ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ, ОТ КОНКУРСОВ – К ПРАЗДНИКУ (послесловие к XIX Томскому фестивалю)

Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"


 Владимир БАРСУКОВ

Родился в 1961 году. С песней под гитару познакомился на улице и при помощи «Кругозора». Первая гитара пришла по почте «Посылторгом» в 1977 году. В Томск приехал в 1979 году. Окончил Томский политехнический институт. Занимался альпинизмом и спелеотуризмом. С 1984 года — в КСП «Пьеро». С 2001 года — президент этого клуба.
 

С 14 марта по 14 апреля в Томске с успехом прошел XIX Областной фестиваль авторской (бардовской) песни. Необычен он был своим протяжением — в течение месяца томские барды и наши друзья из области и региона выступали с концертами в нашем городе и его окрестностях. Такой бардмарафон был задуман сознательно — во-первых, с целью поиска новых талантов, а во-вторых, с целью привлечения любителей авторской песни на кульминационные дни фестиваля.
Естественная потребность в фестивалях обусловлена для Томска большой концентрацией студентов, туристов, интеллигенции, авторских и исполнительских сил региона, а также неплохой (а ранее — замечательной) организаторской стороной здешних фестивалей. Начиная с 1978 года фестивали в Томске становятся событием не только для самого города, но и для региона. А для авторов и исполнителей самодеятельной песни — определенной вехой в творческом развитии.
Первоначально фестиваль был конкурсным и дал путевку в жизнь многим авторам и исполнителям, с гордостью носившим звание лауреата Томского фестиваля. Один из ведущих клубов города КСП «Пьеро» в те годы постепенно объединил в себе членов других клубов — получилось это естественно и непринужденно — и превратился в подлинную кузницу авторских кадров.
А нынешний, XIX Томский фестиваль авторской песни, начался с идеи поработать совместно всем клубам на одну большую идею — Праздник Песни. Провести фестиваль без конкурса, большим количеством концертов, самой разнообразной песней, небывалым количеством исполнителей и авторов. Фестиваль должен был стать одной большой Авторской Мастерской.
Идею фестиваля поддержали и оказали всяческое содействие как государственные структуры, так и другие организации. Это комитеты администрации Томской области по культуре и туризму и по молодежной политике, ОДНТ «Авангард», ДЮЦ «Звездочка», ОАО «Томэкскавация», КБ «Движение», Центр языковых переводов «Скиф», фирма «Элекс.ком» и многие другие. Информационную поддержку фестивалю решили оказать ТГТРК «Томск», «Буфф-сад», «АиФ в Томске», «Томские новости», телеканал «Успеваем» ТВ-2, радио «Планета Томск» и радиопередача «Бардачок» в эфире радиокомпании «Сибирь», ТРК «NTSC», «Хорошие новости» Открытого ТВ и другие СМИ.
Воплотилась в реальность и давняя идея придать фестивалю официальный статус областного (раньше он назывался городским). Новый статус открыл и новые возможности: во взаимодействии с госструктурами дело пошло легче. По той же причине и КСП «Пьеро» стал именоваться общественной организацией Томский городской клуб самодеятельной (дань привычке и любви) песни «Пьеро». И первые шаги фестиваля были: правой ногой — согласование с госструктурами, официальные бумаги и плановая экономика, левой — установление личных контактов и договоренностей с клубами и отдельными авторами и исполнителями.
Если говорить в общем, то схема нашего фестиваля напоминала медленный подъем в гору — с равнины на предгорье: вот отвесная стена, а за ней вершина. На вершине — счастье команды покорителей, которое невозможно понять, не пройдя весь путь от города до нее.
Такой растянутый срок фестиваля оправдывался еще одной интересной идеей, пронизывающей его весь: провести в его рамках одни Большие творческие мастерские, и не в стенах клубов, а на виду у зрителей и своих товарищей. Клубная работа по передаче верных нот и правильных слов должна завершаться выступлениями перед слушателями — ведь это ради них, в конечном итоге, творит автор и оттачивает мастерство исполнитель. 
На предыдущем XVIII Томском фестивале мы пробовали устраивать творческие мастерские перед концертами, но не снимали проведение конкурса на предстоящем фестивале. Это превратило мастерские в предварительное прослушивание — вместо беседы Мастера с Творцом. Именно поэтому (в том числе) на XIX фестивале мы сознательно сняли конкурс, стараясь компенсировать его отсутствие многочисленными концертами и фестивальными мастерскими в дни кульминации праздника.
В основе такого подхода лежала и мысль о разделении фестиваля и конкурса на два самостоятельных действа, разнесенных по времени. При этом справедливо считать фестиваль праздником из-за того, что на нем нет элемента соперничества, присущего конкурсу. Если хотите, роль строгого жюри сыграл творческий Совет фестиваля еще до проведения финальных концертов. Идея его функционирования заключалась в исполнении следующих миссий: 
– осмотреть регион и Томск с его окрестностями на предмет самого интересного в жанре бардовской песни;
– подготовить выступления всех клубов Томска до фестиваля;
– согласовать и спланировать работу творческих мастерских на весь период фестиваля;
– заранее составить концепции двух фестивальных концертов и согласовать вопрос с авторами и исполнителями, которые составят ядро концертов, об их участии в мастерских;
– непосредственно на фестивале у творческого Совета фестиваля оставались вакантные места для возможных участников концертов по итогам работы творческих мастерских фестиваля;
– и кое-что еще они имели право делать.
Здесь можно вскользь коснуться одного существенного вопроса: зачем люди едут на фестиваль?
Можно выделить четыре большие группы приезжающих с точки зрения выступления и работы на фестивале: 
1) не могущие, но желающие;
2) могущие и желающие;
3) могущие, но не желающие;
4) все остальные — зрители или тусовщики. 

Для каждой группы надо найти свой подход, чтобы нельзя было сказать, что мы кого-то забыли. Одним беспрепятственно дается дорога на сцену — их позвали, другим — если приедут (когда точно известно, что они «могут»), третьим — через прослушивание или творческие мастерские, четвертым — может, повезет на прослушивании, или на фестивале будет много концертных площадок и потребуется много выступающих. 
Ранее неоднократно Томские фестивали проводились на основе многочисленных концертных площадок, и они не были пусты. Но с годами КСП своих зрителей потеряли — сказалась перестройка. А сейчас необходимость большого количества концертных площадок вообще отпала. Взамен им пришли творческие мастерские. Количество переросло в качество — выросла армия исполнителей и авторов (спасибо обязательному среднему образованию), способных передать свое и помочь другим, подрастающим и начинающим. 
Все вместе — длинный срок фестиваля и много мастерских — может привести к мысли об отсутствии творческой работы в КСП, но это не так. Фестивали дают возможность пообщаться с единомышленниками из других городов. Далее, не каждый может себе позволить ездить на все фестивали в регионе — и этим удобен «свой» фестиваль. Именно поэтому заранее созванивались и списывались со всеми популярными у томичей людьми — авторами и исполнителями. Надо заметить, что на такой основе приглашения на фестиваль уже сложилась определенная группа — региональный орган под названием «Региональный совет КСП».

Что же дальше? 
Дальше будет XX Томский фестиваль. Не юбилейный, поскольку говорят, что юбилейным будет XXI (значит, все остались живы). Его основой станет идея мастерских с приглашенными мастерами для томичей и со своими — для приезжих. Возможно, через мастерские будет организован и конкурс — мастера сами определят, кто может постоять за честь мастерской и за свою собственную. Тем самым мы постараемся привлечь участников из региональных КСП поработать командой на нашем фестивале. Желающим посетить творческие мастерские, как и в этом году, будет предоставлена возможность посетить одновременно несколько мастерских за два кульминационных дня.
Кстати, о терминологии. Ранее подобные мероприятия назывались фестивалями самодеятельной песни, но с течением времени «самодеятельная» сменилась на «авторская», что, на наш взгляд, тоже не совсем точно отражает суть жанра. Так появилось немного подзабытое понятие — «бардовская песня».
 

И напоследок хочу сказать всем участникам XIX Томского фестиваля ОГРОМНОЕ СПАСИБО! 
Без них Праздник не состоялся бы.

http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=3&page=1

Бард Топ TopList

Реклама: