Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Тимур Шаов "ЧЕЛОВЕК ДИВАННЫЙ" *



Мои последние две недели прошли под знаком барда Тимура Шаова: диски его слушала, материалы о нем читала. Обратила внимание на то, что журналисты неизменно называют Тимура "врачом с гитарой". Вспомнился анекдот: "У меня был один знакомый молдаванин, так он троллейбус водил".
 

- Тимур, неужели ты - единственный врач, играющий на гитаре?
 

- Мне самому непонятно, почему сей факт так поразил твоих коллег. Их, кстати, удивляет и другое. Множество раз приходилось слышать: "Как, вы не москвич? Из провинции? А откуда у вас язык такой?" Я и не предполагал, что только москвичи хорошо владеют русским языком. Снобизм - он и есть снобизм, и московский, и, извини, журналистский. А уж у московских журналистов он вообще двойной. Впрочем, в последний год от штампа отошли: к сожалению, врачом уже не работаю.
 

- Нарушил клятву Гиппократа?
 

- Нет, не нарушал: в клятве не сказано, что я должен заниматься медициной. Там сказано другое: "не навреди" и "помоги ближнему". Вот и вожу с собой всюду аптечку и фонендоскоп.
 

- Что - то я себя плохо чувствую...
 

- Раздевайтесь, ложитесь... Раньше даже тонометр с собою возил - разные ситуации бывают. Например, однажды в поезде у человека случился тяжелый гипертонический криз.
 

- И ты его вывел из этого состояния?
 

- Конечно - чего там выводить?
 

- Я читала, что ты - врач высшей категории.
 

- Да, категорию мне присвоили за несколько месяцев до Того, как я бросил медицину.
 

- Не жалеешь, что бросил?
 

- Естественно, жалею, но ведь надо кормить семью. В принципе, медицину и песни я любил одинаково, мне было очень приятно эти два дела совмещать.
 

- Допускаешь возможность возврата в медицину?
 

- Знаешь, глядя на то, что сейчас в нашей медицине делается, возвращаться не хочется. Да и квалификацию теряешь, хотя, можно, конечно, проспециализироваться. Я - эндоскопист, а ручная работа входит в привычку... Нет, вряд ли вернусь.
 

- Концерты сегодня кормят?
 

- В России - да. Кормят и неплохо.
 

- А шефские концерты бывают?
 

- Конечно! У Сережи, гитариста моего, сахарный диабет - как не дать концерт в больнице? Я же не разгружать вагоны должен, а поехать и спеть - ради Бога! В Дубне, где я поселился, собирали деньги девочке на операцию. Никогда им не прощу: ходил я, как ишак, по инстанциям и предлагал: "Ребята, я спою. Денег мне не надо, только предоставьте зал". Представляешь, не нашли площадки: даты, видите ли, не совпали... К ученым поехать в Пущино, спеть сольный концерт, - да с удовольствием! Мне приятнее выступить перед кайфовой публикой, чем заработать деньги в чужих залах. Бывает, сидят с кислыми физиономиями - никак не расшевелить.
 

- Тимур, ты всего год назад перебрался из Черкеска в Москву. Как провинциал чувствует себя в столице?
 

- Я уже не провинциал: переехал в столицу.
 

- Как себя чувствует провинциал, переехавший в столицу?
 

- Не скажу, что пришлось пробиваться с боем и треском: все шло плавно и естественно. Началось с того, что продюсеры фирмы "Московские окна" Женя Вдовин и Володя Розанов объявили конкурс "Открытие молодых талантов", дабы прошерстить на предмет этих самых талантов нашу страну. Очень мудрая, в принципе, была затея. Через "Комсомолку" попросили присылать кассеты с пятью песнями. Я и не собирался - жена послала. А я в 1995 году стал лауреатом Грушинского фестиваля и решил, что это - вершина карьеры, а дальше мне нужно заниматься своим непосредственным делом: больных лечить. Но после того как ребята меня вызвали на этот конкурс, я несколько раз в год ездил туда - сюда, а в последний раз уже приехал на готовое место. Думаю, все благополучно сложилось потому, что мной занялся хороший продюсер - Евгений Вдовин.
 

- Здорово ему тебя "раскручивать" пришлось?
 

- Раньше Вдовин звонил, предлагал, теперь уже ему звонят. Часто бывает, что люди приходят на концерты или диски слушают, а потом знакомым рассказывают. Матвей Гонопольский сейчас новогоднюю комедию снимает, пригласил меня три песни ему написать. На радио "Эхо Москвы" он делает очень популярную передачу "Бомонд". Мне нравится Матвей - человек открытый, не козел, не жлоб, что для меня очень важно. Знаешь ведь, сколько у нас жлобья развелось, которое имеет много денег и считает, что может всех купить. "Э, давай мы тебе доплатим - еще поиграй".
 

- А ты?
 

- "Нет, - говорю, - у меня концерт закончился. Хотите еще - приходите завтра". Уважать себя надо.
 

- Резонно. Хочешь сказать, что не принимаешь приглашений на всякие "новорусские" тусовки?
 

- Почему, когда зовут, с удовольствием откликаюсь. Иногда среди нуворишей оказываются нормальные люди, с которыми приятно общаться. В Киев недавно приглашал самый крутой торговец автомобилями. Я думал, это будет жлоб, а оказался такой эрудированный человек... Начинал вторые - третьи пласты в моих песнях искать: "Правда, ты имел в виду именно это?" А позавчера концерт посетил нефтяной "король" - замечательный человек, бывший военный, прекрасную книгу мне презентовал. Бывают же люди, елы - палы! Я думал, что среди них - одни бандюки. Понимаю, конечно: что - то, может, он и нажил нечестно, но такой человек приятный, что у меня к нему душа лежит. Мне же от него ничего не надо!
 

- Как "ничего -? А деньги?
 

- Да, Вдовин подходил, на клип просил - он с удовольствием пообещал. Но в рот - то я ему не заглядывал?
 

- А зачем, когда у тебя есть Вдовин?
 

- Да, это - мое счастье. Звонят, приглашают куда - то - отсылаю к Вдовину. Мы во многом характерами схожи. Он абсолютно честный человек, и я тоже никогда не стану" крысятничать ", утаивать от него сотню - другую долларов. В противном случае уважать себя перестану, понимаешь? Когда я переезжал, Женя отнесся ко мне как старший брат. Перевез, примчался посмотреть, как мы устроились, пошел в школу к детям. Какая ему, в принципе, разница, где мои дети учатся? Просто такой человек. Земляки мои рассказывают:" Мы ринулись в Москву, как в омут головой; рискнули, все поставили на кон ". А я - как сыр в масле катался.
 

- Ты тоже бежал в Москву от известных событий?
 

- Ни от чего я не бежал. Собирался переехать еще в 1998 году, но случился этот кризис жуткий, деньги превратились в прах. От чего бежать? Ты же сейчас почему - то не бежишь из Израиля? У меня была та же ситуация. Как у Жванецкого:" Какая вредность? Я ее не чувствую ". Чечня - то, извиняюсь, ближе к Киеву, чем к нам. Я не бежал, а спокойно переезжал, зная, что Вдовин меня не бросит. Так и случилось. Приехал я в Москву с двумястами рублями, тут же примчался Женя, навалил мне денег... Не было у меня акклиматизации, стресса переезда.
 

- К тому времени ты был известен в Москве?
 

- Тогда еще не очень. Вот в Питере, благодаря радио, меня уже хорошо знали. А сейчас в Москве открылся питерский филиал этого же радио" Шансон "и они по старой памяти своего любимого Шаова начали крутить, а радио это слушает пол - Москвы. И в последние месяцы аншлаги пошли - раньше я беспокоился, придет ли вообще кто - то на концерт, а сейчас друзей посадить не могу.
 

- Ох, и приятно, наверное, петь в полных залах!
 

- Конечно, приятно. Но еще приятнее, когда люди приходят после концерта с благодарностью. Причем, люди разного возраста: от девятилетних детей до семидесятилетних бабушек.
 

- Да, я читала одно интервью, где ты заявляешь, что именно люди пенсионного возраста твои самые благодарные слушатели. Наверное, это адресовано именно им:
 

- Но я песню написал, назло врагам,

Как одна возлюбленная пара

У костра, в палатке, под гитару

Получила пламенный оргазм!"
 

- Между прочим, зря иронизируешь. В Петербурге мне прислали записку: "Мне 70 лет. Спасибо вам: вспомнила молодость и оргазм". Когда я зачитал данное послание, зал просто лег... Я не думаю, что кого - то шокирую. Это ведь козел или ханжа во всей песне слышит только слово "жопа". Нормальный человек понимает, что существует контекст. На концертах все зависит от атмосферы в зале. Иногда сидят люди с детьми, а я чувствую: можно петь все, что угодно, - никто шокирован не будет (всегда предупреждаю, кстати, чтобы мои кассеты детям не давали, и своим не даю, но они все равно находят и слушают). А бывает зал напряженный; замечаю в третьем ряду какого - нибудь дедушку с каменным лицом, думаю: "Спою про оргазм - обидится". А если даже один человек в зале обидится, мне будет неприятно.
 

- Почто же искушаешь? Ведь в русском языке есть достаточно других красивых слов.
 

- Их я тоже знаю и употребляю. Но не могу же сочинять песню с мыслью о том, чтобы, не дай Бог, не использовать то или иное слово! Также нельзя изначально думать о том, какая именно аудитория будет слушать песню. Я пишу для Мишки, для Вовки, еще для трех - четырех моих близких друзей. Если это нравится кому - то еще - замечательно. Если не нравится, значит - я провалил песню. И все дела.
 

- А бывает, чтобы песня никому не понравилась?
 

- Не бывает. То, что не получается, - оправляю в корзину самостоятельно.
 

- "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать".
 

- У меня есть продюсер.
 

- Продюсер - истина в последней инстанции?
 

- Во всяком случае, к советам его всегда прислушиваюсь. Вдовин обожает котов. В самом начале нашего общения он подарил мне котенка и сказал: "Не могу работать с человеком, у которого дома нет кота". И вот недавно я написал "Кошачий блюз". Женя послушал и заявил, что песня говенная.
 

- Так у тебя же про это есть:
 

- За многие ночи бессонные

Я песню одну написал.

Она получилась говенная,

Я спел ее и зарыдал ".
 

-" Говенная песня "родилась именно после жестокой критики Вдовина. Так что, нет худа без...
 

-... говна?
 

- Здорово. Можно использовать?
 

- Дарю. Тимур, на вопросы о творчестве, ты отвечаешь загадочной фразой:" Судьба сломала мне ногу, и я начал писать стихи ". Любовью к слову ты обязан лишь сломанной ноге?
 

- Маме с папой спасибо. Мама у меня была директором Карачаево - Черкесского института филологии и литературы, отец в молодости писал прозу. Правда, стеснялся этого и так до конца жизни мне не признался - я нашел рассказы уже после его смерти. Ни мамы, ни отца нет: они умерли в один месяц... В доме была прекрасная библиотека, мама имела доступ к дефициту, всегда покупала по две одинаковых книги: Мурату и Тимуру, старшему и младшему. У нас с братом практически одинаковые библиотеки: мать позаботилась об обоих.
 

- Мурат, кажется, - врач?
 

- Да, работает в Дубне. Потому я и решил туда переезжать, дабы с братом воссоединиться. Воссоединились... Что же до любви к слову, постоянно твержу детям: книги нужно читать.
 

- Песни ты стал писать вдруг?
 

- Собственно, я начинал не с песен, а со стихов. Сочинял их своим друзьям к дням рождения и разным прочим датам.
 

- Ну, окказиональные стихи и я сочиняю.
 

- А на гитаре играешь?
 

- Сейчас - нет. Когда - то знала три аккорда.
 

- Так попробуй! Или, может, ногу тебе сломать - у меня все с нее началось?
 

- Типун тебе на язык! Итак, ты начал со стихов к датам. А дальше?
 

- Дальше произошел плавный постепенный переход к сцене и записи дисков.
 

- Как - то все у тебя слишком плавно и гладко. Хоть какие - то недоразумения случаются?
 

- Да, и все они, в основном, связаны с тем же оргазмом. Подошел ко мне перед концертом один человек и спросил, не могу ли я заменить это слово. Мы с гитаристом Сережей даже объявили конкурс, нам такие синонимы слали! Жаль, что я записки не привез: прямо перед объездом выложил, жену попросил спрятать.
 

- Кто у нас жена?
 

- Жена у нас - преподаватель: английский и немецкий языки. Классическая семья: врач и учитель. Работает моя половина в школе, где учатся наши дети.
 

- Детям сколько?
 

- 8 и 12.
 

- Мальчик и... мальчик?
 

- Мальчик и девочка - как положено.
 

- Дочь, конечно, - твоя любимица?
 

- Откуда ты знаешь?
 

- Давно живу. Самому - то сколько лет?
 

- Много: 36. Мой молодой вид многих вводит в заблуждение.
 

- Дети твои тоже, небось, прикольные?
 

- Да, дети сумасшедшие. Очень живые, излишне эмоциональные, друг друга убивать начинают прямо с утра. Папа защищает, естественно, младшую:" Она же маленькая, а ты здоровый лоб! "А мама, конечно, кричит:" Она, ехидная, его провоцирует! "Оба играют на фортепиано. Я, между прочим, жалею, что сам не учился. Сейчас бы на старости зимними долгими вечерами при камельке поставил бы горячий грог и наяривал. Гитара - не тот инструмент.
 

- А ее ты где освоил?
 

- Мы с ребятами ходили в музучилище, где студенты старших курсов учили нас играть - такая у них была педпрактика. Я долго не выходил - пару лет выдержал, а потом перевесил вокально - инструментальный ансамбль. Там же танцы, девушки с горящими глазами!..
 

- Как ансамбль назывался?" Знамя "," Пламя "," Поющие сердца -?
 

- Ну да! "Эльфы" назывался, а не какие - нибудь там "Голубые струны". Девушки хоть на шею и не вешались, но, по крайней мере, смотрели на меня восторженно. И то дело: фактура у меня была не та. Я и сейчас - то - не гренадер, но уже забурел. А тогда... Зато было внутреннее ощущение, что ты что - то умеешь. Я рад, что сын учится играть. Они же все пытаются в компании чем - то выделиться. Или покрасят себе "хаяр" (волосы, значит), или - за "Спартак" идут болеть, морды бить друг другу. Так пусть мой малый лучше выделится тем, что умеет играть на "фоно" и в теннис. Акселерат, девки свидания уже назначают. Он у меня, слава Богу, фактурой и красотой - не в папу. Замечательно сказала моя тетя: "Ой, вылитый Тимур, только красивый".
 

- А младшенькая что поделывает?
 

- Младшенькая на гимнастику ходит. И на "фоно" играет, хотя слух у нее мамин. У сына, слава Богу, папин слух, даже лучше.
 

- С солидными сольными гастролями ты в Израиле впервые, но уже не единожды к нам приезжал, выступал на фестивалях. И как тебе местный зритель?
 

- Для меня было совершенно удивительно, что в Израиле люди меня так замечательно принимают: мои вещи, думаю, глубже понятны российскому зрителю, чем нашим бывшим.
 

- Считаешь, ностальгирует "бывший наш народ -?
 

- Видимо, да. Или, возможно, приятно лишний раз удостовериться в правоте своего выбора, - мне трудно мне об этом судить. Скажу только, что приезжаю к вам с неизменным удовольствием. На первых концертах меня осторожно спрашивали, не еврей ли я. И я придумал формулировку:" я - еврей по друзьям ". Давно уже пребываю в восторге от вашей страны - может, потому, что приезжаю туристом. Ребята мои, живущие в Израиле, жалуются на тяжелую жизнь... А мне кажется, что здесь может быть трудно, но беспросветно быть, по - моему, не может. Вот скажи, ты ощущаешь Израиль как свой дом?
 

- Естественно. А твой дом где?
 

- В данном случае - в Дубне. Но, признаюсь, год после переезда дождаться не мог лета, когда возьму всю семью и поеду домой: туда, где родился, где вырос... Приехал - готов был камни целовать, настолько соскучился. Но прошел месяц -" в Москву, в Москву! "В общем, для меня дом там, где семья. Я очень семейный человек. И очень диванный.
 

- Что для тебя важнее: семья или диван?
 

- Это то же самое: приходишь в семью, ложишься на диван, вокруг детки шуршат, жена шуршит, а ты лежишь и смотришь наши проклятые новости - где там еще чего взорвали... Это - мое, я уже никуда оттуда не денусь.
 

- С дивана?
 

- Из России. И, естественно, с дивана. И - от своих гор.
 

- Расскажи про свои горы.
 

- Когда, живя в Черкеске, я видел туристов, которые ехали хрен знает, откуда, через полстраны, чтобы с пятидесятикилограммовыми рюкзаками подняться в горы, - они казались мне полубольными людьми. Вершины, горные озера, водопады, источники - я во всей этой экзотике вырос. Последние 12 лет я жил в Архызе, а рядом, в Домбае, ежегодно проходил слет авторской песни" Горные вершины ". Народ съезжался со всей страны, а я сел в машину и за полтора часа просто переехал из одного ущелья в другое. С друзьями из Краснодара мы всю ночь пели песни, что - то пили, лег я только часов в пять утра. А в семь уже ломятся в дверь:" Вставай, посмотри, какой вид из окна! Пошли побродим по горам ". Я их чуть не убил:" С ума, что ли, посходили? Я тут живу, извините, тридцать лет, у меня из окна такой же вид, только - с другой стороны ".
 

- Ты неисправимый неромантик.
 

- Неисправимейший! Знаешь, почему мне очень нравился Нижний Архыз? Там был синтез: многоэтажный дом с лифтом, квартира с телевизором, мягким диваном. В воскресенье берешь детей, жену, выходишь из подъезда - вот тебе горы, вот тебе река, вот тебе ели. Такие путешествия мне нравятся. Но - не пятидесятикилограммовый рюкзак, ночевка в палатке... Однажды я повез несчастную жену куда - то на фестиваль на поляне. Она переночевала одну ночь в палатке и сказала:" Спасибо, я все поняла, больше с тобой никуда не поеду ". Понимаешь, у меня все было под боком: и экзотика, и комфорт, и семья, и работа - чего еще человеку надо?
 

- И действительно - чего? Что ты еще любишь?
 

- Много чего люблю. Пиво, хорошее чтиво - в основном, эссеистику. Руки, жаль, не доходят: лежит кипа книг, которые надо прочесть. Газеты прочитать успеваю. Обычно покупаю их всех направлений, чтобы составить целостное представление. Люблю послушать музыку -" Битлз "," Роулинг стунз ", Сайман и Горфункель," Двери ". Брат, ставший к старости бетховеноманом," посадил "меня на Бетховена... Друзей своих люблю - их у меня много.
 

- Разве так бывает?
 

- Еще как бывает! В молодости я был таким козлом - мог себе в воскресенье бросить дома беременную жену и умчаться к друзьям в Ставрополь на какой - нибудь сабантуй. Ко второй беременности я уже немножко повзрослел и понял, что к чему... Детей люблю. Не только своих - всех. Когда смотрю по телику ужастики или в газетах читаю про каких - то детоубийц, ужасно расстраиваюсь. Настроение портится, как у альтиста Данилова, когда его обрекли на то, чтобы он через себя пропускал чужие боли... Довлатова очень люблю. У нас с гитаристом Сережей традиция - перед концертом обязательно произносим:" Ну, с Богом ", - как говорил зека Хамраев, отправляясь на мокрое дело"... Еще я очень люблю женщин. Однажды на концерте пришла записка: "Почему вы так неуважительно отзываетесь о женщинах? Неужели вы не любите умных и хорошо одетых женщин?" Я ответил, что люблю женщин умных, не умных, хорошо одетых, плохо одетых, совсем не одетых. Феминистки в зале рвали и метали. Потом, правда, подходили и благодарили... Знаешь, никогда не замечал явно отрицательного отношения к себе. Воспринимаю это как величайшее благо: мне очень важно, что люди про меня думают. Могу сильно обидеться на гадость, прямое хамство.
 

- Приходилось сталкиваться?
 

- Однажды в прямой эфир "Эха Москвы" позвонил радиослушатель: "Кого вы приглашаете? Он же бездарь!" Я сначала "обломался". А потом подумал, что любой человек имеет право на собственное мнение. Сам я не считаю себя бездарью, хотя отношусь к себе очень критично. До сих пор не понимаю, как я могу выходить на сцену в тысячном зале и петь свои песни. А к концу концерта вижу, что все идет нормально. Мне, как барышне, всегда очень хочется понравиться. С другой стороны, я глубоко убежден, что любить себя надо, но относиться к себе, любимому, следует без излишнего пиетета. С юмором нужно себя воспринимать: "Козел ты, дурачок. Это всего лишь песенки - что ты из себя корчишь?" Знаешь, что я еще люблю? Делать людям красиво. Чтобы звучало красиво, чтобы не один я выступал, а с хорошими музыкантами, чтобы звук красивый был. Чтобы стол был красиво накрыт, чтобы женщины были красивые...
 

- Жена твоя красивая?
 

- Красивая. Ее отец - грузин, а еще в ней - греческая, еврейская, русская крови. Сам же я - наполовину черкес, наполовину ногаец. И кто, спрашиваю тебя, мои дети?
 

- Тебе виднее.
 

- Спасибо маме моих детей за то, что получились они у нас красивые и умные. А знаешь, откуда я жену привез? Из Германии.
 

- Угнал?!
 

- Все было проще. Мы с друзьями оправились в турпоездку. Гитара, пиво, Германия - нам было очень хорошо. Только в поезде на обратном пути, когда закончились все марки, пить было нечего, мы обратили внимание на женщин. От "безысходки" я пристал к красивой девушке. А она потом говорила: "Когда я вас увидела первый раз, подумал:" Господи, какие шумные, какие противные. А самый противный - тот, в очках ". А потом мы поженились.
 

- В твоих песнях часто фигурирует жена.
 

- Смешно, что люди не понимают разницы между мной и лирическим героем. Даже коллеги жены спрашивали у нее:" За что ж он тебя так не любит? "Она им - про лирического героя, про то, про се... Не верят. На днях, буквально перед моим отъездом в Израиль, я ляпнул на концерте:" Хочу спеть песню, посвященную моей жене, которая сегодня присутствует в зале ". Тут начали кричать с места:" Покажите, кому это так повезло! Где она - пусть встанет! ". Вдруг встает мой друг Вова:" Ладно, я пошел, не буду смущать ", - и вышел. Зрители обалдели. А в Риге нас с Вдовиным уложили на большой, но один диван. Утром хозяин спросил:" Так значит, слава приходит через постель продюсера? "Только, пожалуйста, добавь:" Это шутка! "
 
 

*" ЧЕЛОВЕК ДИВАННЫЙ ". Авторизованный перевод с латыни.
 

Бард Топ TopList

Реклама: