Разгуляй. Истории и лица.
(часть 2)

История куста Разгуляй, как и история всех кустов, началась в 1976 году, когда была предпринята реорганизация структуры КСП c целью внести систему в управление дико растущей популяции. В это время в составе клуба насчитывалось около 200 объединений. В марте этого года в клубе МИФИ было проведено общее собрание представителей всех существующих фракций и предложено разделиться на дружественные конгломераты, состоящие из нескольких групп (10-15 в каждом) по территориальному признаку. Название этому новообразованию дали экологическо-романтическое – куст. Группы, входящие в куст, определялись правлением.
Куст Разгуляй назван по одноименной площади, и в него вошли группы, официальное местоположение которых было близко к метро «Бауманская». Среди них: Оверкиль 538, Глюк, Ярило, Чупитры, Вечерний звон (МИИГАиК) и иже с ними Гаудеамус(Бауманский), Сублимат, Пилигримы, Орфей и МИЭМ. По данным архива клуба КСП в первоначальный состав входило еще 4 группы, но в активной жизни куста они участия не принимали, также как и группа Гуадеамус, ушедшая впоследствии, и в памяти народной следа не оставили. Несмотря на то, что физически группы Чупитры уже больше не существовало, ее было решено сохранить в составе куста номинально, как резервную, поскольку желающих пойти на слет всегда было куда больше, чем лимитированных мест. 
В этом же году Московский клуб КСП получил ставку освобожденного директора. Им стал Михаил Баранов. КСП приобрело после своей реорганизации бюрократичную, полувоенную структуру правления: штаб коллегиально принимал основные решения на своих заседаниях и на расширенных  собраниях доводил их до сведения командиров кустов. Командиры на своих, кустовых, сборищах выплескивали судьбоносные решения на командиров групп, которые, в свою очередь, должны были передавать всю информацию рядовым членам куста. Машина завертелась, чаще всего работая на саму себя, (она же впоследствии, я думаю, и поглотила своих родителей.), - была создана мощная система обзвонки, велись протоколы собраний и заседаний. Сами заседания превратились в монстра, поглощающего массу времени штаба и кустовых командиров, хотя решения принимались, как правило, кем-то неизвестным и в самый последний момент. Правлением КСП, конечно, велась огромная работа – ремонтировалось помещение клуба на ул Трофимова, покупалась пленка для фонотеки, фотобумага для фототеки, пробивались залы для абонементных концертов. Первые такие концерты начались в 1977 году в ДК им. Горбунова. Они пользовались огромной популярностью. Стоимость билета на концерт была 50 копеек, т.е.годовой абонемент можно было купить за 4-5 руб и он по цене был доступен любому. Что нельзя сказать о количестве мест – их всегда не хватало. Организовывались одиночные концерты в других залах, но опять не хватало мест - количество жаждущих проникнуть хотя бы одной ногой на клочок заветного пространства, где можно было вживую услышать, а может и одним глазком увидеть своего кумира, знакомого лишь по затертым пленкам хриплого магнитофона, всегда превышало разумные пределы. Так, на одном из концертов Ю.Визбора, под напором толпы, стремящейся попасть в помещение клуба, была разнесена в клочки дюймовая стеклянная дверь, на остатке которой Оля Пугина(Глюк) въехала в вестибюль. К чести организаторов концерта не был вызван наряд милиции, а просто, пустив шапку по кругу, они попытались собрать деньги на новую дверь, осколок которой мог каждый взять на память. Визбора в тот день увидели все желающие. Постепенно стало увеличиваться количество залов, где проводились концерты по абонементам. Это количество увеличивалось до тех пор, пока не побороло качество и предложение не превысило спрос.
Творческая жизнь же переместилась во вновь созданные кусты. Здесь придумывались спектакли, которые ставились потом на слетовских сценах, здесь вырастали авторы и образовывались творческие ансамбли, здесь разыгрывались фейерии и поэтические ристалища.
А пока кусты становились на ноги. Некоторые, такие как SCO, Лефортово, Охотный ряд, Москворечье, Сокол, возникшие на базе МИФИ, МГПИ, МАИ, МХТИ, уже имели авторитет, свою историю, сложившийся костяк и традиции. Разгуляй же принадлежал к категории молодых и малочисленных кустов. Но, как из маленького семечка вырастает большое дерево, так и он, существуя уже четверть века, стал весьма заметным явлением в жизни многих людей.
Первый командир куста Разгуляй - Слава Спиридонов(Глюк). Кустовой командир того времени - это прослойка между базисом оргкомитета и основанием куста или шея между головой и телом, которая отвечала за все и на которую очень удобно накинуть удавку. 


Слава Спиридонов и Ирина Жеребина

Первый кустовой – это еще наконечник, который определяет полет стрелы, или тот козел, за которым пойдет стадо баранов. Славка очень подходил для этой роли: его голова всегда была набита глобальными идеями и концепциями, которые он пытался претворить в жизнь. Одной из идей было создание славянского куста-«племени курносых» и сочувствующих им. Под эту идею очень подходило название Флаг и эмблема куста тоже работали на это.
Первая эмблема Разгуляя: в треугольном контуре купола церквей с растянутой в виде гормошки надписью по нижнему контуру. Это означает:
Служение отечеству – символизирует треугольник, стилизованная треуголка русского солдата,
Жертвенность и святость веры - символизируют купола церквей и
Безудержное веселье символизирует гармошка Разгуляя.
Флаг же - подвыпивший гвардеец петровских времен, отправившийся на поиски приключений, - говорил еще о смелости и находчивости собравшихся под ним.


 Эмблема Разгуляя № 1

В мае 1976 года, на Яхроме, прошел 19 слет КСП, вошедшийй в историю под названием 1-й «мокрый» слет. Место было замечательное, но выбиралось оно еще по снегу и никто не мог предположить, что у нас опять будет затяжная весна и вешние воды с веселым журчанием понесут по всей поляне, расположенной в низине, все, что накопилось за год и прибавилось на слете. Что опять пойдет дождь и усугубит картину. Что дополнит эту картину многотысячная толпа, смачно чавкающая по поляне слета и размесившая то, что когда-то было дорогами и тропами. Куст SCO за небольшие деньги показывал аттракцион: при желании можно было заглянуть в установленную на штатив подзорную трубу, направленную в самую гущу кустарника. В поле зрения окуляра была видна эмблема слета с неброской надписью: Вид на провал. Хотя в целом программа слета была удачной. На большой сцене от Разгуляя выступал А. Зазнобкин(Оверкиль) с песней «Тебе спокойно и хорошо...» А.Мирзоян показывал на своей сцене первую часть спектакля по Д. Хармсу.


Модель флага куста Разгуляй

 В этом же году умерла традиция осенних слетов большого КСП. Кусты взамен провели свои. Вот так  и началась их личная жизнь, у кого-то бурная и короткая, а у куста Разгуляй затянувшаяся на четверть века.
30-31 октября 1976 года, под Нарой, где за неделю до этого слетался куст SCO, состоялся первый слет Разгуляя. Разгуляй, в то время еще желеобразный, воспользовался готовым местом и еще не разобранной на дрова сценой. В программе был небольшой концерт для всех желающих попеть с «высокой трибуны» и песни на всю ночь у костра.


Открытие первого слета Разгуляй

Это было счастливое детство Разгуляя. Я бы назвала это Временем общего костра, Временем общих песен, Временем общения. Оно было сродни библейскому, когда люди еще не начали строить Вавилонскую башню и говорить на разных языках.


Утро первого слета

Утром у народа еще было достаточно сил провести футбольный турнир, в финал которого вышли группы Орфей и Ярило, и который закончился победой Ярило. 
Официальный КСП старался помочь кустам скорее встать на ноги. Правление КСП пыталось при помощи ЦК ВЛКСМ прикрепить каждый куст к  какому–нибудь богоугодному заведению, где бы можно было устраивать собрания, встречи и концерты. Первым таким местом для Разгуляя стал красный уголок при ЖЭКе на Бауманской. Вот там 10 декабря 1976 года состоялась «первая выездная сессия Разгуляя».
Это был 1 тур ХI конкурса Московского клуба самодеятельной песни, проводимый «на местах». Конкурс оценивался жюри под председательством Ю. Кима. У входа в ЖЭК была выставлена группа охраны, которая проверяла самодельные билеты, сделанные из половинок художественных открыток с портретом В. Чкалова, купленные в магазине уцененных товаров за 1 коп. Дело было ответственное и Саша Непомнящий, стоящий при дверях, не стал пропускать невзрачного корейца, стремящегося пройти в помешенгие уголка безо всякого билета. Ю.Ким скромно стоял в сторонке, пока какой-то более осведомленный товарищ не объяснил «кто есть кто» и не провел его в зал. На сцене были представлены лучшие авторы и исполнители куста. Основной костяк  того времени состоял из: находившегося в полном расцвете сил Анатолия Зазнобкина, Владимира Котова, тогда еще начинающего автора, но выступающего как исполнитель, Владимира Манилова, Сергея Оглоблина, Иосифа Сигалова,...
На этом же конкурсе Сергей Мосин впервые показал песню «Мамонт», ставшую впоследствии  шлягером Разгуляя. Она пользовалась неизменным успехом и среди любой неРазгуляевской аудитории. В частности, дуэт Мосин-Кирюшкин, исполнявший «Мамонта», вышел победителем в конкурсе песни на слете куста Охотный ряд 1977 года. При первом же исполнении она не была замечена. 
Тогда же прошло мимо жюри и еще одно самобытное явление, положившее начало уникальному оркестру, триумфальное шествие которого по дорогам слетов Разгуляй и КСП помнят все, кто хоть раз его видел и слышал. Это был квартет С. Мосина, С. Кирюшкина, В. Коновалова, В. Рагимова. Они сделали 3-х –голосие с аранжировкой на 4 гитары песен В. Рагимова и А Добина на стихи В. Федорова. В то время КСП-шное общество было ориентировано в основном на туристско-походный вариант «песен у костра» и соответствующее исполнение. Яркий пример тому - в 1976 году на конкурсе туристской песни А. Суханов занял 2 место после А. Зазнобкина. Это сейчас мы принимаем «на ура» все, что хорошо слушается, даже песни пограничного жанра. Я думаю, что первыми «пограничниками», прорвавшими тесносплоченные ряды КСП-шных романтиков стала группа «Последний шанс». А в то время все «инакомыслие» начисто отметалось, а жаль, потому что после первой неудачи на много лет пропадало желание писать у многих начинающих авторов. 
На 2 тур XI конкурса прошли А. Зазнобкин и В Котов. 


Группа МИЭМ по дороге на 2 –й слет Разгуляя. Справа Коля Мурашов

Сразу после конкурса состоялась официальная презентация Гвоздей - они показали театральную интермедияю, обыгрывавшую название группы, под девизом «Гвозди бы делать из этих людей,...». С этого момента группа Гвозди вошла в состав Разгуляя. У каждой группы была своя дорога, по которой они приходили в уже сколоченный коллектив куста. Вот как, например, появилась группа МИЭМ. Вспоминает Миша Дьяконов(МИЭМ-О):
«Поехали мы(я, М. Дьяконов, и Коля Мурашев) однажды в лес под елку каких-то песен слушать...Коля этот, Мурашев, меня, М. Дьяконова, подбил-подраззадорил... Поехали мы, значит, электричкой, и...вдруг после 3-й рюмки, он, этот Коля, мне и говорит: Слышь, Миш, а бумажку-то, где нарисовано как топать, я, поди, забыл... Но станцию я, кажется, запомнил... Ну, а в ответ на парочку моих так, скажем мягко, непечатных фраз, он мне толкует: Не бэ, Мишаня, там должны следов натопать, ведь зима ж.... Выходим на платформу – никого! Вокруг платформочки – следов... Ну, скажем, есть немного, но разбредаются в разные стороны. Вдруг мимо все-таки прет один чудила с рюкзаком. Коля к нему, и давай допытываться: А где тут какой-то куст. А ему в ответ: Кустов здесь много. Напиться и упасть вы можете под каждым... А можете пойти со мной и попадете на Картфак. А мне-то один пес где, под каким кустом надраться...Вот я в ответ: - уговорил, речистый, и пошли. Дошли... Потом мы с этим парнем какую то сосну валили...потом по рюмочке...Ну, познакомились, короче. А это был Славик Спиридонов. Ну, а когда Колюнчик(Коля Мурашов) распелся, зазвал нас Славик на какой-то Разгуляй. Поехали мы с Колей на этот Разгуляй, а нас спрашивают: «Кто такие?, как группа ваша называется?» - Какая группа? Коля, у тебя какая группа? Он: первая, а у меня – вторая. –Откуда вы такие остроумные?- мы из МИЭМА... Так появилась на Разгуляе группа под названием «МИЭМ». За группу «О» разговор особый.»


Кроки слета «Балаган»

Со 2 слета началась «театральная эпоха», когда представления, выходы групп, стали постепенно вытеснять со сцены Разгуляя песенные концерты. Песенный заряд, когда гитара бралась в руки уже в электричке по дороге на слет, а зачехлялась при появлении московской платформы, постепенно иссякал, и вот уже вместо гитары долгий путь скрашивают карты, а у костра репетируются выходы. В апогее «маэстро» вообще перестали брать с собой гитару, в надежде, что какой-нибудь желторотый новичок услужливо предложит им свою.
 



Разгуляй-город

2-3 апреля 1977г. в Скоротово развернулся 2 слет Разгуляя, названный «Балаган». Идея Балагана – масленичное гуляние с песнями, плясками и розыгрышами.
Каждая группа подготовила небольшую программу. Представление, развернувшееся утром, можно представить по оргалитовым досточкам, разрисованным С.Бесковым. По ним же можно судить о широте замысла: создать на один день Город веселья.


Блинная МИЭМа. Блины с пылу, с жару подавались под частушки-веселушки.

Разгуляевский народ всегда любил попеть хором. Вот уже на протяжении 25 лет, когда Полковник затягивает: «Ёоо, дэ вэ...» глаза у всех затуманиваются изначальной тоской, и всякий в меру своих лингвистических способностей подпевает. И конечно, неспроста взрощенный Дементием Димка Турчин(Ангелы) сделал княжеский жест и привез на 50-й Разгуляй своих друзей – профессиональный цыганский хор, который полночи развлекал собравшийся народ. Правда, цыган нынче не тот пошел. В ответ на вопрос, нравится ли им тут, они смущенно проговорили – все хорошо, но мы не привыкли сидеть всю ночь у костра и так далеко от дома...


Цыганские песни исполняются смешанным трио:Галя Иванова(Глюк), А.Зазнобкин(Оверкиль) и В.Манилов(Печки-Лавочки)

Когда Лео(Алексей Клинцов) очнулся среди ночи возле своего костра в тяжелом похмельи и понял, что стоящие вокруг него цыгане - это не начало белой горячки, он, с присущей ему заботливостью о ближнем, поинтересовался: «Ребят, вас еще не обокрали? – будьте осторожны!». Разгуляевская ночь цыган закончилась в собственных постелях – их развезли по домам.


В. Котов и С. Оглоблин

Если конек А. Зазнобкина – это цыганские песни, то С.Оглоблин мог зажечь народ циклом песен Ю.Кима «1812 год». И только с В. Котовым пелось «Под звон гитар, под шорох лести» во всю ширь охрипших глоток.
Лебеденой песнью Володи Манилова, была, есть и будет «Карнавал»,  (С Филатов, музыка В. Качана)


В. Манилов 

А Сергей Новиков никогда не упускал случая исполнить «...Так громче музыка играй победу...»,   «Как на диком Яике..»- громко и от души. 
Пробный камень пантомимы с отдельными междометиями, русское национальное игрище «Коррида», - первый творческий успех «Гвоздей» на втором слете.


Прима-корова с блистающей грацией обходит ряды зрителей

Продолжение >> 

 
Бард Топ TopList

Реклама: