СЕРГЕЙ МАТВЕЕНКО: Я люблю этот край 

Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"


Андрей РОЗАНОВ

На прошедшем Грушинском фестивале впервые на главную сцену — Гитару — вышел Сергей Матвеенко. Он был членом жюри, а потому дал на разных (в том числе и на главной) сценах «Груши» несколько сольных концертов. Коллеги по судейскому корпусу, мэтры бардовского движения, узнав, что Матвей ни разу не стоял на Гитаре, были очень удивлены. Ведь еще лет десять назад все на той же «Груше» друзья приводили к Сергею для знакомства с полдесятка «авторов» песни «Пошел от перрона паровоз…», которая была написана им в конце 70-х и до сих пор пользуется популярностью.

Популярность же самого автора сегодня уже выходит за рамки КСП. Творчество Сергея Матвеенко, поэта, музыканта и певца, постепенно приобретает народную известность. Он умеет, положив в основу песни простейший сюжет или ситуацию, поднять их вверх, как водонапорная башня. При этом он одинаково одарен и в стихосложении, и в музыке, и в исполнительстве. Он создает на сцене цельный, неделимый образ творца, точно осознающего, что и как рассказывать слушателю.
Недавно один из моих знакомых охарактеризовал творчество Матвея как «жесткий фольклор». Наверное, в таком определении есть зерно истины. Его песни явно питаются через корни русской души, русского народа. А одна из главных тем — судьба России — подается со сцены или у костра с возвышенным надрывом.
В первый раз я услышал песни Матвеенко в авторском исполнении в мае 1989-го года на Юргинском фестивале. Незадолго до этого в творческой жизни Сергея произошли два события: была выпущена первая пластинка и написана этапная песня «Не бели ты эту жизнь…». Сколько дисков с автографами он раздарил, вряд ли можно подсчитать, а вот песню на сцене под парашютом исполнил два раза подряд: жгли только что написанные слова. Пересечение и разбег двух судеб преломлены в призме существующей действительности, реальной и подлой. Герою хочется найти выход, но нет его пока, и приходится кипеть в придуманной кем-то ситуации. «И спасет меня от этой брехни пуля в лоб, по венам нож и петля».
Несколькими годами позже Сергей так рассказывал об этой песне: «В первый раз я исполнил ее на большом собрании, где вручались чуть ли не последние из премий Ленинского комсомола. В том числе и мне причиталось. И я спел «Не бели…», хотя прекрасно понимал, что в зале сидит публика, которая в большинстве своем восторга не испытает. И действительно, за последним аккордом наступило гробовое молчание. Но премию-то все равно вручать пришлось. Правда, того человека, какого-то по счету секретаря Кемеровского обкома комсомола, по-моему, потом сняли с работы. Да Бог с ним, все равно через пару лет вся эта система развалилась».

Сергей всегда очень эмоционален, когда говорит о своем отношении к настоящему и будущему России.

— Меняется ли что-нибудь в России? За последние годы мы стали жить лучше. Не хорошо еще, но лучше. Потому что поняли, узнали, что такое хорошая жизнь и стали к ней стремиться. И для этого у нас есть все возможности, только работай. Лентяи же в любой стране живут плохо. Наша беда в том, что лодырей у нас слишком много.
— Но ведь есть заводы, где высококвалифицированные рабочие получают по 2-3 тысячи, а то и меньше. Как с этим быть?
— Ну вот ты сам сказал — есть такие заводы, и зачеркнул свой вопрос. Что это значит? Директор на этом заводе хреновый, не тянет, не способен. Да и государство, наверное, еще хреновое. У нас полно гениев — рабочих, крестьян, ученых, поэтов, музыкантов. А мы все продолжаем тратить деньги на заграницу вместо того, чтобы своих поддерживать. Продолжаем закупать «ножки Буша» и прочие суррогаты. Но свое-то давно уже лучше. Сегодня покупатель на ту же колбасу (вечный у нас символ сытости) смотрит и спрашивает, чье производство. Если российское — покупает. Наелись уже этих сервелатов с Е-200, 300, 500. И это не только продуктов касается, но и всего остального. Надоело нашему народу потреблять заграничное. Надоели боевики, хочется смотреть свое кино, близкое и понятное. Надоела англоязычная эстрада и ее доморощенные подражатели, хочется русской музыки — с душой и смыслом. Надоели турецкие стройки с опасными для здоровья материалами…
Конечно, меняется Россия. Но процесс этот долгий, болезненный и бедный. Денег не хватает, правители наши еще не нажрались досыта. Миллиарды нахапали, а все мало! Но пора бы уже в сторону народа повернуться. Вы ведь здесь живете, так уважайте свою страну! При этом появилось много настоящих патриотов, не квасных или коммунистических, а реально мыслящих людей. Дай Бог, чтобы их в России не задушили наша зависть и наша бедность. Тогда, я надеюсь, нашим детям будет здесь лучше.
А пока бывает стыдно за свою страну. И здесь, и особенно за границей, куда выезжают совершеннейшие скоты с кучей денег. Или наоборот, абсолютно интеллигентные люди, которые берут с собой лапшу и крупу, чтобы сэкономить деньги. Все это от слабости правительства, от слабости страны. Я хочу гордиться Россией, а не стыдиться за нее.
— А в твоих песнях последних лет что-то меняется?
— Что в них может измениться? Поэт, музыкант — это лакмусовая бумажка, термометр своей страны. Плохо, когда его искусственно нагоняют или сбивают, это обман, поэт на это не может, не должен соглашаться. В стране остается очень много вранья. А если тебя постоянно обманывают, то и ты рано или поздно испытаешь соблазн обмануть. Ведь все видят: тот, кто врет, живет хорошо. Одна моя знакомая, очень хорошая пожилая женщина, бухгалтер, сказала мне однажды гениальную по своей пугающей правдивости вещь: «У нашего государства сколько ни воруй, своего не вернешь». Да сколько же можно, черт побери! То налоги дебильные введут, то отчетность меняют бесконечно, то еще что-нибудь придумают. Давят и давят, своих же давят! Это удивительная вещь. Как будто у дойной коровы отрезают вымя, чтобы сегодня налопаться, а дальше — трава не расти.
Вот об этом я всегда писал и ни на кого не оглядывался, ни под кого не прогибался. Кто слушает мои песни, знает меня, тот знает, как мне раньше доставалось.
Сейчас другое — со мной начинают заигрывать политики: «Народ тебя слушает, давай, агитируй за нашу партию». Да пусть хоть миллион партий будет, лишь бы они к народу повернулись. Сделайте жизнь нормальной, вернее, не мешайте нормально жить, если сможете — помогите.
Хотя, по большому счету, в нормальном обществе не должны поэты заниматься политикой, а политики — поэзией.

  
Сам Сергей сегодня занимается не только песней. Он — заведующий музыкальной частью Товарищества режиссеров России, отвечает за музыку, которая звучит в спектаклях практически по всей стране, в русскоязычных театрах в ближнем и дальнем зарубежье, решает спорные вопросы, в том числе и по авторским правам. Сам пишет музыку для спектаклей, больше двух десятков его песен звучат в разных театрах. Гордится тем, что создал гимн самого старого театра России — Костромского драматического, там звонки к спектаклям подаются музыкальной фразой из этой песни.
Кроме того, Матвеенко – генеральный директор созданной им студии звукозаписи СТМ-Рекордс, где за три года работы выпущено 60 дисков.

— Какое из трех этих ремесел самое надежное?
— Ничего самого надежного нет. Самое надежное — это мое отменное здоровье.
— Продолжаешь заниматься спортом?
— Я мастер спорта по кикбоксингу, но несколько лет назад ушел с ринга. Это профессия, требующая большой отдачи сил и времени. Сегодня мой спорт — это утренняя гимнастика и тренировки в свое удовольствие.
— Одна из твоих новых песен о Москве и о москвичах…
— Она и новая, и не совсем новая. Мне сейчас пишется по-другому. Если раньше я мог «сделать» 20-30-40 песен, потом из них оставалась одна или две, то сегодня я такой глупости не допускаю. Либо пишется хорошо, либо не пишется совсем. Я по этому поводу не переживаю. Человек, перед которым я преклоняюсь, Николай Шипилов может не писать год, два, пять, а потом «рождает» сразу несколько блестящих песен. Кстати, одна из последних написана нами совместно.
А Москва стала моей Родиной, потому что я обрел здесь семью. Столица для меня — это не Кремль, Храм Христа или Большой Театр. Это все во многом декорации, хотя я люблю эти улицы и знаю их зачастую лучше, чем многие коренные жители. Главное в Москве для меня — это люди, которыми я оброс за годы, без которых я не представляю своей жизни.
Вообще-то, я живу не в Москве, а в России, а это и Дальний Восток, и Сибирь, и Урал, и Нечерноземье, и Питер... Здесь говорят, пишут и поют по-русски. Вот здесь я и живу.
 
 Адрес оригинала:http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=27&page=1

Бард Топ TopList

Реклама: