесславно завершился
ночной концерт на третьей эстраде с пятницы на субботу -
прямо на самой середине "Приличной дамы" в исполнении
Ларисы Брохман и в сопровождении зала...
Столько положительной энергии было вылито на окружающих
во время концертов! И не странно, что артисты выложились
"по полной" - СПАСИБО ВАМ!!!
Мысли вслух
Но не всё прошло, ИМХО, гладко. Во-первых, этот
фестиваль привлёк гораздо больше гопоты, чем предыдущий.
Даже на Горе нам попался совершенно обдолбанный
соседушка, ведший себя ну очень вызывающе. К счастью, он
вскоре свалил, иначе, боюсь, дошло бы до драки. Да и в
лагерях то и дело мелькали пьяненькие пОдростки и
периодически раздавалось разное там "Всё идёт по плану".
Гора в этот раз была гораздо беднее прошлогодней, по
крайней мере, к началу концерта там собралась от силы
тысяча человек. Потом люди приходили и уходили, и сидело
на Горе не больше трёх тысяч (конечно, я могу и
ошибаться). Программа Горы также была без изюминки.
Добротно, хорошо, но всё же... В качестве "свадебного
генерала" пригласили Евгения Евтушенко, которого вывели
под руки на Гитару, где он встал на стульчик... (зачёркнуто)
и рассказал стихотворение, а за это ему от артели
самарских кузнецов подарили статуэтку "Кузнечного Оскара"
(интересно, было ли на нём написано 'Куй с нами!'?
). Каюсь
- я выдержал только до "Белой гвардии" и ушёл в лагерь.
Кстати, оттуда очень хорошо было слышно концерт и видно
Гору. Так что и "Гора, гори!", и "Солнышко лесное" мы
пели хором вместе с Горой и в такт светили фонариками.
Второе неприятно поразившее - это пьянство. Пример -
ранним утром у главной дороги в позе эмбриона (лицом в
колени) спал некий молодец, рядом с которым добрая душа
повесила рукописную табличку:
Напился, ругался, сломал деревцо,
Стыдно смотреть людям в лицо!
Свободная продажа пива на рынке - это ещё пол-беды. Но
когда исполнители прямо на сцене хлещут коньяк (хорошо
ещё - не "як конь"
)!?! Или
вот: один любимый мной исполнитель на первом же сольном
концерте дал изрядный повод усомниться в своей трезвости:
нёс какую-то околесицу, забывал слова (что вообще-то
бывает) и явно лажал в аккордах (а вот этого за ним
никогда не водилось!). А во все оставшиеся дни он хрипел
и жаловался, что в первый день сорвал голос... А ведь
как сказал один мудрец: "Бард - это прежде всего
музыкант, а только потом - пьяная морда".
Хотя
во всём есть и положительные стороны - например, на
бард-банкете после Горы Сергей Шитов так играл! (а у нас
в лагере было отлично слышно). Конечно, мне возразят,
что пили и раньше, но не так же явно! Так что в
грушинском "сухом законе" есть своя прелесть... Да,
лицемерить не стОит, кто захочет - тот напьётся, но если
так в открытую пропагандировать пьянство, то скоро мы в
Фёдоровке обретём подлинную "грушу", и вся гопота будет
там...
Отъезд
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Так и тридцать
пятая Грушинка завершилась. И все остались довольны.
Одни - тем, что встретили старых друзей. Другие - что
завели новых. Третьи - что выступили и даже стали
лауреатами. Четвёртые - что послушали любимых артистов.
Пятые - просто что не померли наутро.
И мы с чувством глубоко выполненного долга отправились
домой. Поскольку до Сызрани нас было уже шестеро, мы
решили нанять "газельку" прямо до дома. До кучи нашли
ещё четырёх попутчиков, и выяснилось, что доехать 100 км
до Сызрани (200 руб. с человека) стОит чуть ли не
дешевле, чем доехать 15 км до Жиг. моря (80-100 руб.).
Или я чего-то не понимаю, или одно из двух! Но
философствовать было некогда, и ближе к вечеру
воскресенья мы тепло попрощались с друзьями, погрузили
измученные тела в микроавтобус и с ветерком поехали
домой, к горячему душу, мягкой постели и повседневным
делам-заботам...
Уже дома, подводя итоги, я понял: фестиваль удался. Мы
встретились со старыми друзьями, обрели новых, послушали
любимых исполнителей, пожили в неповторимой грушинской
атмосфере... И это, поверьте, не просто слова!
Прощай, Тридцать пятая Грушинка, до будущей Горы!
. |