Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"


Гитара для всех.


Сергей Корычев (Журнал Казань)

Однажды хмурой зимой 1990 года занесло меня на фестиваль авторской песни в Сызрань. Город был совершенно незнакомый и чувствовал я себя на этом фестивале крайне неуютно - ни одного родного лица. На сцене одного из Дворцов культуры шел фестивальный концерт, а я маялся за сценой в ожидании своего выхода, ходил из угла в угол, курил. Даже лег на какую-то лавку, чтобы убить время. Жил я тогда в Иркутске, а у каждого региона свои герои, и те песни, которые звучали со сцены, может быть, для участников фестиваля были близкими, но для меня (тогда, только тогда) они звучали как чужое наречие. И когда я уж совсем заскучал, лежа на своей лавке за сценой, случилось вдруг то, что заставило меня с этой лавки бодро подняться и заглянуть за занавес. 

Зазвучала прекрасная музыка на стихи Федерико Гарсиа Лорки " Песня, которую я не спою...". К тому же человек, стоявший на сцене, прекрасно владел гитарой, что всегда подкупало меня. Не буду врать, не помню, оценил ли я все величие того момента и его судьбоносность в моей жизни. Я просто дождался конца выступления этого человека, подошел к нему и со свойственной мне скромностью заявил, что он пишет очень даже приличные песни, и предложил послушать мое выступление. Немного обескураженный таким отсутствием комплексов, человек согласился. 

Я не ошибся: после моего выхода на сцену мы встретились и симпатии оказались взаимными. Обменявшись любезностями, на какое-то время мы расстались - у каждого были свои дела. Вернее, у него были свои дела, а у меня-то никаких. Поэтому я бесцельно бродил по фойе, пока не наткнулся на человека, продававшего записи. И какие! По тем временам совершенно диковинные. Это были катушки в коробках с наклеенными на них фотографическими обложками. На одной из обложек я узнал человека, с которым только что познакомился. "Виталий Харисов, - было написано на обложке. - Моя улица". 

Стеклянные бусы не поразили бы так дикаря, как поразили меня эти магнитоальбомы. И я прямо выпалил человеку, который продавал записи: "Оригинальная идея! Я тоже хочу себе такой альбом". Нужно было видеть лицо Валерия Мустафина (а это был именно он), когда совершенно незнакомый человек сказал ему это. Брови его поднялись вверх и он уже было собирался меня попросту послать ("Наглое и ничем не обоснованное вранье!" - Валерий Мустафин), но тут чья-то рука опустилась на мое плечо и я услышал примерно такую фразу: "Паренек он, конечно, наглый, но записать его все-таки стоит". Я обернулся. Рядом со мной стоял Виталий Харисов. И улыбался своей знаменитой (как я узнал потом) кривой улыбочкой. 

С этого момента началась новая жизнь: в ней появилось слово "Казань". И это была уже совсем другая жизнь. С этого момента началась моя дружба с Виталием Вакифовичем Харисовым (так и тянет назвать его Виталиком, но я ведь понимаю, что так не положено). Ни один мой приезд из Иркутска в Казань не обходился без того, чтобы мы не встречались: будь то новые записи на студии "Сибирский тракт" или концерты, фестивали, просто поездки в Казань повидаться с друзьями и, конечно же, с Харисовым. 

"Чтобы ты не забыл - запоминается просто: У "The Beatles" был Harrison, а я - Харисов, татарский Харрисон", - сказал он мне при встрече в Сызрани. Чтобы я не забыл... Тебя забудешь! 

Банально прозвучит, но о друзьях действительно всегда трудно писать. "Великий татарский композитор" - так шутливо называют его друзья. Я несколько лет вел программу "Деревянный шлягер" на одной из иркутских радиостанций. И в тех передачах, в которых я рассказывал о Виталии Харисове или хотя бы его упоминал, неизменно называл его "Великий татарский композитор Виталий Харисов". Даже когда он еще не был членом Союза композиторов Татарстана. И приучил-таки публику в Иркутске к этому словосочетанию. Чему был очень рад. 

Я редко встречал столь разносторонне музыкально одаренных людей. Окончив Казанскую консерваторию по классу композиции, Виталий Харисов сочиняет самую различную музыку, самых разных вдов, направлений и форм. Это и симфоническая музыка, и авторская песня, и рок-баллады, и гитарные пьесы. И, конечно же, татарскую музыку. О той музыке Виталия Харисова, которую принято называть серьезной, лучше бы написал какой-нибудь музыковед. Я по простоте своей душевной могу сказать одно: она мне нравится. Что же касается авторской песни... 

Дело в том, что композиторская работа в авторской песне чуть ли не сложнее, чем так называемое "полное авторство". Автор, который сочиняет тексты своих песен, может позволить себе "расслабиться" в части музыки. С него по традиции, будто бы, и взятки гладки. Человек, взявшийся сочинять музыку на хорошие стихи, автором которых он не является, просто обязан делать интересную и оригинальную музыку. Обязан он прежде всего перед автором стихов и перед самими стихами. Ибо хорошие стихи сами и самобытны, и оригинальны. У него и выхода-то нет, если он надеется на гармоничный результат. У Харисова тонкий поэтический вкус: он выбирает хорошие стихи и, как правило, делает к ним прекрасную музыку. И музыка эта настолько органично сливается со стихами, что песни, как говорится, идут в народ. А народ, он как ребенок - его не обманешь, любит лишь то, что понравилось. И дело тут не в "попсовости" этих песен, чем подчас грешат композиторы-песенники, а как раз в изысканном мелодизме. Порой бывает нужным не только чтобы мелодия понравилась, но и понять, к примеру, почему в песне "Жираф" на грустные стихи Николая Гумилева звучит такая негрустная мелодия. Виталий, в силу (и в прямом смысле - в силу) своего музыкального образования и своего культурного кругозора подходит к написанию песен не традиционно для авторской песни, заставляя порой слушателей тянуться в понимании стихов за ним, а не ограничиваться получением удовольствия. Что особо, полагаю, ценно. 

Интересно, что на вопросы коллег-композиторов, почему он занимается таким, казалось бы, несерьезным делом, как авторская песня, Виталий неизменно отвечает, что всерьез изучает этот непростой российский музыкально-поэтический феномен, а "изнутри" делать это намного проще. 

Еще Виталий Харисов - талантливый аранжировщик. О справедливости этого утверждения говорит то обстоятельство, что в большинство альбомов студии "Сибирский тракт" он внес свою долю творчества, и многие авторы (и я в том числе) благодарны ему за помощь и за то, что их песни зазвучали куда красивее, куда "вкуснее", что ли. На самых разных инструментах играл он, участвуя в записи альбомов друзей, и меня всегда поражала его способность овладевать все новыми и новыми. Да и сама гитара-то! Ведь Виталий официально никогда и нигде не учился играть на гитаре (увы, раньше в Казанской консерватории не было класса гитары), но тем не менее является сейчас одним из лучших гитаристов Казани. Более того, именно благодаря своему искусству игры на гитаре и многолетнему педагогическому стажу он стал преподавателем в Казанской консерватории по классу гитары, так как обычно на эту должность без соответствующего образования не берут. Здесь же исключительный случай - и неспроста. Еще до этого назначения Виталий организовал городские, а ныне и всероссийские фестивали классической гитары, он по сути сдвинул само преподавание игры на классической гитаре в Казани с мертвой точки. Кроме того, он преподает гитару в музыкальном училище, выступает в качестве гитариста с симфоническим и народным оркестрами, а также играет со струнным Государственным квартетом Татарстана. Есть и победы в престижных гитарных конкурсах, а гитарные пьесы Виталия Харисова были опубликованы в Италии издательством "VP musik media", что находится в Риме. Три сборника пьес. Стало быть, "великий итальянский композитор" - тоже он. 

Еще в начале девяностых Виталий Харисов вместе со своим другом Дмитрием Бикчентаевым, преподававшим тогда в театральном училище гитару, написал и выпустил самоучитель "Гитара для всех", который, в отличие от многих пособий, реально помогал людям научиться аккомпанировать себе на гитаре. Поэтому и разошелся таким большим тиражом. И потому-то породил огромное количество плагиата и подделок, в которых "авторы" не затрудняют себя хотя бы поменять название. Даже на Дальнем Востоке я встречал ксерокопии этого первого в стране самоучителя для широких масс. 

Харисов первым сделал и обработки татарского фольклора для классической гитары. Интересно, что при полном сохранении национального колорита народная татарская музыка зазвучала совершенно по-новому. Со временем станет яснее, насколько эта работа важна, но уже сейчас именно к ней иностранные исполнители проявляют повышенный интерес, открывая неизведанную страницу этнической музыки. Меня всегда поражало, когда и как он все успевает. Ведь еще есть семья, друзья, быт, наконец. При этом практически всегда - бодрое состояние духа, полная уравновешенность и никакой суеты и спешки. Может быть, в этом и секрет успеха? 

Грядет юбилей - сорокалетие Виталия Вакифовича Харисова, а вместе с ним и двадцатилетие творческой деятельности. Наверное, кто-нибудь об этом еще напишет. Виталий чужд какого-либо официоза и поэтому, я думаю, все будет просто и красиво. И в любом случае - достойно. Это без вариантов. Потому что в культурной жизни Казани Харисов - весьма заметная фигура, причем совсем не однозначная. Что радует. 

Здесь невозможно не упомянуть о таких фактах биографии, как работа в ансамблях "Сверчок", "Уленшпигель", "Маятник". О каждом из них можно говорить много и долго, но просто по-человечески хочется похвастаться. Поэтому упомяну об одной истории. 
Однажды Виталий обратился ко мне с просьбой сочинить текст к одной из его новых мелодий. Мелодия эта мне очень понравилась, а в качестве ритмической основы для написания стиха (так называемой "рыбы") Виталий, извиняюсь, Виталий Вакифович предложил следующую строку: "Я иду пешком - я иду пешком - я иду пешком - и так далее". Весь куплет на это вот "я иду пешком". И это стало роковым обстоятельством. Несчастная "рыба" застряла в моей бедной голове, и каждый раз, когда я собирался написать текст, пресловутое "я иду пешком" всплывало в моем сознании как навязчивая идея. Я никак не мог придумать, куда мне "отправить пешком" В.В. Харисова. Тем более, что песня должна была быть о любви. "Я иду пешком за тобой, бим-бом, что ли?" 

Через полгода я сдался. Расписался в полном собственном бессилии. Я обратился к своему другу Алексею Гомазкову (он тогда еще жил в Москве) с просьбой сочинить этот текст вместо меня. Гомазков - прекрасный поэт, профессиональный литератор - достаточно быстро придумал стихи, которые легли на музыку так, как будто пуля попала в десятку. Харисову это настолько понравилось, что он предложил незамедлительно еще одну мелодию, потом еще одну, и еще. Так просто и по-домашнему началась их совместная творческая деятельность. Алексей Гомазков в качестве соавтора и исполнителя влился в ансамбль "Маятник", женился на Юлечке Зиганшиной (тогда она была солисткой "Маятника") и переехал из Москвы в Казань. Два моих любимых друга написали много совместных песен, записали с "Маятником" альбом "Сны". Друзья в шутку даже называли их: Пахмутова и Добронравов. А я про себя горжусь тем, что приложил к этой истории руку. Вернее, тем, что как раз и не приложил ее. 

Мне хочется, чтобы в жизни Виталия Харисова все было хорошо. В творческой, личной - любой. И мне не трудно этого хотеть. Потому что он сам умеет делать свою жизнь, он всегда верен себе, верен музыке, а такая верность всегда вознаграждается. Это закон жизни. Мне остается только пожелать ему еще больше поклонников его талантов, больше хороших песен со счастливой судьбой и дальнейшего признания. 

А поклонников у него хоть отбавляй. Невозможно описать, как приятно приехать куда-нибудь, скажем, в Хабаровск и услышать, как местные исполнители поют песни, замечать, как эти песни без навязчивой телевизионной раскрутки, сами по себе расходятся по стране и покоряют все новые и новые сердца. А это дорогого стоит. 

Радостно видеть, с каким восторгом и пиететом относятся к нему ученики, и слышать, как они величают его: Виталий Вакифович. Потому что для меня-то он был и остается просто близким другом, просто "великим татарским композитором". И мне радостно видеть, что заслуги и регалии (а сколько их еще впереди!) его не портят, не делают важным и заносчивым. Стало быть, он умный человек. И пускай его знаменитая улыбочка будет ответом на любые жизненные перипетии, а добрая самоирония будет и впредь спасать от многочисленных похвал. Встреча в Сызрани с Виталием Харисовым оказалась действительно судьбоносной - теперь, по прошествии стольких лет, я и сам живу в Казани, гордо ношу звание казанского автора песен и с удовольствием считаю себя земляком Виталия Харисова. Спасибо тебе за все, Виталик. Многое в моей жизни - с твоей легкой руки. Вот эту руку я и пожимаю крепко и с большим уважением. 

http://www.muzona.ru/people/kharisov/index.html

Бард Топ TopList

Реклама: