«КАТУНЬ»: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ... БУДУЩЕЕ! 

Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Сергей АЛЕКСЕЕВ

Истинным приверженцам сибирского бардовского движения имя новосибирца Сергея АЛЕКСЕЕВА хорошо известно. Он — инициатор и вдохновитель одного из самых представительных за Уралом фестивалей — Катунского. 
— Идея проведения фестиваля авторской песни в этом живописном уголке Горного Алтая возникла у меня в мае 1995 года. Работал я тогда в туристической фирме «Сибирь-Алтай», одним из объектов которой была турбаза «Катунь», — рассказывает Сергей Ревмирович. — Часто доводилось там бывать, что называется, по долгу службы. Как-то вышел на берег реки, полюбовался на величественные горы и вообще на всю эту алтайскую красоту и подумал: как бы гармонично в этот ландшафт вписались песни! А дальше уже было дело техники. Раздобыл телефон руководителя клуба песенной поэзии Новосибирского государственного технического университета Елены Роцкой, и мы уже совместно продумали организационные моменты, разослали приглашения участникам. А в августе состоялся фестиваль...
С тех пор минуло почти семь лет. Есть о чем вспомнить и о чем поразмышлять человеку, стоявшему у истоков «Катуни». 

ГОД 1995-й. 
ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ

— Чем запомнился фестиваль «Катунь-95»? Конечно, тем, что он был первым. Участников и зрителей тогда приехало немного, человек пятьсот, в основном из Барнаула, Новосибирска, Бийска, Кемерова. Народ в большинстве своем присматривался: что это — разовая акция или нечто серьезное и долговечное? Но уже тогда мы постарались заложить некоторые традиции. К примеру, с той поры в день открытия фестиваля в воды Катуни традиционно опускается венок в память о бардах, которых уже нет с нами. На этом же фестивале к камню на берегу реки мы торжественно прикрепили табличку: «Здесь будет установлен памятник Гитаре». И такой памятник через год появился! 
Не обошлось тогда, к сожалению, без «накладок». Первый фестивальный вечер закончился сильнейшей грозой, вырубившей электричество, и все старания по техническому оснащению сцены пошли насмарку. Особенно обидно было представителям телекомпаний, которые снимали «свободный микрофон». Электропроводку не удалось починить и на следующий день, так что собственно песенный конкурс проходил днем в небольшом помещении клуба турбазы, участники выступали без микрофонов. Без конца лил дождь, и народ все больше сидел в домиках и палатках. Но пел. И как пел!
Интересный факт: именно после первого фестиваля в тех местах появились соловьи. Что способствовало расширению ареала проживания этих чудных птичек — расположение планет, климатические «заморочки» или голосистые сибирские барды — не знаю. Но факт остается фактом — до того их там не было, теперь есть. После такого «знамения свыше» у меня появилась уверенность: «Катуни» — жить!
Из именитых авторов на фестивале присутствовал московский поэт и писатель Николай Шипилов со своей женой Татьяной. 
Я тогда еще не был знаком ни с ним, ни с его творчеством, да и вообще мало кого знал — разве что Высоцкого, Визбора, Окуджаву... А тут совершенная случайность: как раз в это время на новосибирской «Кинохронике» снимался фильм о Шипилове («Фортуна-фортуната»), и сведущие люди порекомендовали мне его пригласить.
Для меня Николай Шипилов — знаковая фигура. Он помог мне окунуться в мир авторской песни, просто ошеломил своим творчеством! В том числе и это вдохновило меня на подготовку «Катуни-96». 
ГОД 1996-й. 
ВИВАТ, ГИТАРА!

— Следующий фестиваль проводился (напугал-таки капризный август) уже в конце июня. Одним из первых его мероприятий стало открытие памятника Гитаре. Инструмент изваяли из дюралюминия на Барнаульском заводе «Ротор». Это единственный в мире монумент такого рода. Были разные мнения, в том числе и такое, что это не художественное произведение, а просто увеличенная копия музыкального инструмента. Но, на мой взгляд, это очень хорошая точка узнавания. Где есть гитара, там всегда песенное притяжение, и даже просто проезжающие мимо туристы — а их десятки тысяч! — обязательно фотографируются на ее фоне (на заднем плане в кадре река Катунь и живописная гора Луковка) и везут по стране информацию...
На вторую «Катунь» приехал Юрий Алексеевич Кукин. Я ему позвонил и пригласил принять участие в фестивале. А он, как потом выяснилось, очень смутно представлял себе, куда его зовут. Хотя в дни своей экспедиционной юности (зимой — тренер по фигурному катанию, летом, за отсутствием катков, — рабочий в геологических экспедициях) ему приходилось не раз «гоняться за туманом» по всей стране, до Горного Алтая он ни разу не добирался. Словом, пришлось Юрия Алексеевича убеждать в том, что он полжизни потеряет, если не увидит здешних красот и чудес. Убедил. После этого Кукин был на фестивале три раза подряд. Приглашали мы его и в нынешнем году. Увы, маэстро не совсем здоров...
Количество народу на втором фестивале (пошла волна!) утроилось и даже учетверилось. Информация о «Катуни» распространялась в основном самым надежным способом — от человека к человеку и через средства массовой информации, которых на фестивале было немало.

ГОД 1997-й. 
ПАМЯТИ БУЛАТА

— Так получилось, что открытие «Катуни-97» совпало с девятым днем со времени смерти Булата Шалвовича Окуджавы. На сцене стоял его портрет. Его памяти была посвящена сорокаминутная песенная программа.
Помимо Юрия Кукина и Николая Шипилова гостями фестиваля стали москвичи Леонид Сергеев и Сергей Матвеенко.
Народу собралось так много, что палаточный лагерь раскинулся вдоль берега на несколько километров. Пожалуй, это был самый удачный фестиваль. С того года мы стали работать над его видеоверсиями.
Тогда возник графический образ талисмана фестиваля. Алтай — край легенд. Мы сочинили еще одну — о Снежном человеке, который очень любит песни под гитару. Всем миром выбирали ему имя. Было больше тридцати вариантов. При подведении итогов самым удачным был признан предложенный Сергеем Матвеенко — Укатунчик. 

ГОД 1998-й. 
НА КАТУНИ ПОСЕЛИЛСЯ УКАТУНЧИК

— Графический образ талисмана фестиваля — Укатунчика, придуманный художницей Юлией Щекиной, довольно скоро обрел реальную жизнь и... плоть.
В марте 98-го мы отправились его «искать» за Каракольские озера. Мы — это я, оператор из Москвы Светлана Одинцова и Олег Ярин — наш барнаульский друг, которому и предстояло исполнять роль алмыса (алтайское название йети). Подключен был к акции и Борис Трифонов (в народе — просто Боб), живущий в горах на спасательной станции. Горный переход в марте очень сложен, но для достоверности (алмыс живет в горах, снимать его нужно в естественных условиях) мы карабкались по заснеженным склонам километров пять по «набитой тропе». Так называемая набитая тропа — это следы, оставленные одним человеком, спустившимся с горы, — шаг вправо, шаг влево — в снегу по грудь. Добрались. Сняли «интервью» с «местным жителем». В роли аборигена — Боб. Он как очевидец прекрасно все рассказал, благо человек грамотный, с высшим строительным образованием. Словом, наврал он здорово — образно, достоверно так йети живописал.
Когда снимали момент прохождения снежного человека, Светлане пришлось падать с камерой для правдоподобности. Но хорошо получилось, зернь по экрану — какая экспертиза разберется в подлинности... Монтировали по-взрослому — в Останкино. С этой липой пошли на ГТРК «Новосибирск». Там нам верить не очень поторопились: ребята знали мои увлечения мистификациями. Зря убеждали: ну вот видите — следы. Вот их нет — теперь есть — существо пришло ниоткуда и ушло в никуда. Все на камеру зафиксировано. Видите размер следа? 37 см, самый «йетинский» размер! (Стопы нам, кстати, один умелец из дерева выстругал.) Уже чуть-чуть оставалось «дожать» — люди ведь так хотят верить в чудо, но что-то не срослось. Зато получилось на коммерческом канале НТН-4 — там нам безоговорочно поверили. Сюжет прошел по всей Сибири. Посыпались звонки: правда или неправда? Мы «на голубом глазу» отвечали — да, правда. Некоторые журналисты даже отклики свои на этот сюжет в региональных газетах опубликовали. Короче, и смех, и грех. Зато какая реклама фестивалю!
На «Катуни-98», помимо завсегдатаев Николая Шипилова, Юрия Кукина, Леонида Сергеева, был известный столичный автор и исполнитель Борис Вахнюк.

ГОД 1999-й. 
БОЛТИЗАЦИЯ ВСЕЯ РУСИ 

— Фестиваль «Катунь-99» знаменателен тем, что в новой ипостаси на нем предстал Леонид Сергеев. Вместе с братьями Мищуками он стал основателем общественного движения «Фракция Болты России плюс» — неполитической организации, не имеющей членства, но имеющей массу приверженцев в городах и весях нашей Родины, а также за рубежом. Тогда, на фестивале, родилась идея провести бард-марафон, который так бы и назывался — «Болты России плюс». Это грандиозное мероприятие прошло в декабре 1999 года в новосибирском театре «Старый дом». Новосибирск, так проникшийся идеями Фракции, был объявлен штаб-столицей этого движения. 
БОЛТ — это аббревиатура — «Будущее Общества — Любовь и Труд». Идеология движения формулируется непрерывно, все время существования жанра авторской песни. (Более подробную информацию об этом замечательном и перспективном движении читайте в статье «Будущее Общества — Любовь и Труд». – Ред.).

ГОД 2000-й. 
ЖИВ, КУРИЛКА!

 — Шестой фестиваль. Можно сказать, традиция устоялась. Ничем особенным не запомнился, разве что куклами-великанами из Бийского театра. Был представлен, пожалуй, самый удачный вариант гимна фестиваля, который пока, правда, не утвержден. Конкурс продолжается. У гимнописцев остается шанс войти в историю. 
Было так же весело, шумно и песенно, как всегда.

ГОД 2001-й. 
МЫ РАССТАВАЛИСЬ, ЧТОБ ВСТРЕТИТЬСЯ ВНОВЬ

— В связи с отношением тогдашнего руководства Республики Алтай мы были выжиты с территории турбазы «Катунь». Начались какие-то напряги, поборы с туристов. Мы взяли тайм-аут и провели фестиваль под Новосибирском, в Речкуновке. 

Сейчас, когда руководство в республике сменилось, уже налаживаются нормальные взаимоотношения. Фестиваль вернется на свое место, вернется на место и схищенная Гитара, в которой некие вандалы углядели не символ, а цветной металл. Мне жаль того человека, кто это сделал. То ли Господь, то ли духи гор всегда были на нашей стороне, и недоброжелателей обычно наказывали жестоко. Примеры приводить не буду, хотя они есть.
Мы возвращаемся не на пустое место. Та же турбаза, та же сцена — еще живая, только требующая небольшого ремонта.

Так что в путь! 
До встречи на «Катуни-2002»! 

http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=2&page=1

Бард Топ TopList

Реклама: