Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Юрий Васильев Популярный бард "новой волны" Тимур ШАОВ тоскует по классике и не любит,
когда его приписывают к какому-нибудь жанру
"Сотвори себе кумира, пой осанну, спи голодный, а потом его кремируй,
а потом ходи свободный". Лично для меня знакомство с песнями Тимура Шаова
началось с этих случайно услышанных в чьей-то машине строчек. Потом были
другие песни - столь же яркие, горькие и ироничные. Затем оказалось, что
их автор больше десяти лет трудится сельским врачом-гастроэнтерологом в
горах родной Карачаево-Черкесии и в Москву поэтому приезжает редко. В конце
концов Шаов последовал примеру других литературных врачей - от Чехова до
Розенбаума - и полностью сменил профессию, а заодно и место жительства.
К столицам поближе, поклонникам на радость...
- Есть хорошее немецкое слово, которым меня представляли на недавних концертах в Германии: "лидермахер", - заметил Шаов. - Дословный перевод - "создатель песен". Точнее меня не обозвать. - Как вы учились поэтическому русскому в кавказской языковой среде? - Вполне естественным, интернациональным путем. Мой отец - черкес, мама - ногайка; языков друг друга не знали. Так что разговаривали в доме по-русски, а я так ни одного из родительских языков и не выучил. И книг много читал, в разное время - разные. Из сказок - "Карлсона" любил и люблю. Вещь несоветская, нестандартная. - Когда вы стали различать "советское" и "несоветское"? - Довольно рано, но относился к этому как конформист: ребенок ведь по-иному не может. Мама была директором института истории языка и литературы, значит, по своему положению - и членом бюро обкома. Я ходил в хорошую школу города Черкесска - обычную, но хорошую. - Там и играть начали в рок-группе? - Да, с восьмого до десятого класса. Назывались мы "Эльфы". Играли "Битлз", "Дип перпл" - причем я выступал на соло-гитаре. - Модели "Фендер-Стратокастер", полагаю? - (Смеется.) Гораздо лучше - "Урал"... - Сами тогда писали песни? - Да, две песни написал. Как сейчас помню - танго про двух собачек и еще одна, столь же беспомощная. Псевдо-Макаревич получился: вроде бы глубокомысленно - а на деле полное г...о. - Медицину самостоятельно выбрали? - Вслед за старшим братом, он - врач. Я возражений не имел: традиционное воспитание. - Как же вы из столичного Черкесска попали сельским врачом в станицу Зеленчукскую? - По распределению. Вызвал зав. отделом здравоохранения: "Есть мнение отправить вас в станицу". Я сначала упирался, а потом брат сказал: "Чего ты в самом деле дергаешься? У тебя жена, ребенок только родился - поживете на природе". Я поехал - и не жалею ни капли: хорошие места, горы красивые. - Проблемы между черкесами и карачаевцами были? - Нет. Станица казачья, жили в ней и черкесы, и карачаевцы - в мире жили, без этих проблем. Все нынешнее безобразие между нациями - исключительно от неустроенности. Был бы у всех нормальный бизнес - никаких бы эксцессов не было. А так - туризм захирел, животноводство сдохло, заводы на бок легли; банально все. У меня, черкеса, полно друзей-карачаевцев. - Из чего состоял средний день сельского врача на Кавказе? - Встал, двадцать пять км до работы отмахал. Утром - прием как у терапевта, потом - работа гастроэнтеролога-эндоскописта, дальше по вызовам ехал. А еще ночью дежурил и все воскресные дежурства брал, деньги зарабатывал. - Это сколько? - В хорошие месяцы - тысяча сто, вплоть до 99-го года. Это очень хорошие деньги, не смейтесь. - А какие же плохие? - Моя голая ставка - пятьсот тридцать четыре рубля. Только не спрашивайте, как на это можно прожить семье из четырех человек: жили. Огород был, больные не обижали... - Бакшиш? - Он самый. Давали больные - никогда не отказывался, не давали - никогда не напрашивался. У меня принцип: хорошо сделаешь свою работу - тебе благодарный человек сам все принесет. Меня больные любили, я к ним как к родственникам относился. - Пели им? - Никогда и ни в коем случае. Я вообще не афишировал то, что я пишу песни. Мухи отдельно, котлеты отдельно: если ты врач - то лечи. Я, например, как больной не испытал бы большого доверия к врачу, который регулярно ездит играть в баскетбол с профессиональной командой. - Но ведь вы из больницы с концертами ездили? - Редко. Главврач всегда навстречу шел, отпускал. Когда концертов стало больше, то решил: если заниматься песней - то профессионально, на двух стульях нельзя сидеть. Перебрался к тому же брату под Москву, в Дубну. - Сколько лет вы совмещали пение и медицину? - До 99-го года, то есть двенадцать лет. А концерты пошли с 98-го. - С вашей победы на культовом для бардов Грушинском фестивале? - Нет, фестиваль никакого отношения к моим концертам не имеет. - Разве не он дал вам раскрутку? - Кто вам сказал? Лауреатов Грушинского каждый год много, и где они? Хотя на фестиваль двести тысяч фанатов съезжаются, и еще столько бы приехали, но не могут... Я потом просто прислал кассету на фирму "Московские окна" - и ее заметили: с тех пор и пошло. Не так давно я увидел лекарство в аптеке и с ужасом осознал, что не помню, от чего оно. Очень жалко, что профессию врача забываю, - но назад, похоже, дороги уже нет. - Вас не пугает, что ваше творчество можно услышать чаще всего на "Радио Шансон", между чисто конкретными песнями? - А почему это должно пугать? Сам я в жанр шансона не лезу, но если меня крутят на "Радио Шансон", то очень рад. Кстати, единственное радио, где Визбора, Окуджаву можно послушать, - ну и я при них, в достойной компании. Я вообще против жанровых классификаций: вот определили тебя в барды - сиди и не рыпайся, будь любезен петь про палатку и костер. Чуть что - "поет не в жанре", "смеется над нами в наше трагическое время"; были про меня такие статьи... Не нравится - не слушай; чего злобствовать и от меня охранять священную бардовскую корову? Я сам эту корову люблю - но не трясусь над ней. Мне важны мои зрители, которые, кстати сказать, редко имеют отношение к КСП и бардовской песне, но после меня начинают слушать и бардов. В том числе моих любимых: Мирзаяна, Егорова, Мищуков, Леонида Сергеева... - Как вы сами определяете свою аудиторию? - Одним словом, интеллигенция. Думающие, воспитанные, внутренне образованные люди. И обязательно добрые. - За счет чего живет нынче российский бард? - Лично я - на концерты и продажу аудиопродукции. Меня это хорошо кормит - настолько хорошо, что я абсолютно не жалуюсь. Даже напротив. - Что слушаете сами? - Сейчас перекос в сторону классики пошел: Бетховен, Чайковский... Дети вот подсели на Моцарта: сами включают утром и в школу под него собираются, чем меня очень радуют. А так - "Лед Зеппелин", "Йес". Читаю сейчас эссе Вайля и Гениса, Довлатова и "Диалоги с Бродским" Соломона Волкова. - Крайняя ваша песня о чем? - Вот как раз о классике. О том, что Скарлатти не в формате, у Грига низкий рейтинг. Тоскую, в общем. http://www.mn.ru/issue.php?2002-22-62 |
|
---|