|
Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Дуговка: пора раздумий
Эссе3
Во-первых, прошу прощения за задержку с продолжением. Были на то причины.
Однако, прежде чем продолжить краткий курс истории КСП с древнейших
времен до наших дней, я вынужден ответить на огромное количество вопросов,
опередив плавное течение времени.
Вопросы: 1. Будет ли осенняя Дуговка и когда?
2. Если не будет, то почему это?!!
3. Ну и что дальше?
1. Осенней Дуговки не будет. Будет весенняя, на новом качественном
уровне. Все силы мы сейчас бросим на подготовку и проведение фестиваля
"БардЮга" 20-21 октября в парке Эшколь, большого концерта в Нетании 14
ноября и осеннего фестиваля в Реховоте.
2. Почему не будет осенней Дуговки? Потому, что нет денег. Вас (нас)
стало неизмеримо больше, и необходимые затраты растут в геометрической
прогрессии. Мы не выдерживаем без спонсорской поддержки. Вот и все. Досужий
лепет совкового менталоносца о том, что ТАМ все было бесплатно - это просто
незнание, нежелание знать и (или) жлобский вызов. Мы уже живем в стране
с другой системой экономических взаимоотношений, где "бесплатно" просто
не бывает. Пусть спящий проснется и оглянется по сторонам. Об этом подробнее
я расскажу в своих заметках.
Переход от 2 к 3 вопросу: Конкретный разговор в соответствующих
сферах
Я: Мы проводим с 95 года фестивали, собирающие от 5 до
10 тысяч человек.
Он: Кто вас спонсирует?
Я: Никто.
Он: Ерунда! В Израиле просто не бывает и не может быть фестивалей (любых)
без полной спонсорской поддержки!
Я: Но мы провели их уже 11.
Он: Значит, вы теперь на своей шкуре знаете, что я прав.
Он прав. Точка.
Понимает ситуацию только тот, кто внутри, и тот, кто хочет понять.
И поддержать. И принять участие, т. е. взять на себя пусть малую, но часть
ответственности.
Мы искренне благодарим тех, кто зная, где он находится, и понимая,
чего стоит организация такого действа, купил билеты и тем самым вложил
свою долю в эту организацию. Сетования об отмене осенней Дуговки, исходящие
от тех, кто привык на халяву, мы проигнорируем. Отмена - и по их вине.
3. Ну и что дальше? Если вы о всеизраильском движении КСП, то оно живет
и развивается. Слеты (фестивали) БардЮга, Реховот, Дюна подробно готовятся.
Плюс - Нетания (см. выше). Если же вы о Дуговке, то мы рассчитываем найти
поддержку спонсоров и провести ее в обычные сроки весной.
Ну а теперь вернемся назад, ко времени, на котором я прервал свой рассказ
в предыдущем эссе, то есть, в конец шестидесятых.
Итак, появился феномен. Песни, которые задевали тайные струны души.
Которые - о чем бы они ни были - звучали, как протест, как глоток свободы.
Популярность их бешено ширилась, и начались попытки осмыслить то, с чем
мы столкнулисью В Петушках (станция, куда потом ездил В. Ерофеев) в 1967
г. провели теоретический семинар на эту тему. Явление налицо, а куда пойдет
это движение? Что это - форма диссидентства или просто крик души, или и
то и другое вместе? Весьма глубоких мыслей и предположений было много.
А движение... двинулось в своем, непредсказанном направлении.
Итак, первые (московские, напоминаю) слеты были трезвыми и какими-то
очень светлыми. Но любой поток, набирая мощь, увлекает за собой мусор,
песок и даже камни.
Четвертый слет уже не мог обеспечить всем прибывшим условий - возможности
увидеть и услышать концерт любимых бардов (на сцену не выходил кто попало!).
Естественно, потребовалась аппаратура, свет, сцена, задник и тому подобные
аксессуары. Где взять? Ведь все бесплатно! И заказать нельзя в условиях
соц. хозяйства. Все фирмы - государственные. А оно (государство) напряглось,
насторожилось. "Что-то эта кость как-то не так шевелится." Там не ищи.
с работы красть можно скрепки и по мелочи. Аппаратуру, сцену и прочее -
не скрадешь. Куда идти?
Джинн появился сам. Звать - комсомол. С деньгами и возможностями у
них все в порядке - младший брат КПСС, как-никак, смена. В чем был интерес
комсомола? В том, чтобы, предложив в нужный момент помощь и на ней "въехав",
постепенно подмять под себя, прильнуть к рулю.
К чести правления московского КСП, оно оказалось хитрее и гибче. Крутясь
и выкручиваясь, оно помощь употребило, а рулить молодым ленинцам не дало.
Это-то хорошо, но начались внутренние процессы, которые, на мой взгляд,
движение подточили, унизили и, собственно, свели на нет. Слеты стали не
центральными, а единственными событиями в жизни КСП. Клубы хирели от скучной
заорганизованности и исчезали один за другим. Слеты потеряли букву К в
аббревиатуре КСП. Клубы иссякли. Были созданы "кусты", большие районные
объединения, тяготеющие к тому или иному ВУЗу, которые не только приводили
свои массы на городской слет, но и начали организовывать свои, кустовые,
слеты. Слеты стали превращаться в гигантские пикники. Качество творческих
программ и технические возможности росли, а народ все больше кучковался
у своих костров, в основном, на предмет выпить водки и попеть самим себе
(хотя, это, собственно, они и делали в обычные выходные). Дух первых слетов
отлетел. Почти.
Ушел я из этих слетов именно тогда. Почему? Стало скучно.
Пришедшие в КСП в середине 70-х, утверждаю, не знают, что такое КСП.
Они застали уже вышесказанное. Так что, когда некоторые наши участники
со-пений, бия себя в грудь и надувая щеки рычат, что они - старые КСПшники,
мне опять скучно. И их жалко.
При всем грустном, можно отметить и положительное:
1. Бардовская песня не умерла, а окрепла, продолжая завоевывать приверженцев.
2. Появлялись новые и новые поколения бардов, но сохранялась и крепла
любовь к основоположникам, классикам жанра, на творчестве которых учились,
а многие, увы, пытались механически им подражать. Слава Богу - не все.
3. Бардовская песня вышла на радио, телевидение, большую сцену.
Жанр признали. От него уже нельзя было избавиться.
В следующем эссе я расскажу о процессе становления жанра здесь, в Израиле.
О его успехах, проблемах и перспективах.
Е. Гангаев
http://www.neystadt.org/ksp/pressa/gangaev/3.htm |