Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Кому это нужно? - Наверное нам

Борис Гольдштейн

Последняя волна эмиграции забросила в Калифорнию большое количество творческих людей, вращавшихся в бывшем Советском Союзе в среде любителей авторской песни. Для них, оказавшихся оторванными от привычного общения между собой в лесу, у костра, традиция песенных слетов "на пленэре" стала тем необходимым воспоминанием о своём прошлом, о том хорошем, что было в той жизни. И что обязательно надо передать детям. Кроме того, если ты сам пишешь стихи, песни, рисуешь, сочиняешь прозу, музыку, неплохо поёшь или рассказываешь, всегда есть желание и даже потребность поделиться своим творчеством с другими. И лучше, если это произойдёт вначале не "в чутких высоких залах", а в непринуждённой обстановке: на кухне, в доме у друзей или у костра, где ты можешь один на один рассказать о самом сокровенном такому же, как ты, менестрелю или заинтересованному слушателю–зрителю. В такой обстановке тебя никто не будет спрашивать, что ты имел в виду, написав ту или иную фразу, тебя просто будут очень внимательно слушать, примеряя каждое твоё слово или музыкальную фразу на себя, стараясь понять твои душевные переживания.

Первые калифорнийские песенные слёты начали проходить в 1993 году в районе Сан-Франциско. До 1995 года они носили характер пикников, где главной целью было пообщаться, попеть у костра всем известные песни бардов из бывшего Советского Союза: Окуджаву, Высоцкого, Визбора, Никитина, Матвеевой, Галича, Берковского и других. Организатор и вдохновитель этих слётов – прекрасный киевский бард Леонид Духовный, переехавший в 1992 году на постоянное место жительства в Bay Area (Пало-Альто), очень быстро собрал вокруг себя и увлёк вылазками на природу довольно большое число людей. Его подвижническая деятельность привела к тому, что некоторые люди, как скажем Евгений Кожевников и Лилия Хайлис, никогда до этого не сочинявшие стихов или музыки, начали это делать под влиянием этого человека. И сейчас, через пять лет, это уже достаточно известные авторы песен, у которых есть собственные аудиокассеты.

Настоящий же слётный, или фестивальный, бум среди калифорнийских любителей авторской песни наступил в 1996 – 1998 годах. В 1996 году с перерывом в три месяца в Северной и Южной Калифорнии прошли два слёта КСП с концертами, а в первом случае и с конкурсом, лауреатами, призами, дипломами, эмблемами и прочей атрибутикой. Но больше всего эти праздники песни запомнились его участникам той незабываемой атмосферой человеческого общения с песнями у костра и душевными разговорами до утра, которые так много значили в жизни этих людей там, в странах бывшего СССР, и которых так не хватает здесь в США. В конкурсном концерте на озере Сонома (19 – 21 июля 1996 года) приняло участие 15 авторов и исполнителей из Bay Area, Сакраменто и Сан-Диего. Всего же на слёте присутствовало около 500 человек, друзей и знакомых Леонида Духовного, которые приехали поздравить его с очередным днём рождения.

Успех, с которым прошёл слёт, вдохновил организатора из Сан-Диего Бориса Гольдштейна на проведение такого же мероприятия в Южной Калифорнии. И вот 28 – 29 сентября 1996 года на горе Паломар, недалеко от всемирно известной обсерватории прошёл Первый Южно-Калифорнийский слёт авторов и исполнителей самодеятельной песни. На слёт приехало 60 человек из Лос-Анджелеса, Ирвайна и Сан-Диего, а также гости из Сакраменто и Лос-Аламоса (штат Нью-Мексико). Большой удачей слёта можно было считать тот факт, что удалось собрать почти всех авторов и исполнителей из Лос-Анжелеса, которые в 1986 году организовали у себя в городе клуб авторской песни "Надежды маленький оркестрик" и с большим успехом давали свои концерты в залах Западного Голливуда и его окрестностей. На их выступления собиралось от 400 до 700 человек. Такую аудиторию сейчас не всегда удаётся собрать на концерты известных бардов, приезжающих на гастроли в Америку. В 1991 году, по разным причинам, этот клуб прекратил свою работу, и на какое-то время авторы и исполнители Лос-Анджелеса оказались в вакууме. Писать и петь для себя не хотелось, и многие из них уже подумывали бросить это занятие и начать делать деньги, что надо сказать у некоторых неплохо получилось. Однако "бацилла" творчества и жажда общения так сильно проникла в их души, что стоило только чуть-чуть растормошить запрятанное глубоко желание петь, сочинять и быть услышанными, как всё вернулось на круги своя. В концертной программе слёта на горе Паломар в сентябре 1996 года приняло участие 20 авторов и исполнителей. Каждый из них вспомнил и спел по три-четыре песни из своего старого репертуара. Для некоторых это было мучительно и очень тяжело, как например для Жени Трахтенберга или Володи Рагимова, которые почти не дотрагивались до гитары эти пять лет. Однако ночью, у костра, многие из ребят признавались, что так хорошо и душевно они не пели уже давно. Лидеры клуба "Надежды маленький оркестрик" – Наташа Могли (Минц), Александр Быстрицкий и Анатолий Постолов были приятно удивлены тем, что за эти пять лет народ не только не забыл их, но и с интересом слушал и просил спеть что-нибудь новенькое, а у них самих и их товарищей по искусству не пропало желание писать и слушать друг друга. И это настраивало на оптимистический лад.

Так же, как и в Сан-Франциско, слёт стимулировал многих из авторов к написанию новых песен. Так, Владик Репкин из Сан-Диего, до этого много лет писавший стихи, неплохо игравший на гитаре и исполнявший песни известных бардов, вдруг решил попробовать написать музыку на собственные стихи. И это у него неплохо получилось. А Евгений Альпер из Лос-Анжелеса, начавший незадолго до слёта сочинять музыку на стихи русских классиков и страдавший от того, что некому было показать эти попытки, нашёл в лице участников слёта не только внимательных слушателей и советчиков, но и творческого партнёра – Наташу Шварцман, поэта из Лос-Анжелеса, на стихи которой он написал уже две песни, и "это ещё не вечер".

Расставаясь осенью прошлого года, все сошлись на том, что такие слёты надо продолжать. В 1997 году в "золотом штате" прошло три фестиваля авторской песни, на которых присутствовало около 800 человек не только со всей Калифорнии, но и из других штатов Америки (Иллинойса, Юты, Нью-Йорка, Вашингтона, Нью-Мексики), а также автор из России Валерий Червяков, оказавшийся во время одного из слётов в гостях у родственников из Сан-Диего.

Вот адреса и некоторые статистические данные слётов и фестивалей 1997 года.

Палм-Спрингс (22-23 февраля). Фестиваль проходил в большом гостеприимном доме художников Жанны и Эммануила Снитковских. Хозяин дома не только талантливый скульптор и художник, но также весьма своеобразный автор песен, которые начал сочинять уже здесь в Америке в возрасте 60 лет. На фестивале присутствовало около 100 человек из Сан-Диего, Ирвайна, Лос-Анжелеса, Сан-Франциско, Сакраменто и Новокузнецка (Россия). В концерте участвовало 27 авторов и исполнителей из Калифорнии и России. На память о фестивале остались буклеты с лучшими песнями прошлого слёта на Паломаре и сувенирная телефонная книжка с эмблемой праздника.
 

Сан-Франциско (25-27 июля). Фестиваль проходил на природе в Antony Chabot Regional Park. Присутствовало более 400 человек из Калифорнии и других штатов Америки (Иллинойса, Юты, Нью-Йорка, Вашингтона). В программе фестиваля прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. В конкурсном концерте приняло участие 35 авторов и исполнителей из Калифорнии, Юты и Иллинойса. Победители были награждены дипломами лауреатов Открытого Калифорнийского фестиваля авторской песни «Полуостров-97», а организаторы – памятными медалями. 26 июля, во второй день фестиваля, состоялось учреждение Ассоциации Русскоязычных Клубов и Авторов Стихотворной Песни США (сокращённо АРКА СП США). Членами ассоциации могут стать авторы, исполнители, а также любители, объединённые в клубы авторской песни по всей территории Америки. Специально к фестивалю был издан сборник песен авторов, живущих и пишущих в Калифорнии. В книгу «Калифорнийский соловей» вошли также песни известных бардов, которые поют исполнители, переехавшие на постоянное место жительства в Калифорнию.

Паломар (4-5 октября). Слёт проходил на горе Паломар в Crestline Group Campground во второй раз и стал традиционным осенним сбором для любителей жанра авторской песни в Калифорнии. На слёте присутствовало около 200 человек, что почти в четыре раза превысило официальную ёмкость поляны по американским меркам. В концерте, продолжавшемся пять с половиной часов, приняло участие двадцать семь авторов и исполнителей из Южной Калифорнии, Сакраменто и района Сан-францисского залива. Памятные сувениры и красочные программки слёта пополнили коллекцию участников фестиваля. За год, прошедший с прошлого Паломара некоторые авторы, как например, Анатолий Постолов, написали целые концертные программы, другие, в частности Александр Маркман, Алексей Кискачи, Александр Быстрицкий, как бы проснулись после долгой спячки и начали писать новые песни, третьи, как Лилия Хайлис, продолжали совершенствоваться в игре на гитаре и достигли определённых успехов. В поле зрения организаторов попадают всё новые и новые авторы, исполнители и любители авторской песни. За год фестивального бума некоторые авторы нашли себе исполнителей. Так, песни Риммы Гольдман звучали на фестивале в Сан-Франциско в исполнении дуэта Ольги и Изи Тарасовых, а на Паломаре – в исполнении Александра Зевелёва, который сам пишет очень хорошие песни. Здесь же, на Паломаре, познакомились Лилия Хайлис и Марина Ксендзенко, которой очень понравились песни Лили, и она сказала, что хотела бы их петь. Послушав и лучше узнав друг друга, авторы из разных городов получили приглашение выступить с сольными концертами в Сан-Диего, Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Пало-Альто.
В 1998 году, сохраняя традицию, в Калифорнии прошли два крупных слёта КСП.

ФАЛКОН (22-24 мая 1998 г.) - 3-й Открытый Калифорнийский фестиваль авторской песни - проходил в горах Santa Ana в групповом кемпинге FALCON, недалеко от Лос-Анджелеса и Сан-Диего. Присутствовало около 600 человек из Калифорнии и других штатов Америки. Большой фестивальный концерт длился пять с половиной часов. В нём выступили 32 автора и исполнителя из Лос-Анжелеса, Сан-Франциско, Сан-Диего, Ирвайна, Сакраменто, Феникса, Нью-Йорка. На протяжении двух ночей напролёт не смолкали песни у трёх больших костров, прошла дискуссия на тему «Авторская песня в 21-ом веке», был выпущен буклет с песнями калифорнийских бардов «Мои новые песни», участники фестиваля получили на память красочные программки и сувениры.
 

ФАЛКОН (2-4 октября) - 4-й Южно-Калифорнийский слёт КСП - прошёл на том же месте, где и весенний Открытый Калифорнийский фестиваль авторской песни. На нём присутствовало 400 человек, что в два раза больше, чем на горе Паломар в 1997 году. Всего лишь через год желающих попасть на слёт стало настолько больше, что кемпинг на Паломаре, наверное, уже никогда не сможет вместить даже малую долю тех, кто хочет поучаствовать в такой тусовке. В концерте приняло участие 29 авторов и исполнителей из КСП «ДУША» (Южная Калифорния) и КСП «ПОЛУОСТРОВ» (Северная Калифорния), а также гость из штата Нью-Мексика Марк Минеев. Песни у костров звучали всю ночь, после большого концерта, а утром, в воскресенье, все с удовольствием обменивались телефонами, адресами песнями и стихами на память. Как всегда, участники слёта получили на память программки и сувениры (на этот раз значки).
И ещё двумя событиями был отмечен этот слёт: 3 октября 1998 года в Лос-Анжелесе начал выходить журнал «Афиша», идея которого родилась на майском слёте, а с середины сентября 1998 года в университете UCLA стал действовать клуб любителей авторской песни, обязанный своему рождению той энергии, которая исходила от общения на слётах.

Теперь, когда на дворе уже весна 1999 года и полным ходом идёт подготовка к пятому южно-калифорнийскому слёту и четвёртому открытому калифорнийскому фестивалю авторской песни, можно с уверенностью сказать, что эти праздники песни и общения между людьми стали едва ли не самыми значительными событиями в культурной жизни русскоязычной общины Калифорнии за последнее десятилетие. Говорю я это потому, что знаю, с каким нетерпением не только авторы и исполнители, но и просто любители этого вида искусства ждут эти слёты и фестивали, планируют отпуска, откладывают командировки, стараются не брать сверхурочные, даже нарушают религиозные обряды, лишь бы побывать 2 – 3 раза за сезон на этих праздниках, где всё не так, как в их повседневной американской жизни. Поэтому и пишут они чуть ли не после каждого КСП стихи и песни, посвящённые общению на слётах. Придёт время, и в Калифорнии будут проводиться международные фестивали авторской песни, в которых будут участвовать представители США, Канады, Франции, Германии, Израиля и стран СНГ. И время это не за горами, дело только за спонсорами, а желания и организаторских способностей нам, любителям этого жанра, не занимать.

А ближайший – Пятый южно-калифорнийский слёт КСП пройдёт 21 – 23 мая в горах San Bernardino на плато Barton Flat, на высоте 6400 футов над уровнем моря, в групповом кемпинге OSO/LOBO.

http://www.rubca.com/bards/win/usa/ca/news/ca-slets.htm

Бард Топ TopList

Реклама: