СТАС БЕЛОВ ИДЕТ ЗА СИЛЬНЫМИ 

Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Николай ФЕОКТИСТОВ 

На традиционном слете новосибирских туристов «Майские зори», который проходит в первомайские праздники, всегда царит особая атмосфера — пробуждения, радостного ожидания чего-то нового, хорошего. В Сибири это вполне объяснимо: только что закончилась зима, хочется в лето, на лесные поляны, к речке. Короче, хочется на турслет. И вот, собравшись на привычном месте, встретившись со старыми знакомыми, «старое турье» вдыхает весеннее тепло вперемешку с дымом и ароматом походной каши, вспоминает былые походы и поет песни. Спортивная программа на таких слетах касается в основном «молодняка», а «старики» в этом деле выступают лишь в роли судей и инструкторов.
 

И в нынешнем году было все как обычно. Встретились, обрадовались, поставили палатки, заготовили дрова (отдельно — для общего, «песенного», костра) и просидели почти до утра следующего дня. А когда проснулись и отогрелись после холодной ночи, занялись «воспитанием подрастающего поколения». То есть проведением соревнований среди детских секций — по технике туризма, ориентированию и т.п. И уже после парада закрытия — снова собрались у костров. Вот тут-то мне и сказали, что на нынешнем турслете присутствует совершенно слепой турист.
Он сидел у костра вместе с товарищами по команде и внешне ничем от других не отличался. И только когда мы начали беседовать, стало заметно, чем этот человек отличается от остальных: в нашем разговоре абсолютно не «участвовали» его глаза. Знаете, как обычно люди в беседе помогают себе жестами, взглядами... Так вот здесь не было никаких взглядов.
Стас Белов ослеп еще в детстве: в его руках взорвалась какая-то боевая «игрушка». Покалечило пальцы, выбило глаза. И началась у него совсем другая жизнь, познать которую не дай Бог никому.
Сейчас Стасу 31 год. За годы инвалидности он успел многое... пережить (чуть не сказал «повидать») и многое осмыслить. Сегодня у него сложилась целая философия выживания инвалидов в этом мире. Кстати, с некоторыми Стасовыми суждениями полезно было бы познакомиться и физически здоровым людям. Особенно тем, кто при всей своей здоровости не может совладать с теми или иными жизненными ситуациями.
— Смысловой перевод слова «инвалид» с латинского — «немощный». А уж согласиться с этим или нет — это каждый выбирает сам. Я вот пытаюсь доказать себе, что чего-то стою в этой жизни.
Когда человек внезапно становится инвалидом, тем более теряет самый важный из органов чувств — зрение, он впадает в некий психологический шок. Ему требуется какое-то время для того, чтобы успокоиться, произвести переоценку ценностей. И здесь очень важно, в каком окружении он в этот момент находится. Чем оно здоровее, оптимистичнее, что ли, тем больше шансов у ослепшего воспрянуть духом, обрести смысл жизни, найти себя в ней.
В среде слепых принято ориентироваться на слабейшего, ждать его. Тут поневоле все нивелируют себя до уровня слабого человека. А чтобы выжить духовно, инвалид должен тянуться за сильными, здоровыми. Поняв это, я ушел из того окружения, из той обстановки.
Разными путями выбирался Стас Белов из психологического плена. Пока наконец не попал к туристам.
— Стас, почему тебя привлек именно туризм? Да еще такой его вид, как альпинизм, которым не каждый зрячий рискнет заниматься?
— С туризмом меня познакомили барнаульские ребята. А когда я переехал в Новосибирск, то на местных туристов мне помог выйти один журналист, Владимир Ваньков (один из новосибирских бардов. — Авт.). Он познакомил меня с руководителем туристско-спортивного клуба Николаем Николаевичем Роцким. И вот с прошлого года он занимается со мной по собственной программе.
— Что же вы успели освоить?
— Сначала мы учились вязать узлы. Тут надо понять, что обычная методика не подходит для обучения слепого. Мне все объясняют через мои руки, пальцы. Я должен прочувствовать каждый элемент узла. Нам это удалось. Я уже участвовал в соревнованиях по вязке узлов, и вполне успешно. Следующим этапом была работа со снаряжением. А недавно мы перешли к технике альпинизма. Вчера, например, учились проходить травяной спуск.
Туризм хорошо поднимает дух, а занятия альпинизмом улучшают способность ориентироваться в пространстве. Для слепого это, пожалуй, самое важное. Ведь человек, потерявший зрение, в первую очередь сталкивается с проблемой ориентирования в окружающей обстановке, которую он теперь не видит. Впервые выйти из дому, сделать первый шаг — поверьте, это очень трудно.
Тут к костру подошла группа туристов, и Стас, по голосам распознав своих, на минуту отвлекся для выяснения каких-то вопросов. Этот эпизод подсказал ему тему для продолжения нашего разговора.
— Мне нравятся эти ребята. Теперь я уже уверен: они приняли меня, считают своим. Среди них я почти не чувствую себя инвалидом.
— А дрова тебя еще не заставляют собирать? — вырвался у меня некорректный вопрос.
— Вообще-то, я бы с удовольствием. Конечно, мне трудно самому, к примеру, налить себе суп. Но в главном я такой же, как они. Находясь в этой команде, общаясь с ребятами, я заряжаюсь той здоровой энергией, которой они сами горят. А она особенно сильна у них именно после соревнований. Мы делимся впечатлениями, не жалея эмоций. И в процессе этого обмена энергией происходит мое оздоровление. Еще раз подчеркну: человек с ограниченными возможностями должен находиться в здоровой среде.
После разговора со Стасом Беловым я и сам по-другому посмотрел на себя и на те проблемы, которые раньше доводили до уныния. А ему я пожелал покорить главную вершину его жизни.

http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=17&page=1

Бард Топ TopList

Реклама: