«КАТУНЬ»: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ... БУДУЩЕЕ!
Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Истинным приверженцам сибирского бардовского движения имя новосибирца
Сергея АЛЕКСЕЕВА хорошо известно. Он — инициатор и вдохновитель одного
из самых представительных за Уралом фестивалей — Катунского.
— Идея проведения фестиваля авторской песни в этом живописном уголке
Горного Алтая возникла у меня в мае 1995 года. Работал я тогда в туристической
фирме «Сибирь-Алтай», одним из объектов которой была турбаза «Катунь»,
— рассказывает Сергей Ревмирович. — Часто доводилось там бывать, что называется,
по долгу службы. Как-то вышел на берег реки, полюбовался на величественные
горы и вообще на всю эту алтайскую красоту и подумал: как бы гармонично
в этот ландшафт вписались песни! А дальше уже было дело техники. Раздобыл
телефон руководителя клуба песенной поэзии Новосибирского государственного
технического университета Елены Роцкой, и мы уже совместно продумали организационные
моменты, разослали приглашения участникам. А в августе состоялся фестиваль...
С тех пор минуло почти семь лет. Есть о чем вспомнить и о чем поразмышлять
человеку, стоявшему у истоков «Катуни».
ГОД 1995-й.
ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ
— Чем запомнился фестиваль «Катунь-95»? Конечно, тем, что он был первым.
Участников и зрителей тогда приехало немного, человек пятьсот, в основном
из Барнаула, Новосибирска, Бийска, Кемерова. Народ в большинстве своем
присматривался: что это — разовая акция или нечто серьезное и долговечное?
Но уже тогда мы постарались заложить некоторые традиции. К примеру, с той
поры в день открытия фестиваля в воды Катуни традиционно опускается венок
в память о бардах, которых уже нет с нами. На этом же фестивале к камню
на берегу реки мы торжественно прикрепили табличку: «Здесь будет установлен
памятник Гитаре». И такой памятник через год появился!
Не обошлось тогда, к сожалению, без «накладок». Первый фестивальный
вечер закончился сильнейшей грозой, вырубившей электричество, и все старания
по техническому оснащению сцены пошли насмарку. Особенно обидно было представителям
телекомпаний, которые снимали «свободный микрофон». Электропроводку не
удалось починить и на следующий день, так что собственно песенный конкурс
проходил днем в небольшом помещении клуба турбазы, участники выступали
без микрофонов. Без конца лил дождь, и народ все больше сидел в домиках
и палатках. Но пел. И как пел!
Интересный факт: именно после первого фестиваля в тех местах появились
соловьи. Что способствовало расширению ареала проживания этих чудных птичек
— расположение планет, климатические «заморочки» или голосистые сибирские
барды — не знаю. Но факт остается фактом — до того их там не было, теперь
есть. После такого «знамения свыше» у меня появилась уверенность: «Катуни»
— жить!
Из именитых авторов на фестивале присутствовал московский поэт и писатель
Николай Шипилов со своей женой Татьяной.
Я тогда еще не был знаком ни с ним, ни с его творчеством, да и вообще
мало кого знал — разве что Высоцкого, Визбора, Окуджаву... А тут совершенная
случайность: как раз в это время на новосибирской «Кинохронике» снимался
фильм о Шипилове («Фортуна-фортуната»), и сведущие люди порекомендовали
мне его пригласить.
Для меня Николай Шипилов — знаковая фигура. Он помог мне окунуться
в мир авторской песни, просто ошеломил своим творчеством! В том числе и
это вдохновило меня на подготовку «Катуни-96».
ГОД 1996-й.
ВИВАТ, ГИТАРА!
— Следующий фестиваль проводился (напугал-таки капризный август) уже
в конце июня. Одним из первых его мероприятий стало открытие памятника
Гитаре. Инструмент изваяли из дюралюминия на Барнаульском заводе «Ротор».
Это единственный в мире монумент такого рода. Были разные мнения, в том
числе и такое, что это не художественное произведение, а просто увеличенная
копия музыкального инструмента. Но, на мой взгляд, это очень хорошая точка
узнавания. Где есть гитара, там всегда песенное притяжение, и даже просто
проезжающие мимо туристы — а их десятки тысяч! — обязательно фотографируются
на ее фоне (на заднем плане в кадре река Катунь и живописная гора Луковка)
и везут по стране информацию...
На вторую «Катунь» приехал Юрий Алексеевич Кукин. Я ему позвонил и
пригласил принять участие в фестивале. А он, как потом выяснилось, очень
смутно представлял себе, куда его зовут. Хотя в дни своей экспедиционной
юности (зимой — тренер по фигурному катанию, летом, за отсутствием катков,
— рабочий в геологических экспедициях) ему приходилось не раз «гоняться
за туманом» по всей стране, до Горного Алтая он ни разу не добирался. Словом,
пришлось Юрия Алексеевича убеждать в том, что он полжизни потеряет, если
не увидит здешних красот и чудес. Убедил. После этого Кукин был на фестивале
три раза подряд. Приглашали мы его и в нынешнем году. Увы, маэстро не совсем
здоров...
Количество народу на втором фестивале (пошла волна!) утроилось и даже
учетверилось. Информация о «Катуни» распространялась в основном самым надежным
способом — от человека к человеку и через средства массовой информации,
которых на фестивале было немало.
ГОД 1997-й.
ПАМЯТИ БУЛАТА
— Так получилось, что открытие «Катуни-97» совпало с девятым днем со
времени смерти Булата Шалвовича Окуджавы. На сцене стоял его портрет. Его
памяти была посвящена сорокаминутная песенная программа.
Помимо Юрия Кукина и Николая Шипилова гостями фестиваля стали москвичи
Леонид Сергеев и Сергей Матвеенко.
Народу собралось так много, что палаточный лагерь раскинулся вдоль
берега на несколько километров. Пожалуй, это был самый удачный фестиваль.
С того года мы стали работать над его видеоверсиями.
Тогда возник графический образ талисмана фестиваля. Алтай — край легенд.
Мы сочинили еще одну — о Снежном человеке, который очень любит песни под
гитару. Всем миром выбирали ему имя. Было больше тридцати вариантов. При
подведении итогов самым удачным был признан предложенный Сергеем Матвеенко
— Укатунчик.
ГОД 1998-й.
НА КАТУНИ ПОСЕЛИЛСЯ УКАТУНЧИК
— Графический образ талисмана фестиваля — Укатунчика, придуманный художницей
Юлией Щекиной, довольно скоро обрел реальную жизнь и... плоть.
В марте 98-го мы отправились его «искать» за Каракольские озера. Мы
— это я, оператор из Москвы Светлана Одинцова и Олег Ярин — наш барнаульский
друг, которому и предстояло исполнять роль алмыса (алтайское название йети).
Подключен был к акции и Борис Трифонов (в народе — просто Боб), живущий
в горах на спасательной станции. Горный переход в марте очень сложен, но
для достоверности (алмыс живет в горах, снимать его нужно в естественных
условиях) мы карабкались по заснеженным склонам километров пять по «набитой
тропе». Так называемая набитая тропа — это следы, оставленные одним человеком,
спустившимся с горы, — шаг вправо, шаг влево — в снегу по грудь. Добрались.
Сняли «интервью» с «местным жителем». В роли аборигена — Боб. Он как очевидец
прекрасно все рассказал, благо человек грамотный, с высшим строительным
образованием. Словом, наврал он здорово — образно, достоверно так йети
живописал.
Когда снимали момент прохождения снежного человека, Светлане пришлось
падать с камерой для правдоподобности. Но хорошо получилось, зернь по экрану
— какая экспертиза разберется в подлинности... Монтировали по-взрослому
— в Останкино. С этой липой пошли на ГТРК «Новосибирск». Там нам верить
не очень поторопились: ребята знали мои увлечения мистификациями. Зря убеждали:
ну вот видите — следы. Вот их нет — теперь есть — существо пришло ниоткуда
и ушло в никуда. Все на камеру зафиксировано. Видите размер следа? 37 см,
самый «йетинский» размер! (Стопы нам, кстати, один умелец из дерева выстругал.)
Уже чуть-чуть оставалось «дожать» — люди ведь так хотят верить в чудо,
но что-то не срослось. Зато получилось на коммерческом канале НТН-4 — там
нам безоговорочно поверили. Сюжет прошел по всей Сибири. Посыпались звонки:
правда или неправда? Мы «на голубом глазу» отвечали — да, правда. Некоторые
журналисты даже отклики свои на этот сюжет в региональных газетах опубликовали.
Короче, и смех, и грех. Зато какая реклама фестивалю!
На «Катуни-98», помимо завсегдатаев Николая Шипилова, Юрия Кукина,
Леонида Сергеева, был известный столичный автор и исполнитель Борис Вахнюк.
ГОД 1999-й.
БОЛТИЗАЦИЯ ВСЕЯ РУСИ
— Фестиваль «Катунь-99» знаменателен тем, что в новой ипостаси на нем
предстал Леонид Сергеев. Вместе с братьями Мищуками он стал основателем
общественного движения «Фракция Болты России плюс» — неполитической организации,
не имеющей членства, но имеющей массу приверженцев в городах и весях нашей
Родины, а также за рубежом. Тогда, на фестивале, родилась идея провести
бард-марафон, который так бы и назывался — «Болты России плюс». Это грандиозное
мероприятие прошло в декабре 1999 года в новосибирском театре «Старый дом».
Новосибирск, так проникшийся идеями Фракции, был объявлен штаб-столицей
этого движения.
БОЛТ — это аббревиатура — «Будущее Общества — Любовь и Труд». Идеология
движения формулируется непрерывно, все время существования жанра авторской
песни. (Более подробную информацию об этом замечательном и перспективном
движении читайте в статье «Будущее Общества — Любовь и Труд». – Ред.).
ГОД 2000-й.
ЖИВ, КУРИЛКА!
— Шестой фестиваль. Можно сказать, традиция устоялась. Ничем особенным
не запомнился, разве что куклами-великанами из Бийского театра. Был представлен,
пожалуй, самый удачный вариант гимна фестиваля, который пока, правда, не
утвержден. Конкурс продолжается. У гимнописцев остается шанс войти в историю.
Было так же весело, шумно и песенно, как всегда.
ГОД 2001-й.
МЫ РАССТАВАЛИСЬ, ЧТОБ ВСТРЕТИТЬСЯ ВНОВЬ
— В связи с отношением тогдашнего руководства Республики Алтай мы были
выжиты с территории турбазы «Катунь». Начались какие-то напряги, поборы
с туристов. Мы взяли тайм-аут и провели фестиваль под Новосибирском, в
Речкуновке.
Сейчас, когда руководство в республике сменилось, уже налаживаются нормальные
взаимоотношения. Фестиваль вернется на свое место, вернется на место и
схищенная Гитара, в которой некие вандалы углядели не символ, а цветной
металл. Мне жаль того человека, кто это сделал. То ли Господь, то ли духи
гор всегда были на нашей стороне, и недоброжелателей обычно наказывали
жестоко. Примеры приводить не буду, хотя они есть.
Мы возвращаемся не на пустое место. Та же турбаза, та же сцена — еще
живая, только требующая небольшого ремонта.
Так что в путь!
До встречи на «Катуни-2002»!
http://apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=2&page=1 |