РЕПОРТАЖ С ПОЮЩЕЙ ГРУШИ

Документ Без Имени

Любители природы и острых ощущений, невероятных приключений и всего такого прочего многое потеряли, если не побывали с 3 по 6 июля на Грушинском фестивале. Корреспонденту «Недели» выпала честь посетить знаменитый пригород Самары и стать свидетелем грандиозного феста.

 

Я три дня не пил,не кушал, потому что был на Груше…

Честно говоря, меня трудно назвать туристом. Я скорее любитель, нежели профессионал. Но тяга к приключениям оказалась сильнее лени, и, упаковав все самое необходимое в свой туристический рюкзак, я отправилась навстречу лесам, рекам, полям…

Организаторами XXXV фестиваля имени Валерия Грушина выступили клубы бардовской песни, ряд творческих объединений, администрация области, а также компания «Ярпиво», которая пригласила в пресс-тур корреспондента «Недели» – в качестве представителя СМИ Набережных Челнов.

 

 

Сам фест развернулся в районе Мастрюковских озер, на площади более 120 га, и напоминал Вавилонское столпотворение. Набережные Челны, Уфа, Челябинск, Саратов, Ульяновск, Минск, Калининград, Москва – это лишь несколько городов, чьи названия и флаги можно было заметить на фасадах бивуаков. Грушинский фестиваль объединил 50 тысяч человек в одну большую семью. Такое, пожалуй, редко где увидишь.

 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Грушинский фестиваль проводится с 1968 года в честь Валерия Грушина. Сама идея фестиваля авторской песни появилась еще в конце 60-х годов. Туристам после веселых летних походов просто необходимо было собраться и поделиться всеми услышанными песнями.

И неизвестно, как бы дальше развивались события, если бы не трагическая гибель Валерия Грушина на реке Уда. В августе 1967 года группа студентов долетела до поселка Нерха, откуда начинался их маршрут. Пеший переход и постройка плота для сплава по реке Уда заняли много времени, продукты были на исходе, и туристы спешили поскорее добраться до ближайшего населенного пункта. К вечеру доплыли до метеостанции Хадома. Ее начальник встретил ребят очень доброжелательно, пригласил переночевать у него в доме и дал продуктов на дорогу.

Утром он решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него двух сыновей и племянницу. Течение на реке было очень сильное, перегруженная лодка на большой скорости выскочила на вал, перевернулась – люди стали тонуть.

На берегу находились только жена начальника метеостанции и Валера Грушин. Не раздумывая, молодой человек прыгнул в воду. Течение все больше сносило людей на камни, где выбраться из воды не было никакой возможности. Он помог девушке доплыть до берега, а затем снова поплыл к лодке, возле которой оставался еще один из сыновей начальника станции. Но у Грушина не хватило сил, вода была ледяной, а течение очень сильным. И он погиб.

Инициативная группа в составе туристов авиационного и политехнического институтов вместе с туристическим клубом «Жигули» предложила через год после его гибели в сентябре 1968 года организовать фестиваль туристской песни, посвященный Валерию Грушину. Так было положено начало мас-штабного феста.

 

По всей территории лагеря стройными рядами расположились палатки. Особые любители природы могли раскинуть свой «шатер» и в лесу. Тут же организаторы смонтировали сцены для выступающих. Знаменитая своим гостеприимством Чайхана разместилась при входе в лагерь. Медпункт и торговые ряды – все, казалось, находилось в предвкушении грандиозного фестиваля. Оставалось только договориться с местными богами, чтобы они дали хорошую погоду.

Что нам дождик проливной!

 

Однако боги были неумолимы. В первый же день проливной дождь превратил дороги лагеря в грязевые ванны. Народ шел по грязи, падал, поднимался, чертыхался и снова шел. Бурча себе под нос что-то вроде «у природы нет плохой погоды», я вместе с остальными представителями СМИ также пробиралась к заветному пресс-центру, где хотя бы можно было укрыться от дождя и, конечно же, разузнать о программе всего Грушинского феста.

Как нам сообщила руководитель пресс-центра Светлана Сергеева, всего на фестивале открыто пять эстрад, где можно услышать туристические и патриотические песни, ретро, песни лауреатов, гостей фестиваля и поэтов. Также можно было заглянуть и на ряд неофициальных площадок: «Летучий Голландец», «Кольский бугорок», «Пеньки», «Междуречье», «Часовые пояса».

Для любителей спорта на территории лагеря разместились несколько спортивных площадок, в том числе и детская площадка, впервые организованная на фестивале.

 

Знатоки походной кухни обосновались отдельно, во главе с известным Борисом Бурдой.

 

Спорные песни

Но главной на фестивале все же оставалась песня, в которой, как заметил именитый российский бард Александр Дольский, есть поэзия. Здесь были споры и относительно существования авторской песни, ее содержания, звучания.

«В течение всей жизни я менял мнение: то музыку считал более высоким искусством, то поэзию, то опять музыку. Поэзия – это высочайшее из искусств. Есть, конечно, балет, опера, живопись… Но музыка – это самое высокое, что есть в искусстве, а поэзия – это частный случай в музыке. И она по возможности должна быть совершенной. У нас есть Булат Окуджава, Владимир Высоцкий – это образцы, на которых нужно всем равняться», – подчеркнул Александр Дольский.

Известный бард общался и с молодыми исполнителями. Дольский сетовал на то, что в современных песнях напрочь отсутствует патриотизм и его необходимо возрождать. Молодежь кивала, спорила. Но в одном сторонам все-таки удалось сойтись: бардовская песня была, есть и будет жить.

 

Фестиваль развернулся в районе Мастрюковских озер, на площади более 120 га

 

Только ручная работа

Тщательно осмотрев окрестности и наслушавшись местных бардов, я решила отправиться в торговые ряды, чтобы запастись традиционными сувенирами и потом долго вспоминать Грушинский фест. Поделки в виде гитар, раритетные значки и монеты, венки и другие товары ручной работы расходились на ура!

Как заметила журналистка из Самары, сопровождавшая меня, здесь можно купить буквально все: от палатки до коврика перед входом в палатку. Диски с песнями бардов, фильмы и футболки – глаза просто разбегались от такого огромного выбора. Лично я решила обойтись скромной магнитом-гитарой, символом бардовской песни, и побыстрее убраться с ярмарки, пока во мне не проснулся шопоголик.

 

КОНЕЦ РАСКОЛУ?

Как это ни удивительно, но Грушинских фестиваля действительно два. Вернее, их проводят одновременно в двух местах: на Мастрюковских озерах под Самарой и Федоровских лугах под Тольятти.

А предыстория такова: два года назад некая научно-производственная компания «МЕТА» взяла в аренду сроком на 15 лет землю, на которой вот уже несколько десятилетий проходил фестиваль, и выставила свои условия. Однако общественная организация «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина», которая занималась организацией Грушинского фестиваля уже 33 года и президентом которого является Борис Кейльман, отказалась играть по новым правилам. А поскольку все права на торговую марку, логотипы и прочую символику племянник Валерия Грушина предоставил безвозмездно именно ЗАО НПФ «Мета», то Борису Кейльману ничего не оставалось, как тихо покинуть Мастрюковские озера и перейти на Федоровские луга.

Раскол фестиваля произошел не только на официальном уровне. Произошло разделение и в среде участников феста и гостей. Раньше Грушинский фестиваль собирал около 200 тысяч людей. Теперь это количество разделилось на два. Однако губернатор области дал строгое указание помириться рассорившимся бардам и на будущий год провести один Грушинский фестиваль. Насколько это возможно, мы увидим на XXXVI фестивале бардовской песни.

 

Бодиарт от вечных коммунистов

 

 

Юные
художники практически
на каждом
участнике оставили
свою
живописную метку

Сколько с журналистом ни говори, а его всегда к общению с людьми тянет. Тем более, если народ интересный. Группа журналистов, в составе которой была и я, заметила палатку с интересным орнаментом: серп и молот, а рядом буква Ы, обвитая зеленым ростком. На вопрос, что означает сие произведение искусства, группа отдыхающих ответила: «Это символ того, что мы вечные коммунисты».

Познакомившись с ребятами поближе, мы узнали, что в составе их многочисленной группы имеются два художника: Хельга (именно так девушка попросила ее называть) и Денис. Как выяснилось, ребята неплохо владеют искусством расписывания тел. Тату гуашью красиво легло на предплечье и лица группы журналистов. И мы, как оказалось, были не первыми и не последними. Юные художники практически на каждом участнике оставили свою живописную метку.

 

Гора, которая поет

Но главное действо проходило все же на знаменитой горе, расположенной напротив лагеря. Открыли конкурс бардовской песни неоднократные лауреаты Грушинского фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга Александр Дольский, Альфред Тальковский, Борис Алмазов, Александр Городницкий, Александр Мирзаян и многие другие. Народ буквально валом валил на гору. Авторов и исполнителей встречали с какой-то особой теплотой и провожали дружными аплодисментами. Наверное, так и нужно благодарить за добрые песни, в которых есть смысл и поэзия.

 

 

В честь участников феста прогремел грандиозный салют, после которого, как заметили участники, остается только поклониться и уйти. Но они остались, чтобы петь до утра. И еще долго горела гора сотнями огней фонариков в руках благодарных слушателей…

В последний день пребывания вашего покорного слуги на территории Грушинского фестиваля душа действительно пела. Пела от удовольствия и от всего увиденного. И проезжая мимо Жигулевских гор по направлению к Самаре, я думала, что еще очень долго буду вспоминать эту поездку и петь: «Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною?»

 

КТО ПОБЕДИЛ?

Звание «Хлебосольная палатка» получил лагерь «Самарский абориген», который собрал участников из 60 городов России. «Палаткой-богатырем» стал называться пресс-центр, находящийся буквально под открытым небом, он укрывал с десяток журналистов и огромное количество аппаратуры. «Самой яркой палаткой» признали палатку группы магазинов «Экспедиция», которая запомнилась всем участникам феста своим ярко-оранжевым цветом и наличием футболок с оригинальными надписями. «Самой маленькой палаткой» высотой всего в 50 см оказалась палатка Алексея Власова. Лагерь «Беспокойные сердца», где песни у костра не замолкали ни на минуту, победил в номинации «Душа поет» и получил ЯР-гитару.

Лауреатами Грушинского фестиваля стали Е. Багаева,
О. Русановская, Л. Хасанова из Самары, Е. Харитонов из Тольятти, В. Марченко из Ровно,
Р. Туриянская (г. Сумы), О. Ильина, О. Новосельцев (Нижний Новгород), Е. Ланцберг и ансамбль «Гармония» (г. Заводоуковск).

Лауреаты детского конкурса «Балалайка»: Гран-при –
Е. Трубачева (Алма-Ата), КСП из Нижнекамска, А. Будникова (Саратов).

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Ну, а теперь для сравнения надо Вам съездить на настоящий Всероссийский фестиваль памяти В.Грушина, который проходит на Федоровских лугах под Тольятти. Там, кроме классических бардовских песен, Вы сможете услышать потрясающие голоса Ирины Суриной, Тимура Ведерникова, Юлии Зиганшиной и многих-многих других исполнителей. Послушать легендарных исполнителей разных жанров и окунуться в атмосферу добра и дружбы, которые называются Грушинское братство.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*