«АЗиЯ» ПЛЮС


Думаю, настало время еще раз объясниться с миром, отвечая на множество вопросов ( и предвосхищая очередное множество), что же такое эта «АзиЯ»?

Творческий союз «АЗиЯ» . это четыре человека, совершенно автономные и независимые (как республики) в своих творческих устремлениях, объединенные взаимным интересом к творчеству друг друга и человеческой симпатией (потому - союз).

Происхождение названия «АЗиЯ» в большей степени и для нас самих осталось загадкой (ну, потому что не Европа, или потому что красиво звучит), но одно из объяснений: «АЗ» и «Я» - на мой взгляд, вносит достаточную ясность, достаточную хотя бы для того, чтобы больше не поднимать этот вопрос.

Все четверо: Александр Деревягин, Татьяна Алешина, Николай Якимов, Елена Фролова - авторы-исполнители, пишущие песни на стихи русских и зарубежных поэтов. А также на свои собственные.

Нас объединила песня, но каждый из нас так или иначе связан с театром. Таня работает завмузом в питерском театре кукол «Марионетка». Коля долгое время работал завмузом в другом питерском театре с длинным названием «Международная мастерская театра синтеза и анимации «Интерстудио». Саша несколько лет поработал тем же завмузом в челябинском театре «Манекен». Я тоже оно время заведовала музами в суздальском театре «Плеяды».

Присутствие театра в жизни (как профессии) заставляет взглянуть на мир через некую призму и дает возможность создать свою реальность, при этом никак не нарушая уже существующей. Эдакая непрекращающаяся мирная мировая революция. Эта театральная революция вполне естественно захватывает и песенное творчество.

Итак, если говорить о театре в песне, то «азиаты» далеко не последние в длинном списке авторов-исполнителей, экспериментирующих в этом направлении.

И, пожалуй, самым смелым театральным экспериментатором в песне можно назвать Николая Якимова. Правда, новаторство его не поддерживается внимание публики, что, с одной стороны, грустно, а с другой, - не мешает ему двигаться вперед, открывая новые горизонты и возможности не столько для себя, сколько для идущих следом. Все Колины песни - это хорошая творческая мастерская для любого поющего и пишущего человека. Ну, а публика … как публика. Приходит слушать то, что некогда полюбилось, с чем некогда породнилась. Публика приходит смотреть на лицо идущего навстречу артиста, а не на спину шагающего впереди экспериментатора.

Думаю, что в нашем случае, вообще, понятия «публики» не существует, ибо те кто приходит на наши концерты - это наши сопутники, то есть люди, с которыми нам по пути. Скорее, это пристрастные слушатели, берущие на себя тот же груз переживаний, что и поющий, чем некая абстрактная, холодная публика, пришедшая разогреть себя душераздирающим зрелищем гладиаторской бойни.

Действительно, наши концерты больше напоминают творческие мастерские, чем зрелище как таковое, и я, наверное, не сделаю открытия, предположив, что большинство наших слушателей - люди пишущие, поющие. Думающие - просто творческие.

И театр, пожалуй, - был и остается - единственно подходящим пространством для подобного рода мастерских. Но и этом пространстве существуют свои законы.

И если Николай Якимов, экспериментируя в рамках театральных законов, все же остается автором-исполнителем, то Татьяна Алешина, экспериментируя в рамках авторской песни, все же остается театральным композитором, ибо все ее песни очень зрительны. Почти по каждой из них можно было бы снять отдельный фильм, а за неимением оного - можно просто закрыть глаза и увидеть то, что слышишь.

Профессия театрального композитора накладывает отпечаток не только на песни, но и на сам образ автора-исполнителя в лице Татьяны Алешиной. На ее концертах зрители как-то очень подтягиваются (и внутренне, и внешне), не позволяя себе расхлябанного панибратского восприятия. Это почтительная дистанция с залом создает удивительно трепетную атмосферу.

Если театр - это реальность, которую можно создать, то поэзия - это мир, преображающий эту реальность внутри нас… Поэзия, как прозрачный кристалл, через который мир видится волшебной страной, где любая обыденность становится поводом для открытий. А, если песня, в основе которой находится такой кристалл, это волшебство не утрачивает - появляется еще одна звезда.

Звезды, по которым я иду вот уже много лет - это голоса, на которые откликается мое сердце… И один из них принадлежит Александру Деревягину. О песнях Деревягина мне всегда хочется сказать особо (хотя бы потому, что о них вообще ничего не сказано). Поэзия, подхваченная его голосом, уносится высоко в небо: ближе к птицам, ближе к Богу, к саму сердцу, в самую душу. Такого сочетания силы слова и высоты его произнесения я больше нигде не встречала. Не удивительно, что и Сашины песни остаются не услышанными, ибо если Коля далеко ушел в своих вечных поисках, то Саша - высоко улетел.

Говорить о театральных экспериментах в связи а с песнями Деревягина как-то неуместно, однако именно театральная условность дает возможность подняться этим песенным крыльям на такую высоту, о которой помнишь всю оставшуюся жизнь.

Почему Поэзия? Почему Театр? Когда в основе любой песни, прежде всего, Музыка?!

Да, просто, каждый из нас и есть та Музыка, которую он несет, ибо музыка, рожденная голосом, напоминает о том, что душа родилась из музыки (см. «Сказку о человеческом голосе» Татьяны Алешиной).

И, если вспомнить о том, что душа бессмертна (надеюсь, что времена воинствующего атеизма прошли?), то можно предположить, насколько глубоки корни, предопределившие нашу встречу.

Сами песни - не мы - делают время прозрачным, так, что сквозь существующую реальность ясно проступают (как бы припоминаются) очертания иных… (реальностей? миров? времен?).

Очень не хочется сказку делать достоянием доморощенного умствования, но факт остается фактом: в этом огромном мире встретились четыре человека, которые ощутили свою необходимость друг в друге. По идеи в состав «АЗИИ» могли бы войти не только эти четверо (близких по духу творческих людей гораздо больше), но случилось так, что это стало данностью, к которой не убавить - не прибавить. И все-таки, нам очень не хочется замыкаться в этой, пусть и очень приятной, компании, - нас (близких по духу), действительно, больше. Именно поэтому и возникла идея создания проекта «АЗИЯ плюс». И то, что сегодня мы таинственно именует «плюсом» - завтра, я уверена, займет свое место в русской культуре…

Наш проект не есть претензия к миру, это только попытка создать пространство, в котором бы нам и нашим друзья-«плюсам» ничто не мешало бы петь и быть услышанными.

В рамках проекта («АЗИЯ плюс») в скором времени должны появиться диски замечательных авторов-исполнителей (об именах пока, из суеверных соображений, умолчу) и книги наших любимых поэтов, которые либо никогда не издавались, либо были изданы не в полной мере (как тот же Леонид Губанов или Вениамин Блаженный), а также интернетовский сайт, который расскажет обо всех вместе и о каждом в отдельности. 

Елена Фролова. декабрь 2000, Берлин 
www.golos.de

Бард Топ TopList

Реклама: