ИЗ КАКОЙ-ТО ДЕРЕВЯШКИ... 

Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Ольга ИЛЬИНА 


 Гитара...
За этим словом у каждого кроется что-то свое — от сухих энциклопедических сведений типа «струнный щипковый музыкальный инструмент» до большего: друзья, встречи на фестивалях и посиделки на прокуренных кухнях; ночь, дым костра, песни и... душа.
Мы ее любим, холим, бережем. Общепринятый процесс посадки в транспорт: вещи — плотненько, пассажиры (хоть штабелем) — тесненько, еда-питье — под ноги, и только потом, на руки, бережно — Она.
Ее болезни — как болезни детей.
Ее обновки — с затуманенным счастливым взором: «Я сегодня новые струны (ремень, каподастер) купил...». Об этом говорят совсем не так, как о покупке какого-то «мерса» или норковой шубки для любимой.
Мы болеем вместе с Ней, оскорбляемся за Нее, заносим Ее в графу «смысл жизни». Она же не скандалит, не уходит к другому, Она бесконечно лирична или восхитительно буйна — и все это в унисон тебе.
Так и живет Она с нами: в палатке —
в головах, дома — в ближнем углу, но так, чтобы никто не задел походя.
Как же мы с Ней встречаемся, находим друг друга? Где это место встречи, которое «изменить нельзя»? Конечно, можно встретиться с ней в магазине. Но это, знаете ли, рискованно: даже импортные дорогущие гитары могут, мягко говоря, не соответствовать затратам на их приобретение.
Поэтому каждый мечтает о Мастерской гитаре. Но где найти своего Мастера? Того, который сотворит чудо только для тебя, сообразно твоей манере исполнения, желаниям и характеру? Не ехать же в Испанию!
Слава Богу, у нас тоже есть Гитарных Дел Мастера. И не только в России вообще, а даже в Сибири. В Красноярске — Юрий Бендюков, в Новосибирске — Володя Брусенцов. 
 

Мастерская — в квартире, вернее, на крохотной кухоньке «хрущевки», где мы и разговариваем. По стенам — деки, на столе — пружины, лишь стружка в честь гостьи сметена. В общем, рабочая обстановка.

Первый вопрос — об узнаваемости его инструмента среди других прочих, о клейме.
 

— Нет, своего клейма нет. На внутренней стороне деки процарапываю свое имя — вот и все. Клеймо — не показатель, показатель — гитара. К сожалению, нет такой комиссии, которая бы полностью понимала звук и решала, кому можно ставить клеймо, кому — не надо. Ладно, наши амбиции — не самое интересное. Вот у меня тут кое-что есть (достает пожелтевшую от времени, пожухлую бумажку): «Алексей Краснощеков. 1868 год». Я саму гитару еще не доделал.
 

Показывает и сам инструмент в разборе: тонкая, словно из шпона, хлипкая обечайка (боковина «банки»), крошечные, по современным меркам, деки — все отдельно. Бережно касаюсь пальцами Истории. Откуда?
 

— Досталась от соседа — скрипичного мастера Джизевского. Я делаю ее для Володи Захарова, своего томского друга.
— Володя, какие пути-дороги привели тебя к тому, что ты сам стал делать гитары? «Твои университеты» в этом искусстве, «дипломная работа», учителя, люди, сыгравшие главные роли в твоем становлении как мастера? Что было сначала — песня или инструмент? История первой гитары, обретшей звук в твоих руках?
— Учился на геофаке Томского университета, ходил в клуб. В те годы невозможно было купить хорошую гитару. Я даже специально ездил в Москву, в магазин «Лейпциг», чтобы купить «Резонату»: ее обладатели тогда счастливчиками считались. Но мне не повезло — купил «Кремону». Все равно, тогда мне казалось: звук — божественный. Хотя какой может быть звук у «Кремоны»-то? Со временем понял, что нужен инструмент получше. И вдруг объявление: «Продаются хорошие мастеровые гитары красноярского мастера Юрия Бендюкова». Я поехал к нему и купил его гитару. С тех пор мы с ним дружим.

А первая гитара... Друг купил у девушки из параллельной группы за бутылку водки циммермановский инструмент — как антиквариат, чтоб стену украсить. Не помню, на что я выменял ее у него, но восстанавливать взялся, совершенно не зная, что и как. Гитара была вся в трещинах, гриф «чужой». Я ее почти всю доделал — деку восстановил, в щели вставочки вырезал. Реставрация скрупулезная была. Когда к Юре Бендюкову второй раз поехал, то эту тоже взял — оставалось деку приклеить и еще кое-каких деталей не хватало. Мы ее на бардсплав взяли. Хоть и небольшая была, но очень звонкая. Тогда же я у него второй инструмент приобрел, который мне еще больше нравился.

Новый и более сильный толчок в моей реставрационной работе произошел благодаря Вячеславу Никитенко, когда сделал гитару вообще из ящика, который служил тарой для каких-то импортных приборов. Правда, ящик был из красного дерева. Его же, этого дерева, около ста видов. Это у нас оно — ого! А там какие-то виды идут как тарный материал. Хорошая получилась гитарка.

С Тарасом Титовичем из Миасса просто распределили роли — я назвался его учеником.

Еще мастер Родионов из Кисловодска. Он мне гитару мастерил, а я ему мансарду строил и смотрел, как да что. Он мне как крестный отец.

О том, что я уже состоявшийся гитарный мастер, мне во сне приснилось лет десять назад. Ведь я на мастеров смотрел все время снизу вверх, как будто мне это недоступно. Приснилось, что я свою гитару сделал и начал сравнивать с родионовской. У его инструмента очень богатый звук. Считаю, что московским мастерам еще далеко до него, до его звука, а гитаристы еще не научились играть на подобных инструментах, по большому счету. И во сне услышал звук от своей гитары. Как виолончель — такой по мощи. Проснулся
и смеюсь — дошло до меня, что просто не хватало точки. А здесь она во сне пришла: понял, что я уже давно гитарный мастер, только храбрости не находил признать себя самого.
— Каждому, кто хотел бы посвятить этому искусству свои силы и время, приходится познавать азы, разгадывать секреты самостоятельно? Или, посмотрев, как работают другие мастера, своя технология собирается, словно из кубиков, из чужого опыта? И каков баланс интуиции и опыта в работе?
— Я не помню, чтобы в России была школа гитарных мастеров, как на Западе. Там же можно проследить династии. Представляешь, какой опыт накапливается в течение нескольких поколений! Страдивари появился у Амати в восьмилетнем возрасте. Неизвестно, откуда он взялся. Прожил 90 лет, и на протяжении 80 лет делал скрипки. У нас ни одного такого долгожителя даже в скрипичном деле нет.

Без таких школ каждому мастеру приходится подходить к своей основной мысли самому. Я полагаю, что в этом свой плюс. Голова начинает лучше работать. Получается активной, осознанной работы лет двадцать, чтобы успеть реализоваться. Берешь чужой инструмент и по каким-то вещам начинаешь прозревать, что за соображения и идеи у мастера были. По почерку исполнения можно представлять, что из себя мастер представляет и что он вложил в инструмент.

А секреты... Я уверен, что секретов нет. Люди создают мифы, чтобы спрятать свои неумение и лень. Кто-то ищет панацею в пружинах, кто-то в форме или древесине. А надо полностью вкладываться в каждый инструмент, в каждую часть его конструкции. Значит — это не секреты, а наработки. Вот один такой «секрет»: всем известно свойство размоченной древесины растягиваться и при высыхании утягиваться. На этой палисандровой гитаре стал клеить размоченную контробечайку (кантик на банке). Процесс удлинился с трех часов до трех дней. Но и ребро жесткости, и звучание инструмента становятся лучше. Здесь и опыт, и интуиция подсказывают, что и как надо сделать. Интуиция всегда присутствует. Но все время хочется логикой ее проверить, понять, почему так делаешь. И тогда начинаешь расшифровывать. Я подозреваю, что можно этим не заниматься. У меня нет вайм, видишь — формы разные, параметры древесины разные. И каждый раз — другая форма, и все-все-все другое... И тут уж начинаешь интуицию подключать. Совершенно все меняешь, но — уже представляешь технологию.
— Вот у тебя — палисандр, вот — эбеновое дерево, красное, канадский кедр... Откуда дровишки? В нашем лесу такие не растут.
— Тарасьев, мой друг, ездил в Испанию, в Валенсию, там на фабрике комплект на гитару стоит от 300 до 600 долларов. Привез и мне. Это не умопомрачительные цены. Накладка черного дерева от 50 долларов стоит у нас в магазине в Новосибирске. Покупаю. Когда ушел сосед, скрипичный мастер, то мне в наследство тоже оставил кое-что. Уже подходит к концу его наследство.
— Вот из таких-то «не умопомрачительных мелочей» и складываются цены на хороший мастеровой инструмент? Кто же твой заказчик, потребитель? Кто может в полной мере оценить звучание хорошей древесины, состроенности каждой пружины, прочего «фарша»? 
— Ситуация сейчас такая. Дорогой инструмент мало кто заказывает, а среднего класса — в магазинах полно. С фабриками же конкурировать не будешь. Как на фабриках работают, какие там станочки, оборудование? И какие гитары они делают?! Даже западные фабрики (там у каждого мастера — своя)... И гитары у них дорогие при этом. Это они у нас-то дорогие? У нас они дешевые! Дорогие — это по две тысячи долларов. Я не думаю, что они намного лучше мастеровых наших. Причем приезжают сюда за нашими гитарами и берут их по дешевке за две-три тысячи долларов, а там цена этим инструментам десять-пятнадцать тысяч. У нас мало кто может платить такие деньги за хороший инструмент. Да он и не очень востребован. Есть немного гитаристов, которые понимают звук и не просто играют, а из инструмента извлекают... ну, оркестр, скажем. То есть все у них звучит. Разные регистры, тембры — все из одного инструмента. Когда в Томске жил — ходил в Дом ученых на концерты. Уже многих музыкантов слышал, уровень восприятия был довольно сильный. Первый раз слушал Владимира Устинова вживую (он в этом году ушел) — это был один из немногих, кто умел извлекать звуки из инструмента. Настолько богатая палитра! Я был потрясен, что можно ТАК играть. Потом он стал моим учителем.
— А сам ты так умеешь?
— Показать?
 

Володя Брусенцов принес свою гитару
и «показал». Сначала мой любимый «Караван» Дюка Эллингтона. Потом еще и еще что-то. Хитросплетения пальцев, около бриджа и над грифом — хитросплетение звуков... Действительно, оркестровое звучание — слышны фагот, виолончель, есть и сама гитара, и еще что-то нежное и трепещущее, оставляющее непереносимые на бумагу впечатления.

— Значит, гитара для тебя — не только хороший аккомпанемент к песне?
— С некоторых пор люблю, чтоб было меньше слов. Поэтому и на фестивалях авторской песни, и на фестивалях классической гитары — я созерцатель.

http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=8&page=1

Бард Топ TopList

Реклама: