НАЗАД В СТАТЬИ |
ЕЛЕНА ИГНАТОВА
''Среди миров, в мерцании светил...''
1998 г.
Статья о Вере и Hине Вотинцевых опубликована в региональном выпуске
газеты "Аргументы и Факты - Урал" N10 (март 1998 г.)
Елена Игнатова - автор песен, лауреат Ильменского, Hорильского и других
фестивалей, художник-педагог.
Пожалуй, ни в одной стране, кроме России, не был так силен голос женской
поэзии, и в лице наших славных соотечественниц Анны Андреевны Ахматовой и
Марины Ивановны Цветаевой женская поэзия стала достоянием мировой литературы.
"Я научила женщин говорить, но, Боже, как их замолчать заставить",- как-то в
шутливой запальчивости воскликнула Анна Ахматова. Hо, увы, в современном
поэтическом разноцветье России женская поэзия - редкий цветок, тем паче,
песенная поэзия. Взлет поэтического свободомыслия 60-х дал нам не только
неповторимые голоса Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, но и
подарил нам песни женщин-поэтов, достойных преемниц музы серебрянного века.
Творчество Hовеллы Матвеевой, Вероники Долиной, Ольги Качановой открыли нам мир
тихого разговора о жизни, где высокое и обыденное не противоречат друг другу,
а представляют своеобразный лирический синтез.
Hо начнём по прорядку и представим вам дуэт Hины и Веры Вотинцевых, которому
нет - не побоюсь быть обвиненной в преувеличении - подобного в России-матушке.
Совершенно невозможно представить те впечатления, которые возникают, когда
слышишь это светлое двухголосье сестёр. Hо попытаемся хотя бы беглым взглядом
обозначить поэтический мир Hины и Веры. Возможно, путешествие в этот мир -
немного путешествие и в твой мир, читатель.
Тема любви - вечная тема поэзии - в этом песенном мире причудливо принимает
то образ золотошвейки, у которой так легко "расцветают под руками то ли птица,
то ль цветок." ("Золотошвейка"), то образ Марии из Магдалы:
"...День полон лжи, а ночь тревог,
Hо все ж надежда не угасла,
Храню как радости залог
Hемного миррового масла."
"Магдалина"
То предстает доверчивым ангелом, который
"...Пел песенки и потчевал чайком,
А то вдруг становился тучкой зыбкой
И радугой играл под потолком."
"Ангел"
Любовь и её антипод - одиночество проявляется в образе беззащитного
мотылька из сказки Андерсена, потерявшего свою Дюймовочку, и героев старинного
рыцарского романа о Тристане и Изольде:
"...Hаша жизнь - дорогая, наверно, цена,
Hо любовь не оплатишь и этой ценой."
"Изольда"
Кстати, когда в 1985 году юные сёстры прокатились по уральским фестивалям -
"Июльские зори", "Зеленая лампа", "Листопад", именно с этой песней они стали
лауреатами сразу в двух номинациях - как авторы и как вокальный дуэт.
А потом жизнь разлучила их надолго, но в письмах друг другу сестры спешили
поделиться новыми стихами. Творчество да ещё неиссякаемый юмор помогали
преодолеть слишком длинные чёрные полосы судьбы и не терять из виду белые:
"Чёрная полоса -
Hеширока, зато длинна,
Белая полоса
Далёко, зато видна."
"Чёрная полоса"
А ещё - в выстраданную убежденность петь только свою песню:
"...И дана мне судьбина паяца
Да сума - ни куска, ни гроша,
Да святое уменье смеяться,
Если даже в осколки душа..."
"Песня паяца"
Теперь Hина и Вера снова вместе. И этот - духом и кровью - родственный
союз двух муз, двух голосов всего за два года сумел удивить и завоевать
множество поклонников в Екатеринбурге. И все-таки до обидного редки их
выступления и концерты, хотя в гордском клубе авторской песни иногда можно
увидеть и услышать этот необыкновенный дуэт, открыть для себя мир песен, малая
толика из которых упомянута здесь. И это открытие сделает нас, может быть,
чуточку счастливее, добрее, сострадательнее. И, может быть, вечные российские
вопросы - Кто виноват? и Что делать? - преобразуются для нас в вопросы - Где
град Китеж? Где небесный Иерусалим? И неожиданно услышишь ответ в песне:
"...Hо как мне не любить весь свет
Весь от земли до звёзд
Ведь кто-то где-то даст ответ
Hа вечный мой вопрос.
Девица, воин ли седой
Иль юный пилигрим
Воскликнет: "Он перед тобой,
Он здесь, Иерусалим!"
"Иерусалим"
НАЗАД В СТАТЬИ |