НАЗАД В СТАТЬИ

Нина Вотинцева: Пение - это единственное, в чём мы уверены

Интервью Вадима Васковского

2000 г.


В этом году лауреатами фестиваля ''Петербургский аккорд - 2000'' стал авторский дуэт из города Екатеринбурга - Вера и Нина Вотинцевы. Для авторской песни творчество этого дуэта неожиданно. Девушки показывают в своём творчестве пример классического двухголосья, чего до них в авторской песне почти никто не делал. Я встретился с Ниной Вотинцевой и задал ей несколько вопросов.

Нина, расскажите, пожалуйста, как сложился ваш творческий дуэт?

Н.В. Очень часто нам задают этот вопрос - как так получилось, что вы вдруг появились в авторской песне? Мы с Верой знаем, что мы поём пятнадцать лет, а для публики получился взрыв, на Грушинском фестивале 99 года, когда мы вроде бы неоткуда появились. На самом деле был пройден путь в 14 лет, путь работы и учёбы.

Наверное, интерес к музыке вам привили родители. Расскажи про них?

Н.В. Семья у нас интересная - папа музыкант, мама поэт. Отцу музыкальное образование далось тяжело, можно сказать с боями. Он рассказывал, что его отец, то есть наш дедушка, пытался отговорить сына учиться музыке. Но, не смотря на это, отец окончил музыкальное училище по двум инструментам - по тубе и контрабасу, потом ещё и по фортепиано. Вообще он умел играть на пяти инструментах - плюс к тем, о которых уже было сказано, он играл на гитаре и аккордеоне. Отец очень много работал, играл в театре, на танцах, в похоронной команде, работал настройщиком, преподавал в музыкальной школе. Мама всю свою сознательную жизнь писала стихи, причём иногда в ущерб всем: семье, друзьям. Как захочет написать стих, так и писала, несмотря на окружающую обстановку. Первое детское воспоминание - это мама, сидящая за столом, и правящая простым карандашом свои стихи.

Вам, наверное, хотелось быть похожими на родителей?

Н.В. Нет, как не странно, нам всегда хотелось найти себя, и притом самим. Сделать так, как никто до нас не делал, не походить ни на кого, мы всегда преодолевали вторичность.

С чего начиналась ваша творческая карьера?

Н.В. Началось всё в 1984 году. Мы жили в маленьком военном городке под Свердловском. Закрытый город, но авторская песня там была. Был небольшой клуб самодеятельной песни - десятка два человек, любящих петь песни под гитару. На Урале уже тогда проходили фестивали и слёты самодеятельной (авторской) песни и наш клуб туда ездил. Нам было тогда по 18 лет. Вера уже написала к тому времени песни три, хотя стихи писала с детства. И вот в этом клубе мы стали петь дуэтом. Первые песни были ''Изольда'' и ''Мотыльки'', мы их, кстати, до сих пор поём. Именно с этими песнями мы и объездили все Уральские фестивали. Везде стали лауреатами. Я, правда, не понимаю почему. Мне кажется, мы тогда пели довольно плохо.

Но, видимо, жюри этих фестивалей видело искру Божью?

Н.В. Видело. В 1985 году на фестивале в Нижнем Тагиле председателем был Леонид Сергеев. Он услышал дрожащее исполнение двух песен и сказал, что у этого дуэта большое будущее. Эти слова нам тогда очень помогли. Потом мы с Верой по разным причинам расстались на восемь лет. Но что самое интересное - мы не прекращали писать вместе. А происходило это так: напишет Вера новую песню, записывает на магнитофонную кассету и присылает мне. А я уже сочиняла к ней второй голос. Так было сочинено около пятнадцати песен. Когда мы встретились, нам хватило двух дней, чтобы отрепетировать и начать выступать. Существует миф, что жюри многих фестивалей ''куплено'', что все места распределены заранее. Нет, это неправда! Я много раз видела совершенно потрясённые глаза жюри. Мы-то уж точно никого не ''покупали'', у нас денег нет.

За 1999 год вы стали лауреатами всех самых престижных фестивалей. Расскажи по порядку?

Н.В. Сначала был ''Ильменский'' фестиваль (г.Миасс, Челябинской области), потом ''Грушинский'' (г.Самара), ''Московские окна'' (г.Москва), это в 1999 году. Ну и ''Петербургский Аккорд'' (г. Санкт-Петербург), 2000 год.

Как так получилось? Это случайность или вы шли к этому сознательно?

Н.В. Пожалуй, нет. Нам разные люди говорили: вам пора! Для нас выиграть фестиваль вообще не самоцель. Главное - выйти на сцену и поделиться с людьми своими размышлениями, переживаниями. А звания для нас не главное. Пение - это единственное, в чём мы уверены. Нам это даётся легко, это некий Божий дар.

Ваша визитная карточка полифоническое двухголосье. Откуда у вас этот стиль пения, как вы его нашли?

Н.В. Я получила хорошее музыкальное образование, много слушала хорошей музыки. Бах для меня просто кумир. Я считаю, это был настолько энергетически сильный человек, что он, наверное, до сих пор, подпитывает своей энергетикой половину земного шара. Изучая теорию музыки, я довольно плотно познакомилась с его биографией. Он меня привлёк не только как композитор, но и как человек. Это был организованный, умный, корректный, уверенный в себе. Он много своих произведений написал ''в стол'', зная, что потом о них вспомнят. Он мог пешком пойти на заинтересовавший его концерт, несмотря на то, что это действие могло происходить за 30-40 километров. Именно эта его подчинённость музыке - как сверхзадаче, вызывает уважение и поклонение.

Как ты относишься к Русской музыкальной школе и к русским композиторам?

Н.В. Из русских композиторов - это прежде всего Чайковский. Особенно люблю его симфонии. Больше других шестую симфонию. Там есть такой момент, когда заканчивается побочная партия первой части. Оркестр сначала затихает, а потом неожиданно взрывается. Кажется, что летишь в бездну. Каждый, наверное, такое состояние в жизни переживал. Крушение иллюзий. Безумно красивый момент и всегда неожиданный.

В последнее время вы много ездите по фестивалям. Есть ли кто-нибудь, кто близок вам по стилю?

Н.В. На последнем фестивале ''Ильмены'' мне понравился дуэт ''Листвицы'' (г. Долматово, Курганской области). Они берут стихи и пишут к ним музыку. У них достаточно интересное двухголосье.

Когда вы пишете песни, вы представляете кому они адресованы?

Расчёта на то, как примут, нет. Мы вообще всё нерасчетливо делам. Петь только потому, что нужно петь, не интересно.

Кто ваша публика?

Это люди. Не некая единая слушательская масса, а отдельно взятый человек. С множеством собственных проблем. Когда мы поём, мы стараемся что-то им отдать, ну хоть чем-то помочь в этой жизни. Чтобы они вышли с концерта и у них появились силы жить дальше, решать проблемы. Иногда слушатели подходят и говорят: ''Спасибо за помощь''. Для нас это самая главная награда.


НАЗАД В СТАТЬИ
Hosted by uCoz