РОМАНТИК ПРИЗЫВА ШЕСТИДЕСЯТЫХ
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Наталья УСТИНОВСКАЯ
— Нет, я, оказывается, не Паганини, — сказал Юлий Черсанович,
с печалью взирая на порвавшуюся струну. Ностальгически вздохнув, вспомнил
о запасном комплекте, оставшемся в его московской квартире. И поскольку
песня на тему «Бумбараша» под травмированный инструмент явно не клеилась,
неуверенно предложил: «Ничего, если я просто почитаю?». Зал разочарованно
загудел. И действительно, без мелодии, без вокала творчество Кима как-то
не воспринимается. Но, слава Богу, нашлись добрые люди, предоставившие
маэстро старенькую, но довольно звонкую «Музиму». Честное слово, такой
концерт должен был состояться!
Это эпизод из выступления одного из классиков бардовской песни в большом
зале Новосибирской филармонии в апреле 1995-го, прошедшего при полном аншлаге.
Да, поклонников творчества Юлия Кима в сибирской столице оказалось предостаточно.
Происходившее на сцене действо было построено в традиционной манере — этакий
своеобразный отчет о творческом пути. Впрочем, дело не столько в традиции,
сколько в причине: в том году исполнялось ровно сорок лет со дня написания
артистом своей самой первой песни. Путь немалый, и интересных вех в нем
хватает.
РАЗМЫШЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ЗРИТЕЛЯ
Юлий Ким — выходец из незаурядной плеяды «шестидесятников» — современников,
очевидцев и участников так называемой хрущевской оттепели. Он «умудрился»
попасть в созвездие выпускников Московского педагогического института,
где что ни фамилия, то имя (да простится мне этот каламбур). Визбор, Якушева,
Коваль, Ряшенцев... И не просто попасть, а не затеряться в тени звезд.
Как это ему удалось?
Задумываясь над этим вопросом, я пришла к выводу: дело в нетрафаретном
взгляде на мир, в индивидуальности, в неподражательстве. И даже в некой
поэтической шершавости, делающей возможной параллель с, на мой взгляд,
бесспорным феноменом современной литературы — Юнной Мориц. Представляю,
как трудно было противостоять соблазну трафарета, когда все поголовно воспевали
романтику! И все же его «Фантастика-романтика» дошла до сердец и философствующих
эстетов, и непритязательных бродяг.
Смотри, какой гудит прибой,
Угрюмы небеса.
И все ж, друзья, не поминайте лихом,
Поднимаю паруса!
Все гениальное просто?
И еще меня всегда поражало, с какой смелостью тогда еще молодой Ким
брался за новые темы. Чего стоит взгляд из аудитории московского вуза на
мистическую «рыбу-кит»!
Кстати, на вышеупомянутом концерте автор поведал небольшую предысторию
создания этого «всенародного хита». В ходе предварительного распределения
комиссия предложила ему на выбор несколько мест, где позарез требовались
дипломированные учителя-словесники. Среди адресов — Северный Кавказ, по
странному стечению обстоятельств — Новосибирск, ну и Камчатка. Кам-чат-ка...
Слово заворожило экзотикой и неизведанностью. Юношеское воображение тут
же нарисовало картину долины гейзеров, неземной растительности, плавные
волны океана, на которых покачивается огромная рыба-кит. Вместе с согласием
ехать за тридевять земель родилась песня про то, как «на далеком Севере
бродит рыба-кит, а за ней на сейнере ходят рыбаки». Увы, в прикамчатских
водах китов не оказалось. Зато оказались дети, разделившие гитарные пристрастия
своего педагога и с удовольствием распевавшие под его немудреный аккомпанемент
песни про отважного капитана и прожженного пирата, про задир-гренадеров
и повес лейб-гусар. Вроде шутка, вроде, по определению Кима, проба тоненьких
мускулов. Но своеобразие — куда от него деться! — проглядывало. Песни оказывались
игровыми, жанровыми, этакими мини-сценарными. Именно им суждено было стать
платформой, взлетной полосой, ведущей к достигнутым ныне высотам Кима-драматурга.
Дальше были песни красных, белых и прочих зеленых в телефильме «Бумбараш»,
работа над потрясшей Париж оперой «Клоп», сотрудничество с Геннадием Гладковым
в фильме «Точка, точка, запятая», участие в картинах Марка Захарова «12
стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт».
Размышления о смысле бытия воплотились в потребность переосмыслить
эпохи. И тогда возникла необходимость не просто в эпизодическом соучастии,
но и в создании собственных сценарных сюжетов. Одним из таких стала пьеса
«Ной и его сыновья». Тематика — что ни на есть антивоенная, главное действующее
лицо — генеральный секретарь ООН.
Кстати, именно в этой пьесе Ким дебютировал как актер. Дело в том,
что репетировавший главную роль актер Московского театра им. Станиславского
С. Шакуров накануне премьеры сломал ногу,
и единственным человеком, знавшим текст «от и до», оказался, естественно,
автор пьесы. Он и вышел на сцену. Как вспоминает Юлий Черсанович: «Старался
изо всех сил. Следил за сквозным действием. А какие паузы держал, не паузы
— загляденье!». Иллюзии разрушили две актрисы, заглянувшие в гримерную
после одного из спектаклей. «Слушай, ты такой непрофессиональный, на тебя
так приятно смотреть!» — так вот оригинально выразили они свое восхищение.
Но, перефразируя известное, актеру — актерово, а поэту — поэтово. Ведь
Юлий Ким даже в кажущейся сценарной конъюнктуре всегда остается поэтом.
И еще — романтиком. И даже Остап Бендер, существо по сути своей приземленное
и меркантильное, подчинился его трактовке. Помните — «белеет мой парус,
такой
одинокий...»?
«Я бард и драматург», — представился Юлий Черсанович зрителям того
самого концерта. Так бард или драматург? Что все-таки доминирует? Хотя
в данном случае вряд ли нужно искать однозначный ответ. Ведь все самое
интересное зачастую рождается на стыке жанров.
ОТКРОВЕНИЯ С ДИКТОФОННОЙ ПЛЕНКИ
А после концерта бард и драматург (то есть Юлий Ким) и журналист (то
есть я) с немалым удовольствием — во всяком случае, с моей стороны, — побеседовали.
— Юлий Черсанович, было время, когда вы подписывали свои стихи фамилией
Михайлов. Нельзя ли поведать об истории этого псевдонима?
— Дело в том, что в 1968 году за участие в правозащитном движении меня
вынудили уйти из системы народного образования. Моя фамилия довольно часто
произносилась в эфире «вражескими голосами», так что для любого партийного
деятеля имя Юлий Ким ассоциировалось с понятием антисоветчик. Чтобы продолжить
работу
в театре и кино, мне нужен был псевдоним. Так вот и появился Михайлов.
Хотя все, кто имел со мной дело, прекрасно знали, кто он такой, этот Михайлов,
на самом деле. Не в курсе оказалось, пожалуй, лишь поколение, подросшее
к концу семидесятых.
— В чем же заключался в шестидесятых годах феномен Московского педагогического,
подарившего нам столько прекрасных имен? Что там — аура была какая-то особенная?
— По-моему, это просто историческая случайность, сравнимая разве что
с Римом, который, как известно, в одно прекрасное время дал миру целую
плеяду поэтов и живописцев. То время теперь называют эпохой Возрождения.
— А еще в вашей жизни были какие-нибудь случайности, внесшие заметные
коррективы и в судьбу, и в творчество?
— Случалось. Я ведь в студенчестве был уверен, что стану ученым-античником.
На пятом курсе даже латынь серьезно изучал.
И на Камчатку уехал с томиком Виргилия. Думал, отдохну от суеты большого
города, глубже постигну мир своих любимых римлян и греков, а там — в аспирантуру
подамся. Но Камчатка и стала той случайностью, которая сразу все расставила
по своим местам. Латынь почему-то вдруг перестала меня интересовать. Я
стал со страшной скоростью сочинять песни.
— Остались ли у вас какие-то особенные воспоминания о первом выступлении
в клубе «Под интегралом» новосибирского Академгородка?
— О моем выступлении — ни малейшего. Зато сохранилось воспоминание
о демонстрации 7 ноября. Был сияющий снежный день, и команда этого клуба
влилась в общие колонны «ликующих трудящихся». По лесистым дорожкам каэспэшники
шли таким образом: впереди — девица в кожанке и с маузером на бедре, по
бокам от нее — революционный матрос и революционный солдат. Они несли огромный
красный плакат, на котором не было написано ни единого слова. В этом мало-мальски
соображающий человек не мог не заподозрить антисоветчины. А с другой стороны,
парторганизация одобрила...
— Удается ли сейчас писать «социальные» песни?
— Вы знаете, после 91-го года — как отшибло. Не могу дать этому связного
объяснения. Словом, пропала охота откликаться на «злобу дня». Исключение,
пожалуй, составил марш, написанный по поводу событий в Чечне. Я его от
большой злобы написал, поэтому не считаю удачным. Надо было еще хлестче.
— Кто, на ваш взгляд, заслуживает внимания из бардов «подрастающего
поколения»?
— Больше всех — Михаил Щербаков. Я знаком с ним с 83-го года. Не сказать,
чтобы мы близко дружили, но встречаемся всегда с неизменной симпатией.
— Вам никогда не хотелось обратиться к более объемным литературным
формам — к примеру, рассказам или даже романам?
— Я, конечно, мечтаю засесть за художественную прозу. Но пока не получается:
все время некогда. В связи с этим часто вспоминаю Камчатку. Был там у меня
такой период — я лежал с вывихнутой ногой и от нечего делать стал сочинять
рассказы. Несколько из них у меня до сих пор сохранилось. Недавно просмотрел
свои творенья и пришел
к выводу: читаются с интересом.
— Так в чем же дело? Нужно ехать на Камчатку!
— Хороший совет. Как раз вчера сообщили, что авиабилет до Петропавловска
стоит миллион рублей.
(Напомню, что разговор этот состоялся семь лет назад — Авт.).
1995 год
От редакции. Мы не случайно включили в первый выпуск журнала рубрику
«Былое и струны». Наверняка в жизни каждого каэспэшника есть свои воспоминания
— о бардовских фестивалях, встречах со знаменитыми людьми, о туристских
походах... Так что ждем ваших писем! Самые интересные из них будут обязательно
опубликованы.
http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=9&page=1 |