Сейчас вокруг Грушинского фестиваля ходит немало слу­хов и легенд. А ведь правды не скрывает никто. Слава Богу, живы и благополучно здравствуют многие из тех, кто стоял у его истоков, знают всю подноготную этого уникального явле­ния.

Один из них — Исай Львович ФИШГОЙТ, педагог с более чем полувековым стажем, отличник народного образования, ныне пенсионер. А в шестидесятые годы неутомимый турист, увлеченный не только походами, но и песней, которая всегда сопровождала и сопровождает его в многочисленных пу­тешествиях по стране.

По сути дела, Исай Фишгойт — живая история Грушинского фестиваля.

Сегодняшний его рассказ о первом председателе оргкомитета этого фестиваля Юрии Константиновиче СОРОКИНЕ. Юрий Сорокин был хорошо известен в городе как активный деятель спортивного туризма. Водил группы в сложные походы, входил в состав руководства областного клуба туристов «Жигули».

В 1968 году туристы из политехнического и авиационного институ­тов решили собраться осенью в Жигулевских горах в Каменной Чаше, чтобы почтить память погибших товарищей. В их числе и Валерия Грушина, утонувшего при спасении детей на саянской реке Уде.

Это был еще не фестиваль, а только слет туристов, единомышленников. Не было, разумеется, никакого оргкомитета. Собрались, повспоминали друзей, попели любимые песни. Получилось.

Стали думать, что делать дальше. Решили обратиться за помощью к городскому молодежному клубу. У ГМК к тому времени был опыт проведения джазовых фестивалей, конкурса молодых пианистов имени Ка­балевского, фестиваля дворовой песни. И клуб этот хорошо знали не только у нас, но и за пределами области. Один из основателей ГМК Артур Щербак, работавший в обкоме комсомола, обратился к своему руководству — дескать, есть у туристов хорошая идея организовать фестиваль самодеятельной песни. Эту инициативу поддержали. Написали положение о проведении фестиваля. Оно было принято обкомом ВЛКСМ. Тогда-то впервые и прозвучало название — фестиваль памяти Валерия Грушина. Потом оно менялось несколько раз. Фестиваль патриотической песни, самодеятельной, авторской, туристической…

Юрий Сорокин, работавший в областном турклубе и являвшийся членом правления ГМК-62, как нельзя лучше подходил для того, чтобы возглавить оргкомитет фестиваля. Два первых года становления фестиваля — в 1969 и 1970-м — он и был председателем оргкомитета. При Сорокине формировалась структура, оправдавшая себя полностью. Комендантский взвод, творческое жюри, другие подразделения — все появилось при нем.

Первоначально фестиваль проводился на 135 км, то есть там, где и сейчас. Потом перебрались в Пискалы до его закрытия. Позже, когда фестиваль был вновь разрешен в 1986 году, он снова вернулся на прежнее место.

Сейчас очень трудно сказать, кто же предложил проводить здесь фестиваль. Необходимы были естественный амфитеатр, поляна для размещения палаток и спортивных площадок и водоем. И все это совпало на 135 км. Совсем не исключаю, что впервые эта мысль пришла в голову именно Юрию Соро­кину, поскольку на него и легли главные хлопоты по организации и обустройству фестиваля. А уж он-то наши места знал вдоль и поперек. Возможно, инициатором был Борис Скиба, чьи пения мы вскоре будем проводить. Они так и называются — «Скибины пения».

В ГМК все решения принимались сообща, путем мозгово­го штурма. Вот, к примеру, как появилась гитара в виде сцены. Было это на первом фестивале в 1969 году.

Лауреат Вячеслав Маркевич шел по сцене, которая тогда представляла из себя обычный прямоугольный помост на воде. Неожиданно поскользнулся на сходнях и упал в воду. Вся гора ахнула. Он тут же поднял гитару и стал выливать из нее воду. Стоял как памятник. В то время я возглавлял жюри. Говорю своим товарищам, а почему бы не сделать сцену в виде гитары. И потом забыл про эти слова. А на следующий год появилась сценическая гитара.

В те годы все было впервые. Именно тогда мы электрифицировали поляну. Тянули кабель от железнодорожной трансформаторной будки, предварительно договорившись с железнодорожным начальством. Один раз даже диверсия была. Кто-то рубанул топором по кабелю. И часа два, пока восстанавливали электроснабжение, в полной темноте гора сидела и ждала продолжения концерта.

Каждый турклуб в те времена располагался на поляне в строго отведенном месте, со своим флагом. И проводилось соревнование на лучший лагерь. Помню, чаще всего побеждал турклуб долотного завода. Сейчас этого, увы, нет.

Собирались в основном туристы. Была гостеприимная и радушная атмосфера. У любого костра могли накормить и пообщаться, попеть вместе песни.

В основном все делалось в те годы на энтузиазме. Обком комсомола выделял около 300 рублей на призы, и все. Был такой случай. Нужно было изготовить медали для лауреатов. Договорились с одним мастером с «Металлурга». А он запросил наличные. Пустили шапку по кругу, собрали нужную сумму. Так и появились первые лауреатские медали. Очень красивые, надо сказать.

На первом фестивале было около 1500 человек. Потом все больше и больше. Лесной концерт, который впервые прошел в этом году 9 сентябри на фестивальной поляне благодаря усилиям ТО «Самарские барды», фирме «Мета», региональному общественному фонду поддержки и развития «Инициатива», ЗАО «Фестивальный парк», очень напоминает по атмосфере первые Грушинские фестивали. Значит, традиции но угасают. На Лесном концерте и народа было примерно столько же, как на первых фестивалях. И публика примерно такая же. И обстановка семейно-дружеская. Не было такого навала всяческого мусора, в том числе морального, творческого, каким отличаются последние фестивали. И организаторы Лесного концерта по духу схожи с первым председателем оргкомитета Грушинского фестиваля Юрием Сорокиным.

Поэтому уверен: у них все получится.

Владимир КОМИН.

«Волжская коммуна» № 189 (25742) от 11.10.2006.

*