Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Нельзя отдавать молодежь безвкусице

У нас в гостях Андрей Крамаренко

19 августа, после долгого перерыва, мы вновь встретимся с Андреем Крамаренко, известным и любимым многими в Челябинске певцом. Вот уже год Андрей работает в Москве в театре Елены Камбуровой. Что это за театр? С этого вопроса начинался наш разговор.

- Театр Елены Камбуровой обрел недавно свое помещение - бывший кинотеатр “Спорт” в Москве (возле Новодевичьего монастыря), где сейчас идет ремонт. В театре девять артистов и пять музыкантов. Степень их известности довольно различна. Олег Синкин - известный пианист (с Еленой Камбуровой он работает более 15 лет), гитарист Вячеслав Голиков - дипломант международных конкурсов. Артисты, за исключением самой Елены Камбуровой, в России пока мало известны, но талантливы: Елена Фролова, Александр Лущик, Татьяна Алешина и другие. Все мы единомышленники. По этому принципу, видимо, Елена Камбурова и подбирала свой коллектив. Конечно, мы разные, но работаем на одну идею, которая сформулирована в названии “театр музыки и поэзии” - зритель должен воспитываться на сочетании настоящей музыки и настоящей поэзии.

- Вы в театре год. Удовлетворены тем, что за этот год произошло?

- Конечно. Было много интересных событий. Главным образом, это концерты, сольные, сборные, концерты-спектакли. В основном выступал на московских площадках, но побывал и в Подмосковье, во Владимире, в Самаре, Тольятти. Что касается программ театра, их было четыре: спектакль, посвященный творчеству Арсения Тарковского, Александра Вертинского, французского шансонье Жака Бреля и большой рождественский вечер. Стиль концерта-спектакля Елена Камбурова стала разрабатывать задолго до создания своего театра, сегодня он получает свое развитие. Теперь Елена Антоновна продолжает начатое вместе с единомышленниками, которых пригласила в театр.

- Трудно ли было вам завоевывать искушенного московского зрителя?

- В Москве, конечно, больше возможности выступать, чем в Челябинске. Но намного сложнее работать: публика щепетильна в выборе, консервативна, у всех сформировались определенные пристрастия. Она предпочитает “своих” исполнителей. Тем не менее у меня уже есть свой слушатель в Москве, с каждым концертом этот круг становится все шире. А это показатель того, что мое появление на столичной сцене было достаточно аргументированным.

- Масс-медиа в Челябинске всегда отмечали хороший вкус музыканта Андрея Крамаренко в выборе стихов для своих песен и в выборе песен других авторов для своих программ. Какие поэты интересны вам сейчас и много ли написано песен за “московский” период?

- Я писал и пишу не только “взрослые”, но и детские песни. Для “взрослых” особых пристрастий в поэзии у меня не было, круг достаточно широк, таким и остался. Вновь для себя открываю Слуцкого, потрясающий поэт. У меня теперь уже две песни на его стихи. Мандельштам, Пушкин, Ходасевич, Георгий Иванов, Арсений Тарковский - круг “моих” поэтов. Что касается детских песен, здесь мои давние пристрастия: Заходер и Собакин. Теперь к ним прибавился Вадим Левин, также наш современник, минчанин. Я случайно познакомился с ним в Москве. Вадим Александрович подарил мне подборку своих новых стихотворений, на одно из них песня уже написана. Думаю, появятся и новые. Тонкие, красивые, умные и смешные - стихи этих поэтов так необходимы сегодня нашим деткам. Правда, это уже другая эстетика (если сравнивать с классиками 50-х), но она и должна быть другой, потому что изменились и дети.

А что касается новых направлений в моем творчестве, я углубился сейчас в русский романс. Кумир мой по-прежнему Валерий Агафонов. Были отдельные попытки и удачи и у других певцов. Но Валерий Агафонов в русском романсе - настоящее явление. Пожалуй, благодаря Агафонову и, наверное, Манане Менабде я и пришел к романсу. Сегодня у меня есть хорошая программа, посвященная этому жанру.

- Какие еще есть программы в репертуаре Андрея Крамаренко?

- Можно выделить три: это поэзия “серебряного” века, авторская песня: Визбор, Окуджава, Никитин и программа для детей.

- Камбурова как-то вмешивается в ваши программы, в процесс работы над ними?

- Нет. Только тактичная и очень благожелательная послеконцертная критика, которая необходима любому певцу.

- Могли бы вы прокомментировать то, что происходит с авторской песней теперь?

- Я бы сказал, что центром авторской песни была и остается Москва. Там хорошо видно, как с течением времени авторская песня расслоилась примерно на три ветви: первая - соратники, продолжатели эстетики Визбора, Высоцкого, Окуджавы. Это Ким, Городницкий, Дольский, Дулов, Никитин. Вторая ветвь в некотором смысле усложняет эстетику бардовской песни, появляются более сложные тексты, сложные музыкальные гармонии, обращение к Гумилеву, Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой, Ахматовой, Бродскому. Это барды с более сложной эстетикой: Александр Мирзаян, Виктор Луферов, Елена Фролова, Андрей Ампилов, Владимир Бережков и другие. И третье направление - напротив, облегчающее эстетику бардовской песни, делающее упор на внешние эффекты, то есть на ритмизацию, легкость текста. Представителям этого направления проще других было приспособиться к рыночным отношениям, теперь дело за первыми двумя.

- Современная публика - какая она?

- Она очень разная и всегда меняющаяся. Сегодня меняющаяся, к сожалению, не в лучшую сторону. Тому есть вполне объяснимые причины. На смену поколениям, воспитанным на авторской песне Окуджавы, Визбора, Высоцкого, на эстраде Магомаева, Шульженко, Ободзинского, “Песняров” и “Ариэля”, приходит поколение, оболваненное сегодняшней “попсой”, “кислотой” и прочая. С другой стороны, когда-то самая читающая в мире держава сегодня превращается в одну из самых экономически отсталых стран, где 80 процентов населения живет за чертой бедности, обречена на ежедневные поиски хлеба насущного. Хочется надеяться, что так не будет продолжаться бесконечно.

Очень хочется, чтобы и в Челябинске появился театр, подобный театру Елены Камбуровой. Круг людей, которые своим творчеством могли бы воспитывать немалый процент молодежи, в Челябинске есть. Мне не удалось доказать правоту этой мысли. Театр, подобный театру Елены Камбуровой, я мечтал создать в своем городе. И требовалось всего-то помещение и аппаратура. Круг людей, которые воспитывали бы своим искусством немалый процент молодежи, в Челябинске был. Нельзя молодежь отдавать безвкусице, безмыслию, бесконечным призывам наслаждаться. Ведь среди этого поколения жить нам, нашим детям.

- Скучаете по Челябинску?

- Скучаю, связей с родным городом терять не хочу. Этим и объясняется концерт 19 августа в Камерном театре и два небольших до него. Концерт мой будет “разноцветным”: песни, романсы. Объединено все вкусом, эстетикой, близкой мне. Здесь, в Челябинске, надеюсь, скоро будет завершена моя работа над диском для детей. Думаю, что к концу года диск выйдет. А челябинцам хочется пожелать оптимизма. Не забывайте, что живем мы один раз...

Светлана Симакова

http://www.infoural.ru/infoural/delur/1999/r2/31-7-1.html

Бард Топ TopList

Реклама: