Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

"О Субъективизме и Попсе"

Краткий ответ Илье Бронову

Со всей присущей мне иронией в голосе заявляю, что весь мой объективизм – субъективен, а все мысли – придуманы. Итак, начнём…

Привет, Бронов! Вот тут давеча прочитал твою статью и хочу ответить именно тебе. Но если вдруг мой ответ всё же появится в “Бардачке”, то в нём найдётся что-нибудь и для других.

Вообще-то, начать надо с того, что статьи Длинного и Скептика, на которые Бронов ссылался, я не читал. Ни то, чтобы не хотел, просто не довелось. С Длинным знаком лично и могу просто представить себе ход его мыслей. Ну как не поностальгировать по десятой Шаморе (к примеру), или по Фестивалю Самодеятельной Песни в г. Владивостоке, ну или по “Амурским волнам” (хороших времён)? Да и на Дальний Восток тогда из года в год приезжали корифеи авторской песни (Ланцберг, Сергеев, Мишуки, Фролова и т.д.). Ностальгия, ностальгия, АХ! Если честно, то весь опыт (ну, может быть, почти весь опыт) Длинного заслуживает внимания. Редко когда встретишь такую харизматичную и начитанную личность. Правда, и он не без перегибов, да мы не об этом.

Со Скептиком не знаком вообще. Так что уж извините. (Кстати... лично тоже не люблю инкогнито).

Цитируя статью Бронова (время – деньги), перехожу к главному вопросу статьи, то есть к Попсе.

Попса, по-моему, - это та грань любого творческого жанра, в которой все вещи упрощены до минимума. И при этом не обязательно для “даунского” понимания и не развитого вкуса. Просто это та особенность, которая и отличает Попсу от многого другого. То, что уровень интеллектуального и духовного развития индивидов общества различен – не секрет. Так что, не думаю, что на Попсу стоит-таки вешать ярлык “Бич нашей эпохи” (вспоминаются “Песни нашего века”), давить её каблуками и т. п. Это попахивает борьбой за чистоту жанра, господа. Но неужели кто-то из вас осмелится взяться за отсев чистого жанра авторской песни от попсы? Кстати само явление “Попса” характерно и для художников (может быть, кто-нибудь знаком с творчеством Лоханского, Быкова), и для писателей, и для авторской песни, и ещё для Бог знает чего.

В качестве хорошего (на мой взгляд) примера “попсовой” авторской песни можно взять почти каждого третьего автора, от Панькова до меня. И ничего такого в этом нет. Чистая эмоция, завуалированная в крутой, рифмованный слоган (Алексея Иванова помните?), даёт куда больший эффект на зал, чем многоликое нагромождение образов в словах и выражении лица исполнителя (помните Маленького?). Или весёлая песня запоминается куда более опосредовано, чем серьёзная. НО ЧТО ИЗ-ЗА ЭТОГО?.. Надо брюзжать и капать слюной в сторону Попсы? Хорошо! Скажите мне, как тогда объяснить существование и популярность песен: “Осторожно двери закрываются”, “Милая” (С.Корычев), “Водосточная труба”, “Выйду из дома в осеннюю грусть...” и многих других? Простая мелодика (4 аккорда), текст банален до жути. А ведь это непосредственное содержание жанра по состоянию на сегодня.

Моё восприятие тоже сводится к простой формуле: “Скажи мне то, чего я не знаю, либо так, как я никогда не слышал, но выдерживай при этом марку”. Написал Попсу – сумей завести зал, покажи им, где стоит ловить кайф. Придумал нагромождение образов и музыки – постарайся выделить и донести суть. Ну, на худой конец сделай умное лицо. Кому надо - сами поймут. Вот сам Бронов... Взял, написал песню про Жирафопарда. Ведь “попса” полная, а приятно. И песня даже диплом получила на “Амурских Волнах”. Или Макс Жук положил на музыку Суханова новые стихи (“Спит, спит убитая лисичка...” и т.д.), да Суханов же попсу написал в этой песне... а приятно, и попробуйте это опровергнуть.

Давайте теперь поговорим как раз о тех моментах, из которых состоит песня.

Текст.
Абсолютно согласен, что текст есть почти средоточие всего в песне. И банальность, засаленность текста есть главный провал автора. Примеров - масса, даже в моём творчестве. Но и тут есть свои нюансы. Автор, находя близкую себе тему, начинает нещадно эксплуатировать её так, что в итоге для людей, знакомых с творчеством автора вплотную, каждая следующая его песня – попса. А на новое восприятие эта песня проецируется с гораздо более насыщенной смысловой нагрузкой. Так, к примеру, каждая вторая песня Дениса Вялкова (г. Владивосток) про осень, а я конкретно тащусь по ним. Вот - пример качественной обработки одного и того же.

Ассоциации.
Вот тут все разбирают тексты песен, мелодические ходы, банальность рифмы, строят какие-то графики и таблицы. А я, в свою очередь, часто воспринимаю подаваемый мне материал не технически, а ассоциативно. Ряды ассоциативных цепочек дают очень интересные результаты в восприятии.

Бронов, ну действительно, зачем приводить пример военной песни? Я согласен, что “Тёмная ночь” - шлягер. Но ты знаешь, почему? Да потому, что его в кино показывали... Мне лично при словах этой песни не смысл слов в голову приходит, а лицо главного героя фильма, освещённое в темноте бликами огня в “буржуйке”, его фронтовая философия, проблемы потерянного поколения (можешь Ремарка почитать). Вот - пример ассоциативного мышления. И я стараюсь видеть эту песню ещё глубже, за текст, за историю, за написавшее её поколение. Кто-нибудь из фронтовиков, певших подобные песни в окопах, несомненно, свяжут эту песню со своим, с тем, что мы никогда уже не увидим: с Войной, со Смертью. Мне кажется, что о восприятии нужно говорить ничуть не меньше, чем о тексте. Не поняв текста с первого раза всё равно можно уловить эмоцию. И если эмоция тебя не “торкнет”, то будь тот текст хоть трижды гениален – ты на него забьёшь и будешь прав.

Музыка.
Меня всегда помимо текста волновал и аккомпанемент. От хорошего аккомпанемента зависит, наверное, одна треть песни. Удачный мелодический ход, качество исполнения, удачно выбранная тональность запоминаются так же, как и текст, а в некоторых случаях даже и лучше. Я лично не знаю текста множества песен, но спокойно бы сыграл многие из них. Да, конечно, мы не Моцарты и Штраусы, Каркасси, и Джулиани, но музыка пропитывает всю нашу жизнь, мы слышим её практически везде. Так зачем же принижать музыку. И уж если текст - главное, то попробуйте положить его на попсовую мелодию “Батарейки”! Что? Получается авторская песня? Так-то... Без аккомпанемента - никуда. (Всё остальное - к Цветкову…)

Заключение.
Вот вам субъективизм в авторской песне, вот вам и переоценка или недооценка чьих-либо творений, вот вам и авторитетное жюри, сидящее с пивом на “Бригантине”. Вот тебе, Бронов, мои доводы. Думаю, что пора, товарищи, переходить от сугубо поэтического подхода к песне к чему-нибудь новому. Проройте репертуар, песенник, дневник, и вы убедитесь, что часть песен различных авторов импонирует вам больше, чем другая часть песен, причём этих же авторов. И дело тут не только в тексте, а и в вас самих. Не стоит спешить называть песню – Попсня и вешать на сук. Это, как минимум, глупо. Ведь авторская песня – “думающая песня”.

Теперь немного о прострации...

Да, Бронов, твои контратаки на Скептика, несомненно, изящны, но зачем же ты так с Тимуром Шаовым:

“…По моему скромному мнению, песни его - суть банальные пересказы анекдотов, тривиальных житейских историй и программы "Время". Техника стихосложения - на уровне начинающего автора 17 лет. Самая настоящая ПОПСА”

Подозреваю, что с творчеством Тимура я знаком лишь на капельку больше чем ты. Но песни его для меня не банальный анекдот, а интересная философия. Ну, к примеру, песня “Быть философом не рай”:

Быть философом не рай, но, однако же, приятно.

Плюс тепло и ненакладно, знай лежи да созерцай.

Мир вокруг кипит в борьбе, ты ж о вечном размышляешь

И супруге отвечаешь: “Отвали! Я - вещь в себе”.

За простой банальностью рифм скрывается нечто большее, чем можно увидеть на первый взгляд. И песню ты слушаешь потому, что в твоём представлении философ – человек с деятельной натурой, острой мыслью и т.д. и т.п. Оп-па! А тут тебе преподносят всё в вот таком ракурсе... Ну и как? А при этом ещё приятная музыка, гармошка там всякая, маракас – красота! И так - альбом за альбомом. Я не популяризирую Шаова. Его песни “приедливые” сами по себе и из-за этого кажутся заезженными. Но кого-кого, а Тимура стоит послушать. Ирония и смех в его песнях – житейские, и это подкупает ещё больше. Пример. Вот все ли смеются над анекдотами про компьютеры? А над Шаовым возможно посмеяться почти любому. Советую просто послушать Тимура побольше. Может, ты ещё изменишь своё мнение.

Ладно. Пока. Готов рассмотреть любую критику и похвалу.

Воложанин Вадим, автор-исполнитель, г. Находка - Владивосток.

http://ksp-dv.narod.ru/Bardachok/

Бард Топ TopList

Реклама: